Цели урока:
- способствовать формированию и развитию умений и навыков работы на верстаке, забиванию гвоздей;
- способствовать формированию представления об операции соединение;
- способствовать развитию двигательной сферы: овладение моторикой мелких мышц рук (удерживать гвоздь двумя пальцами, вертикально верх головкой);
- развивать двигательную сноровку, соразмерность движений (наносить удары молотком по головке гвоздя);
- способствовать формированию и развитию трудовых качеств личности;
- обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности профессии плотника.
Методическое оснащение урока:
- Материально-техническая база:
- компьютер, экран, проектор;
- кабинет (мастерская) трудового обучения;
- верстак;
- инструменты, приспособления; молоток, рубанок, тиски;
- материалы (бруски, гвозди).
- Дидактическое обеспечение:
- изделия из древесины;
- презентация «Удивительный гвоздь».
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (предметный), репродуктивный – упражнения, частично-поисковый, беседа, практический
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.
Словарная работа: плотник, операция соединение, молоток, гвоздь, головка-шляпка, стержень, остриё.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Приветствие
2. Проверка готовности учащихся к уроку
3. Настрой учащихся на работу
– Вы сегодня не просто ученики вы ученики плотника. Кто же такой плотник? Плотник это профессия человека, который занимается соединением деталей гвоздями, они строят дома, мосты. Плотник должен разбираться в свойствах древесины, уметь изготавливать различные изделия из древесины, знать способы соединения деталей.
4. Доведение до учащихся плана урока
– Сегодня мы познакомимся еще с одной операцией, познакомимся с правилами работы с молотком, узнаем, из каких частей, состоит гвоздь, начнем учиться забивать гвозди, вспомним устройство рубанка.
II. Повторение предыдущего урока по теме: «Устройство рубанка»
1. Задание (Приложение 1, Приложение 2)
2. Актуализация знаний учащихся
На столе лежат изделия из древесины:
– Рассмотрите эти изделия, из какого материала
они изготовлены?
– Из скольких деталей они состоят?
– При помощи чего они соединены?
III. Изложение учителем нового материала
– Как вы думайте, называется операция, при
которой одна деталь присоединяется к другой?
– Операция соединение. (Хором)
– Сегодня мы узнаем много удивительного о
простом гвозде.
1. Просмотр презентации «Удивительный гвоздь»
Слайд 1 – Удивительный гвоздь.
Слайд 2 – Определение, что такое гвоздь.
– Давайте его рассмотрим. Как называются части гвоздя. Ведь гвоздь состоит из одной детали он литой. Он состоит из …
Слайд 3 – гвоздь.
– Из чего делали, первые гвозди как вы думайте ваши предположения?
Слайд 4 – материал гиперссылка древесина на слайд 7 деревянные гвозди.
Слайд 5 – первые гвозди.
Слайд 6 – камень и кости.
Слайд 4 – гиперссылка цинк на слайд 8 (гвозди латунь, железо…)
На столах коллекция гвоздей из разного металла.
Слайд 9 – как ценились гвозди.
Слайд 10 – клад.
Слайд 11 – старинные гвозди.
– Какие инструменты нужны, чтобы выполнить операцию соединение?
Слайд 12 – инструменты.
Слайд 13 – виды гвоздей.
– Рассмотрим гвозди на наших столах (гвозди
разных размеров)
Гвозди по размеру бывают самые разные от
маленького до самого большого.
Вот я принесла такие гвозди. Все они
предназначены для скрепления одной детали к
другой.
– Как вы думайте маленький гвоздь, скрепляет
какие детали узкие или широкие по ширине? А
большой гвоздь, скрепляет, какие детали?
– Найдите самый длинный гвоздь, самый
маленький. Как вы узнали, что это самый
маленький, а это самый большой гвоздь? Сравните
между собой положить рядом.
2. Физкультминутка для глаз
Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко
– Есть определенные правила, как забить гвоздь. Как вы думайте, что сначала нужно сделать?
Слайд 14 – Правила забивания гвоздей.
Слайд 15 – Правила забивания гвоздей.
Слайд 16 – Правила забивания гвоздей.
Слайд 17 – правила.
Задание. Покажите, как правильно держать молоток и гвоздь.
– На втором уроке технологии мы будем
практически выполнять это задание - забивать
гвоздь.
– Что можно сделать из древесины?
Слайд 18 – игрушки из древесины.
Слайд 19 – изделия из древесины.
– Как еще можно применить гвозди?
Слайд 20 – применение гвоздей.
Слайд 21 – модный дизайн и снова гвоздь.
3. Закрепление знаний учащихся
Задание: вписать слова (Приложение 3)
4. Изложение теоретического материала:
– А вы знаете, как появился первый
гвоздь?
Когда-то вместо гвоздя пользовались шипами
кустов и деревьев, щепочками, рыбьими костями и
заостренными костями животных. Рассмотрите их..
– Как только человек стал выплавлять
металл. Он научился лить и ковать гвозди.
Металлические гвозди вытеснили костяные и
деревянные постепенно ,потому что они очень
дорого стоили. Однажды воины древнего мира
должны были спешно оставить крепость. Перед этим
они аккуратно сложили в ящики и закопали семь
тонн гвоздей, чтобы не достались противнику.
Тайный склад случайно нашли уже в наше время.
– Гвозди по размеру бывают самые разные от
маленького до самого большого. Вот я принес такие
гвозди. Все они предназначены для скрепления
одной детали к другой.
– Как вы думайте маленький
гвоздь, скрепляет какие детали узкие или
широкие по ширине?
– А большой гвоздь скрепляет
какие детали?
– Найдите самый длинный гвоздь, самый
маленький. Как вы узнали, что это самый
маленький, а это самый большой гвоздь? Сравните
между собой положить рядом.
– Давайте его рассмотрим. Как называются
части гвоздя. Ведь гвоздь состоит из одной детали
он литой. Он состоит из головки-шляпки,
стержня, острия.
– Покажите на этом гвозде
– Есть определенные правила, как забить гвоздь. Как вы думайте, что сначала нужно сделать?
5. Правила забивания гвоздя
1. Закрепить заготовку
2. Гвоздь держать вертикально шляпкой вверх
покажи это как
3. Гвоздь держать большим и указательным пальцами
левой руки и наносить молотком по головке гвоздя
несильные удары.покажите как держать
4. После того как гвоздь надежно вошел в
древесину левую руку убирают и наносят более
сильные удары.
5. Крепко держать гвоздь двумя пальцами
6. Молоток держать так, чтобы рука была на
расстоянии 2-3 см конца рукоятки.
6. Физкультминутка
Игра «найди жемчужину»
найди жемчужину кто быстрее
выбрать фасоль двумя пальцами удерживать
фасоль
выбрать
считаю 10
7. Закрепление знаний учащихся
Как называется части гвоздя
Назовите правила забивания гвоздя
С какой операцией вы познакомились
8. Физкультминутка
Буратино потянулся
IV. Практическая работа на верстаке
Забивание гвоздя
Закрепление в тисках заготовки
1. Вводный инструктаж учителя:
– сообщение названия практической работы;
– разъяснение задач практической работы;
– ознакомление с объектом труда (образцом);
– ознакомление со средствами обучения, с помощью
которых будет выполняться задание(оборудование,
инструменты, приспособления);
– инструктаж по технике безопасности.
2. Самостоятельная работа учащихся
Текущий инструктаж учителя
– проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы
Формирование новых умений:
– проверка организованности начала
работы учащихся;
– проверка организации рабочих мест учащихся
(рабочий стол, инструменты, приспособления);
– соблюдение правил техники безопасности,
санитарии и гигиены труда при выполнении
задания;
Целевые обходы:
– инструктирование учащихся по
выполнению отдельных операций и задания в целом;
– концентрация внимания учащихся на наиболее
эффективных приемах выполнения операций;
– оказание помощи слабо подготовленным к
выполнению задания учащимся;
Заключительный инструктаж учителя:
– анализ выполнения самостоятельной
работы учащимися;
– разбор типичных ошибок учащихся;
– вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
– повторное объяснение учителем способов
устранения ошибок.
V. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
VI. Уборка рабочих мест
VII. Подведение итогов урока учителем
1. Сообщение учителя о достижении целей урока
– Что вы нового узнали?
– Что вспомнили?
– Что сегодня удалось вам, а что нет?
– Как вы бы оценили себя (Даны карточки с
оценками, ученики показывают)
2. Объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся.
3. Сообщение о теме следующего урока