Урок литературного чтения во 2-м классе ("Школа–2100") по произведению Валентина Берестова "Честное гусеничное"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо»

Цели урока:

  • развитие способности полноценно воспринимать художественный текст, умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
  • формирование нравственных представлений как совесть, совестливость, ответственность и  понятий как стыд за плохой поступок, ответственность за свое слово;
  • совершенствование навыков выразительного чтения, развитие творческого воображения, фантазии.

Оснащение: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация в PowerPoint.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Работа с текстом сказки до чтения

а) Актуализация знаний.

– Прочитайте загадку (слайд 1)

Расту червячком, питаюсь листком,
Себя обмотаю, потом засыпаю.
Не ем, не гляжу,
Неподвижно лежу.
Но теплой весной я вдруг оживаю,
Уютный свой дом покидаю.

– О ком эта загадка? Кто так может о себе говорить? (Дать высказаться).
– Сколько частей вы увидели в загадке? Да, это стадии развития бабочки: гусеница, куколка, бабочка (слайд 3).
– Прочитайте только однокоренные слова: (слайд 4, обратить внимание на правильное ударение) гусеница, гусеничное, гуси, гусли.
– А гусеница, бабочка (слайд 5) умеют говорить? Не чудо ли это? А где происходят чудеса?

б) Знакомство с автором

– Мы сегодня прочитаем сказку. Откройте учебник. Кто ее написал? (На слайде 6 портрет Валентина Берестова. Показываю знакомую ребятам книгу стихов автора. На слайдах 7-10 книги автора).

в) Работа с заглавием (слайд 11)

– Как автор назвал свое произведение? Что может быть честным? Какое слово так и хочется добавить? Кто мог так сказать? Кто будет главным героем сказки?
– А когда дают честное слово? И как нужно с честным словом поступать? О чем может быть эта сказка? (Предположения детей).

г) Рассматривание иллюстрации

– По заглавию главным героем мы предположили гусеницу. А где же тут гусеница? (Превратилась в бабочку).
– Предположите (слайд 12), как могла закончить свою клятву гусеница: «Честное гусеничное слово, что…» (Предположения детей)

II. Работа с текстом во время чтения

а) Чтение сказки про себя

Вопросы после чтения (слайд 13)

– Как же закончила клятву Гусеница? На кого она рассердилась?
– Почему слово Гусеница написано с заглавной буквы?
– Какой литературный прием использовал автор? (Олицетворение – вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами).

б) Чтение – размышление вслух по абзацам

1-2 абзацы

– Чему радовалась Гусеница?
– О чем она жалела?
– Автор считает, что она красивая? Словами «плоская рожица, мохнатая спинка» он рисует красивый образ?

3-4 абзацы

– Для чего Гусеница «взобралась на самый красивый цветок»?
– Что она ожидала услышать? А что услышала?
– Согласны ли вы с девочкой? Вам понравилось ее поведение?
– Что почувствовала Гусеница? Как автор передает накал чувств? (Приемы передачи чувств: восклицание, повтор слов с частицами не, ни – 8 раз).
– Давайте еще раз прочитаем клятву Гусеницы. Вам ее не жалко?

5-6 абзацы

– Как Гусеница держала свое слово? Легко ли ей было? Давайте посмотрим путь Гусеницы. (слайд 14. Из текста: гусеница на дерево, со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок.)

Динамическая минутка

Подражаем передвижению гусеницы.

– Как она трудилась? Что можете сказать о характере героини?
– Каким словом играет автор? Что имела ввиду Гусеница, говоря, что она (слайд 15) «совершенно замоталась»?

7-8 абзацы

– Что происходило с Гусеницей в коконе?
– Как она выбралась наружу? (Слайд 16.) Ей это удалось легко? Какой прием убеждает нас в этом? (Повтор слов: стала тереться, терлась, терлась, протерла).
– Почему она «падала вверх»? Писатель опять играет со словами! Разве можно падать вверх?
– Что почувствовала Гусеница, увидев «на том же самом лугу ту же самую девочку»?  Как просто автор-художник с помощью этих слов усиливает выразительность и передает настроение героини!
– О чем так сильно переживает Гусеница? Какая черта ее характера здесь проявляется? Почему она «упала» в траву?

9 абзац

– Что сказала девочка на этот раз? Почему?
– Почему Гусеница не поверила девочке? Почему автор использует слово «ворчала», а не «сказала» или «подумала»?

10-11 абзацы. (Слайд 17)

– С какой целью Гусеница «погляделась в каплю росы»? Что она увидела? Что она раньше разглядывала в ней?
– О чем она восклицала? Чему обрадовалась?

12 абзац

После слов «закружилась над лугом»:

– Подождите, какое может быть веселье, если она дала клятву, что «никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах больше меня не увидит»! Ведь все сейчас ее увидят!

– А разве можно нарушать клятву?

III. Физкультурная минутка для глаз

Слайд 18

«Вот оно какое наше лето» И. Галкиной

IV. Работа со сказкой после чтения. Самостоятельная работа с последующей проверкой

а) Задание 2 стр. 49 тетради

– Разделите сказку на 3 части так, чтобы они соответствовали частям загадки (слайд 19) и озаглавьте каждую часть.

б) Проверка: читаем первую часть загадки, затем первую часть сказки,  затем варианты заглавий и отмечаем наиболее удачное заглавие. Аналогично остальные части.

V.  Итог урока

– Какую самую главную мысль вы «прочитали между строк» в сказке? (Задание 3 в тетради).
– Да, природа способна творить чудеса. Просто надо быть внимательными, чтобы увидеть эти чудеса.
– Вы все знали, что из гусениц вырастают бабочки? А как красиво В.Берестов – художник слова вам еще раз показал это чудо. Кто из вас помнит знаменитую сказку Г.-Х. Андерсена, в которой тоже происходит чудесное превращение? (Слайд 20. «Гадкий утенок»).
– А как же быть с «честным словом» (слайд 21)? Оправдались ваши предположения, сделанные в самом начале урока? Наша героиня совершила плохой поступок? Кто-то пострадал от того, что Гусеница не сдержала свое «честное гусеничное слово»?

VI. Домашнее задание

Слайд 22

– Попробуйте сочинить свою историю чудесного превращения. При этом не забывайте использовать известные вам литературные приемы: олицетворение, звукопись, преувеличение.

(Можно дать подсказку: зерно в торт, дерево в дом, вода в ледяные фигурки, семя в цветок и т.д.)