Интегрированный урок (окружающий мир + русский язык) по теме "Весна. Большая вода". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока ОЗМ: познакомить с весенними приметами в неживой природе; учить определять по внешним признакам период наступления весны, использовать при ответе знания, полученные по данной теме на других уроках; воспитывать бережное отношение к природе, развивать познавательный интерес.

Цель урока русского языка: учить рассматривать картинку, соотносить увиденное на рисунке с текстом, развивать умение составлять текст по вопросам, опорным словам и картинке; расширять и активизировать словарь детей, учить пользоваться «Толковым словарём».

Оборудование: Т.Г. Рамзаева. Русский язык, 2 класс. Карточки со словами «Март», «Апрель», «Май», «Весна», «протальник», «снегогон», «травень» и словосочетаниями, карточки с выдержками из стихотворений, «Толковый словарь», репродукция картины И. Левитана «Весна. Большая вода».

I. Сообщение темы и цели урока.

На доске темы уроков ознакомления с окружающим миром и русского языка.

Весна. Большая вода.

«Наводнение». Сочинение по картинке и опорным словам.

– Сегодня наш урок необычен тем, что мы попробуем соединить вместе два урока – ОЗМ и русский язык.

– Посмотрите на темы этих уроков. Что общего вы увидели в названиях тем? (Речь пойдёт о воде, слова «вода» и «наводнение» однокоренные).

II. Подготовка к восприятию новой темы.

– Вспомните сказку «Барсук и Медведь». Чего боялся Барсук? (Проспать весну)

– Как пришла весна? (Спустилась сверху)

– Как отразился её приход на неживой природе? (Небо стало выше, воздух – теплее, день увеличился, снег тает или растаял, реки вскрылись и т.д.)

– Послушайте стихотворение Г. Ладонщикова «Медведь проснулся» (Читает ученик).

Без забот и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый,
Слышит: каплет –
Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил –
Кругом вода;
Заспешил медведь наружу:
Заливает – не до сна!
Вылез он и видит лужи,
Тает снег...
Пришла весна!

– Как весна «сообщила» Медведю о своём приходе? (Вода намочила постель)

– Назовите изменения, произошедшие в неживой природе с приходом весны.

III. Новый материал урока ОЗМ.

По ходу беседы на доске появляется следующая запись, полученная из карточек со словами, словосочетаниями и предложениями.

Март – протальник.

Первая капель –  повсюду слышен звон капели, всё оживает после сна... (А. Майков)

Первые ручейки – упал сосулькой март к ногам, и потекли  ручьи по склонам... (А. Майков)

Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят... (Ф. Тютчев)

Весна 

Апрель – снегогон.

Первые потокивсю ночь гремел овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью.

Вскрытие рек. Ледоход воскресших вод напор последний победу разглашал свою. (А. Фет)

Май травень.

Первые грозы люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом.                                                

1. Беседа.

– Какое время года за окном? (Весна. Выставляется карточка со словом «Весна»)

– Назовите по порядку весенние месяцы. (Выставляются столбиком карточки со словами «Март», «Апрель», «Май»)

– Народ, наблюдая за изменениями в природе, каждому месяцу дал своё название – это снегогон, травень, протальник. Какой из весенних месяцев вы бы так назвали? (Выставляются карточки с этими названиями напротив названия нужного месяца)

– Какие месяцы можно назвать месяцами большой воды? Почему? (Март, апрель – время таяния снега и разлива рек)

– Вода, как и весна, приходит постепенно. Прочтите отрывки из стихотворений (на доске прикрепляются карточки). С чего, по вашему мнению, начинается большая вода? (С капели)

– Распределите отрывки из стихотворений соответственно полученным словосочетаниям:

  • Повсюду слышен звон капели, всё оживает после сна... (А. Майков)
  • Упал сосулькой март к ногам, и потекли ручьи по склонам... (А. Майков)
  • Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят... (Ф. Тютчев)
  • Всю ночь гремел овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью.
  • Воскресших вод напор последний победу разглашал свою. (А. Фет)

2. Чтение текста «Ледоход» по учебнику и беседа по вопросам.

IV. Физминутка. Народная игра «Ручеёк».

– И яркое солнце, и голубое небо, и первая капель, и первые ручейки –  несомненно, первые посланцы весны. Природа радуется пробуждению. А человек – часть природы. Он тоже радуется весне. Особенно – дети. Они гурьбой выбегают на улицу, играют в весенние игры. Одна из них называется «Ручеёк». Кто знает, как надо играть в эту игру? (Дети становятся друг за другом парами, берутся за руки и делают «ворота», поднимая руки вверх. Один ученик проходит в полученные «ворота» и  выбирает себе пару. Вдвоём они передвигаются по «ручейку», становятся впереди, а оставшийся ученик бежит к началу «ручейка», выбирает себе пару, когда пробегает по «ручейку» и игра продолжается).

– Как вы думаете, почему у этой игры такое название?

V. Работа с репродукцией с картины И. Левитана «Весна. Большая вода».

1. Беседа по картине.

Вода – удивительная вещь на нашей планете. Без воды не будет ничего: ни растений, ни животных, ни людей. Но бывают моменты, когда воде не рады ни люди, ни звери. Один из таких моментов изображён на этой картине. (Вывешивается  репродукция картины  И. Левитана  «Весна. Большая вода»)

– Что вы видите на картине? Какое время года изобразил автор?

– Как можно назвать эту картину?

– А кто знает автора и как он назвал свою картину?

– Назовите признаки весны в неживой природе, подмеченные автором.

VI. Новый материал урока русского языка.  Работа в тетради.

1. Словарь: паводок, половодье, наводнение.

 – Что обозначают эти слова? (Можно воспользоваться «Толковым словарём»)

– Запишите слова в тетрадь. Что объединяет эти слова? (Они все отвечают на вопрос что?, неодушевлённые, однокоренные)

– А какое слово можно назвать лишним? (Паводок – мужского рода, наводнение – начинается с буквы н)

2. Беседа по картинке «Наводнение» (стр.48, упр. 300)

– Рассмотрите рисунок на стр. 48.

– В каком рассказе мы читали о зайце, проспавшем паводок? (В. Бианки. Наводнение в лесу)

– Может ли эта картинка стать иллюстрацией к рассказу? Что в рассказе не так? (На картинке несколько зверей, попавших в беду, спасаются на пеньке, а в тексте автор рассказывает об одном зайце, проспавшем паводок и ожидавшем конца наводнения на дереве, куда он запрыгнул с трудом).

– Видели ли вы наводнение? Что впечатлило вас?

– Придумайте заголовок к рассказу по картинке. Можно воспользоваться словами из «Словаря». (Половодье. Наводнение. Зайцы в беде.) 

– Запишите заголовок  посередине строки.

3. Подготовка к написанию сочинения.

– Прочитайте «Слова для справок».

– О чём можно сказать «разлилась», «затопила»? Составьте предложение о реке. (Река разлилась и затопила небольшой лесок.  Река вышла из берегов и затопила небольшой лесок.)

– Каких зверей можно описать, используя следующие слова и словосочетания: оказались в воде, забрались на пенёк, испугались, прижали уши?

– Что указывают на то, что зайцы не остались наедине со своей бедой? Составьте предложения. (Приплыли ребята на лодке. Они отвезут зайчишек в безопасное место. Ребята выпустят зайчишек на берег.)

– Из скольких частей должен состоять рассказ? (из трёх)

– О чём первая его часть? (О причине наводнения)

– О чём будете писать во второй? (О беде, в которую попали зайцы)

– Чем закончите свой рассказ? (Счастливым спасением)

– Попробуйте составить устный рассказ.

4. Написание сочинения.

VII. Итоги уроков.

1. Прочтение сочинения детьми.

Наступила весна. Река вышла из берегов и затопила небольшой лесок.

Несколько зайцев проспали паводок и оказались окружённые водой. Они испугались и запрыгнули на пень. От страха зверьки прижали уши.

На помощь приплыли ребята на лодке.  Они отвезут бедных зайчишек в безопасное место и выпустят на берег.

2. Беседа по вопросам.

– Назовите весенние приметы в неживой природе.

– Почему весну называют периодом большой воды? С чем это связано?

– Когда вода опасна для людей и зверей?

– Назовите новые слова из словаря. Что они обозначают?