Урок России. "Учитель в сердце каждом"

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока: закрепить уважение к учителю, к его великому созидательному труду.

Содержание урока

Музыкальное сопровождение к уроку:

Вступительное слово учителя. Каждый год 1 сентября в школах России встречаются учителя и ученики. Каждый год эта встреча начинается с урока России, который затрагивает самые главные темы, главные проблемы. Слайд 1. 2010 год объявлен в России Годом учителя, поэтому и первый в этом учебном году урок называется "Учитель в сердце каждом". Слайд 2. Учитель ведет вас по сложной школьной дороге от первого до одиннадцатого класса, учитель дает вам знания, вкладывает в вас свои душевные силы. Учитель старается помочь решить вам жизненные задачи, помогает вам в ваших бедах. Слайд 3. Учитель дает знания по всевозможным дисциплинам: математике, русскому языку, литературе, физике, химии и т.д. Но главное, чему учит настоящий учитель, - это быть ЧЕЛОВЕКОМ. Всю жизнь ученики помнят хорошего учителя, рассказывают о нем своим детям, внукам. Жизнь учителя продолжается, пока живы его ученики.

Актуализация внимания учеников. Слайд 4. Итак, давайте подумаем, что же это за профессия - учитель? Что должен знать современный учитель? Беседа

Слово учителя. Слайд 6. Наш педагогический университет, который в прошлом году отметил свое столетие и за все эти годы выпустил более 60 000 учителей, носит имя Константина Дмитриевича Ушинского, который в 1846 году, окончив Московский университет, получает место профессора "камеральных наук" Ярославского Демидовского юридического лицея. Профессор быстро завоевывает любовь и уважение студентов: он раскрывает передовые идеи своего времени, редактирует неофициальную часть газеты "Ярославские губернские новости", способствует пропаганде естественнонаучных и исторических знаний. Слайды 7 - 8. Ушинский совершенствует свое педагогическое мастерство, вырабатывает передовые педагогические взгляды. В 1849 году его увольняют, заподозрив в политической неблагонадежности. Константин Дмитриевич переезжает в Петербург, где начинает сотрудничать в журнале Н.А. Некрасова "Современник", преподает словесность и географию в Гатчинском сиротском институте, работает инспектором Смольного института. Слайд 9. В 1862 г. Он вновь уволен как опасный для молодежи педагог и в последующие годы всецело отдается литературно-педагогической деятельности. Слайд 10. Педагогические идеи Ушинского актуальны и сейчас. Это идея народности в образовании, идея рассмотрения человека в целостности и единстве. Слайд 11. Гуманизм Ушинского можно увидеть в его словах: "Сделать как можно больше пользы своему Отечеству - вот единственная цель моей жизни". Медалью К.Д. Ушинского согласно Положению от 13 января 1999 года медалью К. Д. Ушинского награждались учителя, другие педагогические работники, имеющие значительные достижения в области педагогики, психологии и дидактики; успехи в области обучения и воспитания подрастающего поколения, культурного и нравственного развития личности; существенный вклад в создание образцовых учебников и разработку учебно-методической литературы, наглядных пособий; значительный вклад в совершенствование системы образования. Слайд 12.

Помимо этой высокой награды, учителю может быть присвоено звание "Заслуженный учитель РФ". Как вы думаете, за что присуждается это звание? "за заслуги в педагогической и воспитательной деятельности, обеспечивающей получение обучающимися и воспитанниками глубоких знаний, развитие и совершенствование их творческого потенциала, в создании инновационных учебно-методических пособий, программ, авторских методик, участии в научно-методическом обеспечении образовательного процесса". Давайте познакомимся с другими учителями, подумаем, можно было бы им присвоить это звание.

Слайды 13 - 14. Макаренко Антон Семенович (01.03.1888 - 01.04.1939, Москва), педагог. Теоретик и практик массового перевоспитания малолетних преступников. Образование получил на кременчугских учительских курсах (1905) и в Полтавском педагогическом институте (1917). Работал учителем. Стал широко известен в начале 1920-х гг., когда предложил решение проблемы беспризорников (количество которых в результате Гражданской войны и сопровождавшего ее террора достигло критической массы). До этого проблему беспризорников было поручено решить ВЧК, которая шла по проверенному пути создания детских колоний. В 1926-1928 гг. возглавлял трудовую колонию имени М. Горького (под Полтавой, с 1926 г. в Куряже близ Харькова), в 1927-1935 гг. - детскую коммуну имени Ф.Э. Дзержинского (пригород Харькова). Теоретик и методолог совмещения коммунистического воспитания с "воспитанием трудом". Подчеркивал необходимость человеческого уважительного обращения с членами колонии, создания атмосферы взаимного уважения. По сути дела в своих коммунах Макаренко начал создавать альтернативную общественную структуру.Коммунары производили электрооборудование и фототехнику по австрийской и немецкой технологиям, получая своим трудом немалый доход, которым делились с государством. Выплаты государству с детского труда Макаренко, видимо, рассматривал как своеобразные "откупные", необходимые для того, чтобы ему не мешали выстраивать собственную систему. Ничего коммунистического по сути в предпринимательской деятельности его предприятия не было. Скорее, это была модель акционерного общества с участием (хотя и не оформленном юридически) на паевых началах всех работающих.

Слайды 15 - 16. Н. Сорока-Россинский (1882-1960) родился в городе Новгород-Северский Черниговской области. В 1906 году он окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. После этого работал в Военно-медицинской академии, где изучал проблемы психологии под руководством В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского. Одновременно он преподавал историю и литературу в различных учебных заведениях. В 1918-1920 годах он оказался в Училище Путиловского завода за Нарвской заставой. Проблема массовой детской беспризорности в первые послереволюционные годы становилась все более острой. Только в начале 1920-х годов, когда борьбу с беспризорностью и детской преступностью стали курировать чекисты, появились первые результаты. И, конечно, даже такое могущественное ведомство, как ЧК, не смогло бы справиться с этой задачей, если бы не энтузиасты-педагоги, которые, опираясь на многовековой опыт педагогической науки, искали и находили новаторские способы лечения искалеченных жестоким влиянием улицы детских душ. На Украине лидером новой педагогики стал А. С. Макаренко, в России - В. Н. Сорока-Россинский. Его идеалами были общечеловеческие ценности культуры и искусства, вера в гуманизм и просвещение. Главным в воспитательно-учебном процессе он считал фундаментальную образовательную подготовку (10 уроков ежедневно) и самостоятельную творческую деятельность воспитанников, способную "дать надлежащий выход той буйной беспокойной энергии, которой полны эти дети". В ШКИД широко использовался метод игр: инсценировки, постановки; журналистское творчество; конкурсы и соревнования. Многие воспитанники ШКИД стали литераторами, журналистами. Школа имени Достоевского получила всероссийскую, а затем и мировую известность благодаря вышедшей в 1927 году повести Л. Пантелеева и Г. Белых "Республика ШКИД". Совсем юные авторы принесли рукопись в "Детгиз", который размещался тогда в Доме книги на Невском. Несмотря на то что рукопись была еще очень сырой, С. Я. Маршак сразу почувствовал ее талантливость и уникальность, и оказал начинающим авторам всю необходимую помощь. В. Н. Сорока-Россинский руководил ШКИД до 1925 года, когда ему пришлось уйти из-за разногласий с наробразовским начальством. Интересно, что такая же судьба постигла позже и А. С. Макаренко, несмотря на все официальное признание его заслуг. Виктор Николаевич Сорока-Россинский поздно вышел на пенсию, но и в преклонном возрасте жил очень деятельно: писал историю своих педагогических взглядов, сотрудничал с газетами и журналами, составлял методические пособия для школ. Пантелеев вспоминал, что он постоянно над кем-нибудь шефствовал, кого-нибудь опекал. Жил он один, но всегда был окружен ребятами. Одному помогал исправить двойку, другому - подготовиться к экзаменам в вуз: Последней его подшефной была дочь дворничихи. Девочка эта долго болела, отстала от класса, и Виктор Николаевич взялся ее подогнать, занимался с нею по три часа в день. Когда ученица его получила первую пятерку, он решил отметить это событие и обещал девочке повести ее в панорамное кино, которое только начали показывать в кинотеатре "Ленинград". Рано утром поехал за билетами, возвращаясь, спешил порадовать свою ученицу, переходил улицу и, не услышав звонка, попал под трамвай. Так с билетами, зажатыми в руке, он и умер на больничной койке...

Слайды 17 - 20. Януш Корчак. Школьные годы прошли в Варшаве, в русской гимназии. Там царила жёсткая дисциплина, поход в театр или поездка домой в каникулы возможны были только после письменного разрешения дирекции. Преподавание велось на русском языке. Уже в первом классе (детям 10-11 лет) преподавалась латынь, во втором - французский и немецкий, в третьем - греческий. После смерти отца в 1896 году семья оказалась в тяжёлом материальном положении. С пятого класса (15-16 лет) начал подрабатывать репетиторством. В 1898 года Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета. Летом 1899 года он ездил в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться с педагогической деятельностью Песталоцци. В своей поездке Корчак особенно интересуется школами и детскими больницами. В 1903 году он получил диплом врача. В "Доме сирот" Корчак ввёл новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства, плебисцит и т. д. В 1904-1905 гг. Корчак принимал участие в Русско-японской войне. В 1911 г. Корчак оставляет профессию врача и основывает "Дом сирот" для еврейских детей, которым руководил (с перерывом в 1914-18 гг.) до конца жизни. В 1914-18 гг. Корчак находился на Украине, в частности, в Киеве, где, кроме деятельности военного врача, занимался обустройством детского дома для польских детей, а также написал книгу "Как любить ребенка". С 1918 года Корчак выступал под псевдонимом "Старый Доктор" с воспитательными беседами по радио, читал лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, вёл работу в суде по делам малолетних преступников.В 1919-36 гг. он принимал участие в работе интерната "Наш дом" (на Белянах) - детского дома для польских детей, - где также применял новаторские педагогические методики.

Вспоминает. И. Неверли (1939): "На Варшаву падают первые бомбы. Сквозь их грохот: люди услышали знакомый : голос: у микрофона польского радио снова стоял старый доктор.: Это не были уже сказочные радиобеседы из области "шутливой педагогики для взрослых и детей". Старый доктор говорил об обороне Варшавы:, о том, как должны вести себя дети в различных ситуациях опасности: Варшава пала.: В "Доме сирот": разбитые окна позатыкали, заклеили, чем пришлось, однако осенний ветер гулял по залу. Дети сидели за столами в пальто, а Доктор был в высоких офицерских сапогах, в мундире. Я высказал удивление по поводу того, что все еще вижу на нем эту униформу, вроде ведь он никогда не питал к ней особого пристрастия, напротив:

- Пан доктор, но это же бессмысленно. Вы провоцируете гитлеровцев, мозоля им глаза мундиром, которого уже никто не носит.

- То-то и оно, что никто не носит, это мундир солдата, которого предали, - отрезал Корчак."

В 1940 году вместе с воспитанниками "Дома сирот" был перемещён в Варшавское гетто. Он отклонил все предложения почитателей своего таланта вывести его из гетто и спрятать на "арийской" стороне. Сотни людей пытались спасти Корчака. "На Белянах сняли для него комнату, приготовили документы, - рассказывает Неверли. - Корчак мог выйти из гетто в любую минуту, хотя бы со мной, когда я пришел к нему, имея пропуск на два лица: Корчак взглянул на меня так, что я съежился: Смысл ответа доктора был такой: не бросишь же своего ребенка в несчастье, болезни, опасности. А тут двести детей. Как оставить их одних в запломбированном вагоне и в газовой камере? И можно ли все это пережить?": Днем Корчак ходил по гетто, правдами и неправдами добывая пищу для детей. Он возвращался поздно вечером, иногда с мешком гнилой картошки за спиной, а иногда с пустыми руками, пробирался по улице между мертвыми и умирающими. По ночам он приводил в порядок свои бумаги, свои бесценные тридцатилетние наблюдения за детьми: и писал дневник." В августе 1942 пришёл приказ о депортации Дома сирот.

И. Перле (очевидец): : Эти двести ребят не кричали, двести невинных существ не плакали, ни один не побежал, ни один не спрятался, они только теснились, как птенцы, возле своего учителя и воспитателя, своего отца и брата:

И. Неверли: : на Умшлагплац (привокзальная площадь в Варшаве, пункт перегрузки), : прибыл Дом сирот с Корчаком. Люди замерли, будто появилась сама смерть, некоторые плакали. Вот так, стройной колонной, по четыре человека в ряду, со знаменем, с руководителем во главе, сюда еще не приводили:

- Что это такое? - закричал комендант Умшлагплаца. Ему сказали: это Корчак с детьми. Комендант задумался, начал вспоминать, но вспомнил, когда дети были уже в вагонах. Он спросил у Доктора:

- Это Вы написали "Банкротство маленького Джека"?

- Да, а это имеет какое-нибудь отношение к эшелону?

- Нет, я просто читал в детстве, хорошая книга, вы можете остаться, доктор:

- А дети?

- Невозможно, детям придется поехать:

- Ну, нет, - крикнул Доктор, - дети - это главное! - и захлопнул за собой дверь изнутри:

Я. Корчак. :Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается:

1978 год - год столетия со дня рождения Генрика Гольдшмита - Организация Объединенных Наций объявила годом Корчака. Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главная из них "Как любить ребёнка", 1914, и "Право ребёнка на уважение", 1929).

Слайды 20 - 23. Подвиг учителей Беслана. Директор. Лидии Александровне Цалиевой 70 лет. Спецназовцы вынесли ее из спортзала последней из заложников. Если дети плакали, боевики начинали стрелять, чтобы навести тишину. Но потом школьники перестали реагировать на выстрелы, было уже все равно. Террористов это раздражало, и только Лидии Александровне удавалось успокоить своих учеников. В спортзале сидели и двое ее внуков. Директора тяжело ранило взрывом, но даже тогда она, лежа на боку, продолжала жестами и криками направлять детей к окнам. У Лидии Цалиевой осколочное ранение ноги и мелкие ранения по всему телу. Удалось спастись и обоим ее внукам.

74-летний Янис Константинович Каниди (ученики звали его Иваном Константиновичем) всю жизнь проработал в Беслане учителем физкультуры. Он был самым пожилым среди заложников, но, несмотря на свой возраст, ни разу не прилег - стоял, чтобы у детей, ютившихся на полу спортзала, было больше места. Террористы предложили ему покинуть школу, сказав, что не воюют со стариками, но Иван Константинович не захотел бросить учеников. Учитель вступался за каждого ребенка, пытался защитить школьников от бандитов. За это учителя били прикладом по голове. Школьники рассказывали, что, когда террористы направляли автоматы на учеников, Иван Константинович вставал перед дулом, прикрывая собой ребят. Бандиты застрелили учителя физкультуры уже во время штурма, когда он пытался выхватить оружие у бандитов, пришедших в спортзал расстреливать заложников.

Учительница осетинского языка. Алене Дзуцевой было 28 лет. Она сидела в спортзале на подоконнике - на полу места не было. Когда рядом с ней разорвалась бомба, стекло вылетело, Алену взрывной волной вынесло во двор. Но она, обожженная, полезла обратно в спортзал к своим ученикам: "Я вперед детей не побегу!" Она помогла многим ребятам выбраться из здания, но сама спастись не успела - ее придавило обвалившейся крышей.

Эмма Хасановна Каряева учила самых маленьких. Ее дочка Карина ходила в шестой класс школы № 1. Вместе с дочкой они попали в заложники. Во время штурма здания, когда детям, родителям и учителям удалось бежать, подруга, учительница той же школы, увидела Эмму лежащей на полу под завалами.

- Эммочка, вставай, - попыталась поднять ее коллега, - надо бежать!
- Я не могу бежать, спасите дочку, - прошептала Эмма. Она раскрыла рубашку и показала свою грудь - она, как сито, была изрешечена пулями.

Дочка Эммы, шестиклассница Карина, тоже погибла.

У Наташи Руденок своих детей еще не было. Учительнице рисования исполнилось только 28 лет. Детишек в спортзале она старалась успокаивать и защищать как родных. Дети рассказывали, что, когда им приходилось пить мочу (бандиты не разрешали передавать для заложников воду), она убедила их, что это совсем не противно. Наташа Руденок погибла от пуль бандитов.

Александр Михайлович Михайлов был любимым "трудовиком" у мальчишек. И в первые минуты захвата он бросился на бандитов, пытаясь защитить детей, на которых направили оружие. Террористы схватили его и вытолкали из спортзала. Через минуту раздалась автоматная очередь...

По последним данным Управления общественных связей Генпрокуратуры РФ, в настоящее время опознаны 242 жертвы теракта, из них 119 детей. Данные прокуратуры свидетельствуют о том, что в заложниках находились свыше 1156 человек. По последним официальным данным, погибшими числятся 338 человек.

Слайды 24 - 25. Василий Александрович Сухомлинский (28 сентября 1918- 2 сентября 1970) - педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968). Родился в семье деревенского плотника. После окончания школы крестьянской молодёжи поступил в Кременчугский медицинский техникум. В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области. Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.С 1944 года - заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украины. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений. Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу "воспитания красотой". Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975). Сухомлинский - автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни - "Сердце отдаю детям" (Государственной премии УССР - 1974, посмертно). Его жизнь - воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина.

Слайды 26 - 28. Ильин Евгений Николаевич (р. 1929) - педагог-новатор, учитель средней школы № 307 (С.-Петербург). В 1960-70-х годах он разработал оригинальную концепцию преподавания литературы на основе педагогического общения и систему организации занятий по этому предмету. Ильин предложил формулу "языка" современного урока литературы: "об искусстве - языком искусства. Система Ильина стала одной из составляющих педагогики сотрудничества. Евгений Ильин убежден: в традиционной школьной связке ребенок - учитель должно быть место для читателя. Литературоведческая работа, как и любая другая научная работа, не способна превратить школьника в интересующегося литературой человека. Хороший учитель, считает Евгений Ильин, - артист, врач и знаток. Если он сможет поведать о книге нечто такое, чего не знает никто, у такого учителя дети обязательно будут читать.

Шаталов Виктор Федорович - педагог-новатор, участник Великой Отечественной войны. На педагогической работе в школе с 1951. С 1956 вел экспериментальную работу с учащимися. Разработал оригинальную систему интенсивного обучения с использованием авторских учебных пособий, представляющих программный материал в вербально-графических формах. Вместо традиционных домашних заданий учащиеся получают обширные "предложения", объем и сложность которых варьируется на этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей, а к окончанию курса приближаются к конкурсным и олимпиадным. Практикуются оригинальные формы взаимопроверки учащихся. Широко используются игровые формы учебных занятий. Уроки физического воспитания проводятся ежедневно.

Амонашвили Шалва Александрович - грузинский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии. С 1964 г. А. руководил экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения, в том числе обучения детей с 6 лет в условиях школы. Разработанная им система воспитания и обучения - "педагогика целостной жизни детей и взрослых" - строится на началах гуманности и веры в ребенка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми. В своей педагогической системе предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребенка на продуктивные занятия.

Сл. 29 - 30. По мнению педагогов-новаторов, учителю надо уметь учиться у себя и у своих учеников, а не копировать уроки других, т.к. ученики - соратники учителей, готовые к совместному поиску. Родители и учителя  должны быть союзниками в воспитании ребенка. Сотрудничество педагогов и родителей - важный шаг на пути развития личности. Педагоги-новаторы признают, что в детях надо развивать целеустремлённость, уверенность, активность, ответственность, интеллект, эмоциональную культуру, воображение, память, щедрость, товарищество, трудоспособность, настойчивость в поиске, умение обобщать, наблюдать, преодолевать трудности в познании, работать в коллективе, способность к сотрудничеству, сотворчеству, самовоспитанию, самосовершенствованию, самоопределению; воспитать познавательную самостоятельность, интерес к учению.

Сл. 31 - 33.Подведение итогов урока. И завершить наш урок мне хотелось бы словами двух умнейших людей. Один из них вам знаком по урокам литературы, русского языка, это ученый с мировым именем, которого можно назвать совестью нации. Это Дмитрий Сергеевич Лихачев, который в своих "Письмах о добром и прекрасном" утверждал: "Люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают." Мишемль Эйкемм де Монтемнь - знаменитый французский писатель и философ эпохи Возрождения, автор книги "Опыты", говорил: "Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому".