Цели урока:
- повторить знания учащихся о глаголах в прошедшем времени;
- формировать умение выбирать орфограмму перед -л;
- употреблять в речи глаголы в прошедшем времени.
Ход урока
1. Орг. момент.
– Открыли тетради. Записали число и классная работа.
Какое число записали? (9 декабря)
Сегодня по народному календарю Юрий холодный. С этого дня медведь в берлоге накрепко засыпает, а волки поближе к деревенским задворкам жмутся. С Юрьева дня пошла ходить по свету поговорка: “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день”
2. Словарная работа.
– А сначала небольшая работа. Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Обратимся к доске:
* |
* |
* |
* |
* |
* |
з |
и |
х |
я |
о |
н |
– Каждому квадрату соответствует определенная буква. Мысленно расположите квадраты по цветам радуги, соедините между собой соответствующие им буквы, и вы узнаете слово. Какое это слово? (хозяин)
– Обратимся к толковому словарю. Какое значение имеет слово?
– А теперь запишите слово в тетрадь, пользуясь орфографическим словарем. Поставьте ударение.
Памятка.
1. Слова расположены в алфавитном
порядке.
2. Найдем слово, пользуясь алфавитом.
3. Прочитать его, посмотри внимательно, как оно
пишется, запомни.
– Что можно отметить в его написании? Составьте предложение со словом хозяин.
3. Повторение изученного.
На доске слова:
пишешь, открыл,
свяжешь, бежит,
лежит, заплыл,
слушал, хлопал
– Прочитайте написанные на доске слова. Поставьте ударение. Что объединяет эти слова? (Глаголы)
– Назовите глаголы с безударной гласной в корне. Скажите, что надо сделать, чтобы их правильно написать? (лежит, бежит-лежа, бег)
– Назовите глаголы с безударной гласной в приставке. (открыл, закрыл)
Гласные в приставках пишутся одинаково
– Назовите глаголы с безударными личными окончаниями. Что можно сказать об их написании? (пишешь, скажешь-окончание по начальной форме)
– Назовите оставшиеся глаголы. Определите их время. (слушал, хлопал)
– Как вы узнали, что это глаголы прошедшего времени? (отвечают на вопрос что делал?, суффикс л)
– В какой части слова они имеют безударную гласную? (суффикс)
– Знаете ли вы, что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в суффиксе глагола прошедшего времени?
– Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
– Сегодня на уроке мы будем изучать правописание гласных в суффиксах глаголов прошедшего времени.
– А учиться?
Учиться правильно выбирать и писать безударные гласные в суффиксах глаголов прошедшего времени.
4. Изучение нового материала.
Прочитайте слова: чистил, пачкал, видел.
Какой частью речи они являются? Определите время глаголов. Почему?
– Разберем глаголы по составу, поставим ударение: чистил, пачкал, видел.
– В какой части слова находятся безударные гласные?
Образуйте начальную форму, соответствующую каждому глаголу и напишите ее.
Чистил-чистить
Пачкал-пачкать
Видел-видеть
Разберем по составу начальную форму.
– Подчеркните суффиксы, находящиеся перед суффиксом – л глаголов прошедшего времени, и суффиксы, находящиеся перед окончанием в неопределенной форме.
– Сравните в каждой паре слов подчеркнутые суффиксы между собой. Какой можете сделать вывод о написании суффикса глаголов в прошедшем времени перед суффиксом -л?
! У глаголов в прошедшем времени перед суффиксом -л пишется тот же суффикс, что и перед -ть в начальной форме.
– Определите, какой суффикс надо писать в глаголе та-л?
Таял – глагол прошедшего времени. Чтобы узнать какой в нем пишется суффикс перед -л, надо образовать начальную форму – таять. В начальной форме перед -ть пишется “я”. Значит, в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л надо писать суффикс -я.
5. Работа по алгоритму.
А теперь составим памятку к изученному правилу?
Сформулируйте ее начало.
1. Для того, чтобы правильно написать суффикс перед суффиксом – л в глаголах прошедшего времени, нужно образовать неопределенную форму, соответствующую данному глаголу.
Что дальше?
2. Какое действие следует осуществить с неопределенной формой глагола?
– Выяснить, какой суффикс стоит перед -ть.
– Что можно сделать после этого?
3. В глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л надо написать тот суффикс, который стоит в неопределенной форме перед -ть.
(Памятку оформить на доске)
– Какую бы вы составили схему к изученному материалу?
Чтение вывода по учебнику.
6. Физкультминутка.
– Я буду называть глаголы в прошедшем времени и соответствующую им неопределенную форму. Если услышите глагол в прошедшем времени, прогибаетесь назад. Если я назову неопределенную форму глагола, делаете наклон вперед. Сосчитайте, сколько глаголов в прошедшем времени будет названо.
Сеял, сеять, кончать, кончил, верил, верить, клеил, клеить, падать, падал, лаял, лаять, ждал, ждать, прислал, прислать, знать, знал.
7. Закрепление.
1) Работа по карточке. (Один у доски)
– Прочитайте, напишите цепочки слов, устранив в каждой лишнее. Вставьте пропущенные буквы.
Нач. л, конч. л, слыш. л, сдел. л, став. ла, дел.ла, та.ла, помн.ло, сып.л, жар.л, рез.л, пад.л
Проверка.
2) Самостоятельная работа.
Списать текст, вставляя в предложения глаголы в прошедшем времени. В качестве подсказки : спрятаться, укутать, серебриться, дремать.
Снег … деревья. Дуб …в мохнатой шапке. На ветках берез … белый шарф. Молодая елочка … в сугроб. Не страшны деревьям мороз и холод. Какие глаголы требуют проверки? Как проверить?
8. Домашнее задание.
(Работа по учебнику)
9. Итог урока.
– Что нового сегодня узнали? Какие новые знания получили на этом уроке?
10. Рефлексия.
Мне сегодня на уроке было: легко, трудно, хорошо, здорово, интересно, комфортно, грустно, классно.