Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо»
Цели урока:
- развитие способности полноценно воспринимать художественный текст, умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
- формирование нравственных представлений как совесть, совестливость, ответственность и понятий как стыд за плохой поступок, ответственность за свое слово;
- совершенствование навыков выразительного чтения, развитие творческого воображения, фантазии.
Оснащение: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация в PowerPoint.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Работа с текстом сказки до чтения
а) Актуализация знаний.
– Прочитайте загадку (слайд 1)
Расту червячком, питаюсь листком,
Себя обмотаю, потом засыпаю.
Не ем, не гляжу,
Неподвижно лежу.
Но теплой весной я вдруг оживаю,
Уютный свой дом покидаю.
– О ком эта загадка? Кто так может о себе
говорить? (Дать высказаться).
– Сколько частей вы увидели в загадке? Да, это
стадии развития бабочки: гусеница, куколка,
бабочка (слайд 3).
– Прочитайте только однокоренные слова: (слайд 4,
обратить внимание на правильное ударение) гусеница,
гусеничное, гуси, гусли.
– А гусеница, бабочка (слайд 5) умеют говорить? Не
чудо ли это? А где происходят чудеса?
б) Знакомство с автором
– Мы сегодня прочитаем сказку. Откройте учебник. Кто ее написал? (На слайде 6 портрет Валентина Берестова. Показываю знакомую ребятам книгу стихов автора. На слайдах 7-10 книги автора).
в) Работа с заглавием (слайд 11)
– Как автор назвал свое произведение? Что может
быть честным? Какое слово так и хочется добавить?
Кто мог так сказать? Кто будет главным героем
сказки?
– А когда дают честное слово? И как нужно с
честным словом поступать? О чем может быть эта
сказка? (Предположения детей).
г) Рассматривание иллюстрации
– По заглавию главным героем мы предположили
гусеницу. А где же тут гусеница? (Превратилась в
бабочку).
– Предположите (слайд 12), как могла закончить
свою клятву гусеница: «Честное гусеничное слово,
что…» (Предположения детей)
II. Работа с текстом во время чтения
а) Чтение сказки про себя
Вопросы после чтения (слайд 13)
– Как же закончила клятву Гусеница? На кого она
рассердилась?
– Почему слово Гусеница написано с заглавной
буквы?
– Какой литературный прием использовал автор? (Олицетворение
– вид метафоры, перенесение свойств
одушевленных предметов на неодушевленные.
Весьма часто олицетворение применяется
при изображении природы, которая наделяется теми
или иными человеческими чертами).
б) Чтение – размышление вслух по абзацам
1-2 абзацы
– Чему радовалась Гусеница?
– О чем она жалела?
– Автор считает, что она красивая? Словами
«плоская рожица, мохнатая спинка» он рисует
красивый образ?
3-4 абзацы
– Для чего Гусеница «взобралась на самый
красивый цветок»?
– Что она ожидала услышать? А что услышала?
– Согласны ли вы с девочкой? Вам понравилось ее
поведение?
– Что почувствовала Гусеница? Как автор передает
накал чувств? (Приемы передачи чувств:
восклицание, повтор слов с частицами не,
ни – 8 раз).
– Давайте еще раз прочитаем клятву Гусеницы. Вам
ее не жалко?
5-6 абзацы
– Как Гусеница держала свое слово? Легко ли ей было? Давайте посмотрим путь Гусеницы. (слайд 14. Из текста: гусеница на дерево, со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок.)
Динамическая минутка
Подражаем передвижению гусеницы.
– Как она трудилась? Что можете сказать о
характере героини?
– Каким словом играет автор? Что имела ввиду
Гусеница, говоря, что она (слайд 15) «совершенно
замоталась»?
7-8 абзацы
– Что происходило с Гусеницей в коконе?
– Как она выбралась наружу? (Слайд 16.) Ей это
удалось легко? Какой прием убеждает нас в этом? (Повтор
слов: стала тереться, терлась, терлась, протерла).
– Почему она «падала вверх»? Писатель опять
играет со словами! Разве можно падать вверх?
– Что почувствовала Гусеница, увидев «на том же
самом лугу ту же самую девочку»? Как просто
автор-художник с помощью этих слов усиливает
выразительность и передает настроение героини!
– О чем так сильно переживает Гусеница? Какая
черта ее характера здесь проявляется? Почему она
«упала» в траву?
9 абзац
– Что сказала девочка на этот раз? Почему?
– Почему Гусеница не поверила девочке? Почему
автор использует слово «ворчала», а не «сказала»
или «подумала»?
10-11 абзацы. (Слайд 17)
– С какой целью Гусеница «погляделась в каплю
росы»? Что она увидела? Что она раньше
разглядывала в ней?
– О чем она восклицала? Чему обрадовалась?
12 абзац
После слов «закружилась над лугом»:
– Подождите, какое может быть веселье, если она дала клятву, что «никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах больше меня не увидит»! Ведь все сейчас ее увидят!
– А разве можно нарушать клятву?
III. Физкультурная минутка для глаз
Слайд 18
«Вот оно какое наше лето» И. Галкиной
IV. Работа со сказкой после чтения. Самостоятельная работа с последующей проверкой
а) Задание 2 стр. 49 тетради
– Разделите сказку на 3 части так, чтобы они соответствовали частям загадки (слайд 19) и озаглавьте каждую часть.
б) Проверка: читаем первую часть загадки, затем первую часть сказки, затем варианты заглавий и отмечаем наиболее удачное заглавие. Аналогично остальные части.
V. Итог урока
– Какую самую главную мысль вы «прочитали
между строк» в сказке? (Задание 3 в тетради).
– Да, природа способна творить чудеса. Просто
надо быть внимательными, чтобы увидеть эти
чудеса.
– Вы все знали, что из гусениц вырастают бабочки?
А как красиво В.Берестов – художник слова вам еще
раз показал это чудо. Кто из вас помнит
знаменитую сказку Г.-Х. Андерсена, в которой тоже
происходит чудесное превращение? (Слайд 20.
«Гадкий утенок»).
– А как же быть с «честным словом» (слайд 21)?
Оправдались ваши предположения, сделанные в
самом начале урока? Наша героиня совершила
плохой поступок? Кто-то пострадал от того, что
Гусеница не сдержала свое «честное гусеничное
слово»?
VI. Домашнее задание
Слайд 22
– Попробуйте сочинить свою историю чудесного превращения. При этом не забывайте использовать известные вам литературные приемы: олицетворение, звукопись, преувеличение.
(Можно дать подсказку: зерно в торт, дерево в дом, вода в ледяные фигурки, семя в цветок и т.д.)