Урок "Правописание глаголов в прошедшем времени". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • повторить знания учащихся о глаголах в прошедшем времени;
  • формировать умение выбирать орфограмму перед -л;
  • употреблять в речи глаголы в прошедшем времени.

Ход урока

1. Орг. момент.

– Открыли тетради. Записали число и классная работа.

Какое число записали? (9 декабря)

Сегодня по народному календарю Юрий холодный. С этого дня медведь в берлоге накрепко засыпает, а волки поближе к деревенским задворкам жмутся. С Юрьева дня пошла ходить по свету поговорка: “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день”

2. Словарная работа.

– А сначала небольшая работа. Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Обратимся к доске:

*

*

*

*

*

*

з

и

х

я

о

н

– Каждому квадрату соответствует определенная буква. Мысленно расположите квадраты по цветам радуги, соедините между собой соответствующие им буквы, и вы узнаете слово. Какое это слово? (хозяин)

– Обратимся к толковому словарю. Какое значение имеет слово?

– А теперь запишите слово в тетрадь, пользуясь орфографическим словарем. Поставьте ударение.

Памятка.

1. Слова расположены в алфавитном порядке.
2. Найдем слово, пользуясь алфавитом.
3. Прочитать его, посмотри внимательно, как оно пишется, запомни.

– Что можно отметить в его написании? Составьте предложение со словом хозяин.

3. Повторение изученного.

На доске слова:

пишешь, открыл,
свяжешь, бежит,
лежит, заплыл,
слушал, хлопал

– Прочитайте написанные на доске слова. Поставьте ударение. Что объединяет эти слова?  (Глаголы)

– Назовите глаголы с безударной гласной в корне. Скажите, что надо сделать, чтобы их правильно написать? (лежит, бежит-лежа, бег)

– Назовите глаголы с безударной гласной в приставке. (открыл, закрыл)

Гласные в приставках пишутся одинаково

– Назовите глаголы с безударными личными окончаниями. Что можно сказать об их написании? (пишешь, скажешь-окончание по начальной форме)

– Назовите оставшиеся глаголы. Определите их время. (слушал, хлопал)

– Как вы узнали, что это глаголы прошедшего времени? (отвечают на вопрос что делал?, суффикс л)

– В какой части слова они имеют безударную гласную? (суффикс)

– Знаете ли вы, что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в суффиксе глагола прошедшего времени?

– Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

– Сегодня на уроке мы будем изучать правописание гласных в суффиксах глаголов прошедшего времени.

– А учиться?

Учиться правильно выбирать и писать безударные гласные в суффиксах глаголов прошедшего времени.

4. Изучение нового материала.

Прочитайте слова: чистил, пачкал, видел.

Какой частью речи они являются? Определите время глаголов. Почему?

– Разберем глаголы по составу, поставим ударение: чистил, пачкал, видел.

– В какой части слова находятся безударные гласные?

Образуйте начальную форму, соответствующую каждому глаголу и напишите ее.

Чистил-чистить
Пачкал-пачкать
Видел-видеть

Разберем по составу начальную форму.

– Подчеркните суффиксы, находящиеся перед суффиксом – л глаголов прошедшего времени, и суффиксы, находящиеся перед окончанием в неопределенной форме.

– Сравните в каждой паре слов подчеркнутые суффиксы между собой. Какой можете сделать вывод о написании суффикса глаголов в прошедшем времени перед суффиксом -л?

! У глаголов в прошедшем времени перед суффиксом -л пишется тот же суффикс, что и перед -ть в начальной форме.

– Определите, какой суффикс надо писать в глаголе та-л?

Таял – глагол прошедшего времени. Чтобы узнать какой в нем пишется суффикс перед -л, надо образовать начальную форму – таять. В начальной форме перед -ть пишется “я”. Значит, в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л надо писать суффикс -я.

5. Работа по алгоритму.

А теперь составим памятку к изученному правилу?

Сформулируйте ее начало.

1. Для того, чтобы правильно написать суффикс перед суффиксом – л в глаголах прошедшего времени, нужно образовать неопределенную форму, соответствующую данному глаголу.

Что дальше?

2. Какое действие следует осуществить с неопределенной формой глагола?

– Выяснить, какой суффикс стоит перед -ть.

– Что можно сделать после этого?

3. В глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л надо написать тот суффикс, который стоит в неопределенной форме перед -ть.

(Памятку оформить на доске)

– Какую бы вы составили схему к изученному материалу?

Чтение вывода по учебнику.

6. Физкультминутка.

– Я буду называть глаголы в прошедшем времени и соответствующую им неопределенную форму. Если услышите глагол в прошедшем времени, прогибаетесь назад. Если я назову неопределенную форму глагола, делаете наклон вперед. Сосчитайте, сколько глаголов в прошедшем времени будет названо.

Сеял, сеять, кончать, кончил, верил, верить, клеил, клеить, падать, падал, лаял, лаять, ждал, ждать, прислал, прислать, знать, знал.

7. Закрепление.

1) Работа по карточке. (Один у доски)

– Прочитайте, напишите цепочки слов, устранив в каждой лишнее. Вставьте пропущенные буквы.

Нач. л, конч. л, слыш. л, сдел. л, став. ла, дел.ла, та.ла, помн.ло, сып.л, жар.л, рез.л, пад.л

Проверка.

2) Самостоятельная работа.

Списать текст, вставляя в предложения глаголы в прошедшем времени. В качестве подсказки : спрятаться, укутать, серебриться, дремать.

Снег … деревья. Дуб …в мохнатой шапке. На ветках берез … белый шарф. Молодая елочка … в сугроб. Не страшны деревьям мороз и холод. Какие глаголы требуют проверки? Как проверить?

8. Домашнее задание.

(Работа по учебнику)

9. Итог урока.

– Что нового сегодня узнали? Какие новые знания получили на этом уроке?

10. Рефлексия.

Мне сегодня на уроке было: легко, трудно, хорошо, здорово, интересно, комфортно, грустно, классно.