Формирование готовности дошкольников к овладению грамотой

Разделы: Логопедия


Актуальность проблемы.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе.

Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к овладению чтением и письмом является одной из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

О проблемах начального обучения грамоте еще в 50-е годы говорил Д.Б.Эльконин, о задачах формирования не только навыков чтения и письма, но и речевого развития писали К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. На необходимость становления процессов и функций в ходе онтогенетического развития ребенка, которые участвуют в формировании письменной речи, указывает Р.Е.Левина; о психологической подготовке ребенка к письму, о необходимости формирования у него для этого побудительных мотивов говорил Л.С. Выготский.

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме готовности детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой показало, что в последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Нарушение чтения и письма является достаточно распространенным среди учащихся не только коррекционных, но и массовых школ и приводит впоследствии к дисграфии, дислексии, дизорфографии. У большинства воспитанников дошкольных образовательных учреждений, посещающих группы общего развития, при поступлении в школу трудности проявляются уже в период обучения грамоте. Одной из причин данных результатов является отсутствие специалистов, способных диагностировать речевое развитие детей, развитие мелкой моторики и сумевших вовремя спланировать систему коррекционной работы. Поэтому наше дошкольное образовательное учреждение уделяет большое внимание по формированию готовности детей к успешному овладению грамотой, первоначальными навыками чтения и письма. Все вышесказанное позволило считать данную проблему актуальной и сформулировать цель исследования.

Цель исследования: изучить готовность детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой и разработать методические рекомендации по формированию данной готовности.

Достижение поставленной цели требует решения ряда задач.

Задачи исследования:

  1. Выявить критерии готовности к школьному обучению.
  2. Раскрыть содержание коррекционной работы и сформулировать методические рекомендации по выработке у детей умений и навыков по овладению грамотой.
  3. Определить и создать необходимые условия при формировании навыков для успешного овладения чтением и письмом.

Решение поставленных задач:

1. Рассматривая проблему готовности детей к школе, мы выявили, что основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. По мнению Р.Е.Левиной, Г.В.Чиркиной, А.Я.Ястребовой трудности, возникающие у детей при обучении чтению и письму, являются следствием недоразвития фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, а также следствием несформированности связной речи. Профессор М.М.Кольцова указывает на то, что уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики. Также она утверждает, что при поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией. Поэтому при подготовке к овладению грамотой важен весь процесс речевого развития дошкольников в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, сформированность фонематических процессов и развитие мелкой моторики, зрительно – двигательной координации и пространственной ориентировки. Это основные критерии готовности ребенка к овладению грамотой.

2. Проанализировав основную программу ДОУ – “Детство”, мы отметили, что при определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте выделены следующие направления работы:

– комплексное развитие всех компонентов устной речи: лексико-грамматической стороны, звуковой культуры речи, связной речи;
– ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
– ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи;
– ознакомление со словесным составом предложения – деление предложения на слова и составление из слов (2–4) предложений;
– ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками.

Ведущую роль играет формирование способности анализировать звуковой состав слов, поскольку процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот. Большая работа ведется по подготовке руки к письму.

Наряду с основной программой для ДОУ мы используем программы коррекционного обучения для детей с нарушениями речи, по которым ведётся работа в нашем детском саду в группе компенсирующей направленности:

  • “Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей” Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
  • “Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей” Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
  • “Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду” Ушакова О.С.

Работа охватывает все стороны речевого развития, предусматривает подготовку руки дошкольника к письму. Установлено, что большинство детей при поступлении в школу владеют недостаточным уровнем готовности к овладению процессами чтения и письма, и доказано, что вовремя выявленные недостатки при подготовке к школе, правильно построенная коррекционная работа способствуют повышению уровня готовности.

Изучение готовности к овладению грамотой осуществлялось путем проведения специальных методик (речевых и моторных проб), предложенных Г.А.Волковой, Р.И.Лалаевой, Р.А.Кирьяновой, М.М.Безруких, О.В.Бачиной, Н.Ф.Коробовой. Методики включали простейшие и понятные детям речевые задания, двигательные задачи, специальные тестовые задания, позволяющие судить о степени речевой готовности, развитии мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Для оценки результатов исследования состояния речи были использованы количественная и качественная обработка результатов. Выявлено, что большинство детей показали средний уровень, а некоторые дети – низкий уровень готовности к овладению грамотой, который характеризуется недостаточной сформированностью навыков фонематического анализа, синтеза и восприятия; большим количеством грамматических ошибок и бедностью словаря; недостаточной развернутостью и связностью речи. Так же было выявлено, что у большинства дошкольников моторика пальцев доминантной руки развита недостаточно, зрительно-двигательная координация находится на низком уровне. Таким образом, в ходе работы были получены данные о том, что в старшем дошкольном возрасте не все дети готовы к овладению грамотой, что проявляется в незрелости фонематического слуха, недостатках зрительного восприятия и пространственной ориентировки, нарушениях развития речи и мелкой моторики (см. приложение “Результаты исследования”). Мы предполагаем, выявленные недостатки обуславливают необходимость формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой.

Исходя из анализа результатов исследования, мы определили следующие направления коррекционной работы:

– совершенствование фонематических процессов, обучение грамоте;
– расширение лексико-грамматических представлений, развитие словаря;
– развитие связной речи;
– развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.

Работу по перечисленным направлениям мы рекомендуем проводить в два календарных периода, в каждом из которых тематическое планирование коррекционных занятий разделено на три этапа (см. Приложение 1 “Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий”).

Цель первого этапа – восполнение пробелов в развитии фонематических пробелов; второго – восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя; на третьем этапе мы рекомендуем проводить занятия, целью которых является восполнение пробелов в формировании связной речи. Работа по развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации как отдельный этап нами не выделяется, реализация задач данного направления в каждом календарном периоде идет через различные виды работ на первом– третьем этапах. При постановке задач, подборе предлагаемого материала на одноименных этапах каждого календарного периода учитывались принципы системности, доступности, связи речи с другими сторонами психического развития. Задания нами подбирались с учетом постепенного усложнения речевого и практического материала. Форма организации занятий – фронтальная, подгрупповая и индивидуальная. В качестве эффективной формы мы предлагаем организовать кружковую работу по обучению грамоте (см. Приложение 2 “Планировании кружковой работы).

Предложенные нами методические рекомендации могут быть использованы педагогами, родителями для занятия с детьми старшего дошкольного возраста (см. Приложение 2 “Методические рекомендации”).

Особое внимание мы предлагаем уделять игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников грамоте и являются существенным компонентом этого обучения (см. приложение “Игры и упражнения, необходимые для овладения грамотой”). Эти игровые приемы так же могут быть использованы родителями при подготовке детей к овладению ими грамотой.

Мы предполагаем, что систематическое и последовательное использование предлагаемого материала обеспечит повышение уровня готовности детей к овладению грамотой, а выработанные в ходе коррекционно-развивающих занятий умения и навыки будут способствовать успешному овладению чтением и письмом (см. Приложение “Результаты исследования”).

3. Проблему комплексной подготовки детей к овладению чтением и письмом в детском саду предполагается решать путём создания необходимых условий для формирования указанных навыков детей, совершенствования образовательной среды педагогического процесса.

Наряду с коррекционной работой по формированию готовности к овладению грамотой детьми, планируем деятельность по следующим направлениям:

  • совершенствование предметно-развивающей среды, направленной на формирование предпосылок овладения чтением и письмом;
  • взаимодействие педагогов и специалистов детского сада в процессе формирования предпосылок к овладению грамотой;
  • повышение качества образовательной работы с родителями в вопросе подготовки детей к школе;
  • сотрудничество детского сада и учреждений местного социума;

Организация предметно-развивающей среды.

Процесс развития речи дошкольников тесно связан с реализацией его потребности в игре. Поэтому создание коррекционно-развивающей среды, учитывающей ведущую деятельность ребёнка, необходимой для развития речи – одно из важных направлений деятельности ДОУ.

При его проектировании учитываем возрастные особенности речи детей, уровень речевого развития (группы в целом, подгрупп, и отдельных детей), уровень общего развития и характер игровой деятельности.

Педагоги создали в группах уголки художественной литературы, различные игры и пособия для развития мелкой моторики пальцев рук (совместно с родителями), дидактические игры по лексическим темам и направлениям речевого развития, картотеку артикуляционных, дыхательных, голосовых упражнений.

Кроме того, для активизации речи детей в группах представлены и активно используются атрибуты для сюжетно-ролевых игр, наборы предметных и сюжетных картинок, различные виды театра и т.д.

Организация развивающей среды по развитию речи по всем возрастным группам представлена в приложении “Предметно-развивающая среда по развитию речи дошкольников”…

Учителем – логопедом оборудован кабинет для диагностической и коррекционной работы, составлен паспорт логопедического кабинета, где представлена картотека игр по разделам, в том числе игры по обучению грамоте и литература (см. в приложении “Паспорт логопедического кабинета”).

Взаимодействие педагогов и специалистов.

Работа по формированию готовности к овладению грамотой не может ограничиваться рамками логопедического кабинета. Она эффективна только при условии закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях всеми участниками коррекционного процесса: педагогами, младшими воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.

В нашем детском саду мы старались спланировать совместную работу педагогов по речевой готовности к школе. Модель взаимодействия учителя-логопеда с сотрудниками детского сада см. в приложении.

При построении работы в группе компенсирующей направленности для детей учитель – логопед работает по коррекции звукопроизношения, лексического и грамматического строя, развитию связной речи и фонематического слуха. Заведующий и старший воспитатель детского сада комбинированного вида совместно с учителем-логопедом составляют годовой план работы ДОУ, в котором отражается основная программа и коррекционные программы для детей с ОНР и ФФН; контролируют соблюдение единого речевого режима.

Воспитатель планирует все занятия в соответствии с лексическими темами, проводит работу по активизации предметного словаря, закреплению навыков словообразования и словоизменения, развитию памяти и внимания, навыков чтения и автоматизации звуков по заданию учителя – логопеда, а также организует игры и упражнения вне занятий, экскурсии, наблюдения, опыты. Музыкальный руководитель занимается разучиванием песен, музыкальных распевок, логоритмических упражнений по общей лексической теме. Он решает задачи по развитию ритма, темпа, слухового внимания, дикции и обогащению словаря дошкольников музыкальными терминами.

Инструктор по физической культуре включает в свои занятия игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики, двигательной координации связанные с темой недели, намеченной учителем – логопедом.

Младший воспитатель, оказывая необходимую помощь учителю-логопеду, воспитателю, сам становится участником коррекционной работы. Во вторую половину дня, в час самокоррекции, следит за выполнением заданий детьми на развитие графомоторных умений, логического мышления, развития зрительно-двигательных координации и мелкой моторики.

Представим анкету, которая помогла изучить вопросы взаимодействия специалистов детском саду, определить содержание и методы сотрудничества, направленные на формирование предпосылок к овладению грамотой (см. Приложение “Анкета для сотрудников и результаты анкетирования”).

Вопросы комплексного взаимодействия педагогов традиционно рассматриваются на заседаниях педагогического совета, консультациях педагогов, семинарах – практикумах, разрабатываются творческими группами, отражаются в планировании воспитательно-образовательного процесса (см. Приложение “Планирование взаимодействия педагогов”). Вся работа педагогов фиксируется в “Тетради взаимодействия специалистов”.

Взаимосвязь с родителями.

Готовность ребенка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. Психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, т. е. сама по себе. Она образуется постепенно и, самое главное, требует верного педагогического руководства, специально организованных занятий с ребенком в семье. Обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия педагогов и родителей. Семья – первая и наиболее важная среда развития ребенка. Роль родителей в подготовке детей к школе огромна, ее значение трудно переоценить. Взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей.

Для дошкольника, который посещает детский сад, регулярные “домашние уроки” не будут новостью сами по себе, но характер их будет совсем иной. С их помощью ребенок учится правильно говорить, у него развивается фонематический слух и к старшему дошкольному возрасту достигает такого уровня развития, что ребенок может осуществлять звукобуквенный анализ слова, значит, показывает готовность к овладению чтением и письмом в школе.

Представим анкету, которая помогла изучить вопросы сотрудничества с родителями, определить содержание формы и методы сотрудничества и сделать соответствующие выводы (см. приложение “Анкета для родителей). При условии взаимодействия дошкольного учреждения и семьи и правильной организации специальных мероприятий (см. выше таблицу “Взаимодействие педработника с родителями воспитанников”, Приложение “Формы сотрудничества с семьями воспитанников”) по формированию школьной зрелости, возможно улучшить процесс подготовки к школе и помочь найти пути реализации задатков каждого будущего школьника.

Работая с детьми, стараемся опираться на лучший опыт семейного воспитания, учитываем своеобразие каждой семьи, тактичными советами, педагогическим просвещением родителей, привлечение их к участию в мероприятиях, проводимых в детском саду (см. приложение), стремимся к взаимопониманию, единству педагогических воздействий, направленных на подготовку ребенка к школе.

Сотрудничество детского сада и учреждений местного социума.

Важна преемственность детского сада и школы, ориентировка на ее программу и требования, которые она предъявляет к ученикам. Не менее интересно и полезно знать учителю своих будущих учеников, что они имеют, как ведут себя в коллективе, кто из них может быть опорой при организации внеклассной работы. Изучив и проанализировав мнение педагогов, родителей об актуальности проблемы преемственности между детским садом и школой, мы составили план взаимодействия с МОУ “Судская средняя общеобразовательная школа № 1” (см. приложение “План совместных мероприятий детского сада и школы”, “Фотографии”). За последние годы, большинство детей, поступающих в школу, показали хороший уровень готовности к обучению, легче адаптировались к новым социальным условиям.

Качественная реализация задач подготовки детей к школе возможна только на основе комплексного подхода, т. е. взаимодействия всех учреждений местного социума. Поиски новых форм и методов сотрудничества привели к необходимости планирования и организации работы специалистов детского сада и сотрудников рядом расположенных учреждений (см. в приложениях планы взаимодействия с библиотекой п. Межное, Домом Культуры п. Межное, МОУ ДОД “Судской школой искусств”).

По данной теме мы плотно сотрудничаем с Центром Психолого-медико-социального сопровождения и активно участвуем в семинарах, организованных по плану Ценра ПМСС (см. приложение).

Взаимосвязь в работе всех направлений способствует более высоким темпам речевого развития. Результатом совместной работы является правильная речь дошкольников, хорошая подготовка детей к школе и успешное обучение их в дальнейшем.

Оценка результативности.

Проведённая нами работа позволяет сделать вывод о том, что проблема формирования готовности к овладению грамотой приобретает всё большую актуальность.

Во время работы мы проанализировали данную проблему с теоретической точки зрения: выявили критерии готовности к школьному обучению, раскрыли содержание коррекционной работы и сформулировали методические рекомендации по выработке у детей умений и навыков по овладению грамотой, определили и создали необходимые условия, при формировании навыков для успешного овладения чтением и письмом.

Работа велась систематически в нескольких направлениях: коррекционная работа с детьми, родителями, педагогами ДОУ и сотрудниками учреждений местного социума.

Результаты своей работы мы выявили с помощью диагностических методик и анкетирования. В приложениях “Результаты исследования”, “Анкеты и выводы” наглядно представлены факты того, что действительно проведённая работа дала положительные результаты.

Мы считаем необходимым, продолжать работу по данной теме, внедрять систему работы в практику, продолжать разрабатывать новые пути развития. Планируем, особо акцентировать внимание на такую форму деятельности, как технология проектирования, которую применяем в течение несколько лет, но по другим темам.

Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены, наши предположения нашли свои подтверждения.

Приложение 1, Приложение 2

Литература:

  1. Алексеева М.Н., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения грамоте дошкольников. – М., 2000.
  2. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. – М., 2007.
  3. Белова Т.В., Солнцева В.А. Готовимся к школе. – М., 2007.
  4. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2005.
  5. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб.: 1993.
  6. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: “ДЕТСТВО–ПРЕСС”, 2008.
  7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.
  8. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие/ Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская/ Под ред. Н.В.Дуровой.– М.: Школьная пресса, 2004.
  9. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: пособие для родителей и педагогов/ В.А.Солнцева, Т.В.Белова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.