Цель урока ОЗМ: познакомить с весенними приметами в неживой природе; учить определять по внешним признакам период наступления весны, использовать при ответе знания, полученные по данной теме на других уроках; воспитывать бережное отношение к природе, развивать познавательный интерес.
Цель урока русского языка: учить рассматривать картинку, соотносить увиденное на рисунке с текстом, развивать умение составлять текст по вопросам, опорным словам и картинке; расширять и активизировать словарь детей, учить пользоваться «Толковым словарём».
Оборудование: Т.Г. Рамзаева. Русский язык, 2 класс. Карточки со словами «Март», «Апрель», «Май», «Весна», «протальник», «снегогон», «травень» и словосочетаниями, карточки с выдержками из стихотворений, «Толковый словарь», репродукция картины И. Левитана «Весна. Большая вода».
I. Сообщение темы и цели урока.
На доске темы уроков ознакомления с окружающим миром и русского языка.
Весна. Большая вода.
«Наводнение». Сочинение по картинке и опорным словам.
– Сегодня наш урок необычен тем, что мы попробуем соединить вместе два урока – ОЗМ и русский язык.
– Посмотрите на темы этих уроков. Что общего вы увидели в названиях тем? (Речь пойдёт о воде, слова «вода» и «наводнение» однокоренные).
II. Подготовка к восприятию новой темы.
– Вспомните сказку «Барсук и Медведь». Чего боялся Барсук? (Проспать весну)
– Как пришла весна? (Спустилась сверху)
– Как отразился её приход на неживой природе? (Небо стало выше, воздух – теплее, день увеличился, снег тает или растаял, реки вскрылись и т.д.)
– Послушайте стихотворение Г. Ладонщикова «Медведь проснулся» (Читает ученик).
Без забот и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый,
Слышит: каплет –
Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил –
Кругом вода;
Заспешил медведь наружу:
Заливает – не до сна!
Вылез он и видит лужи,
Тает снег...
Пришла весна!
– Как весна «сообщила» Медведю о своём приходе? (Вода намочила постель)
– Назовите изменения, произошедшие в неживой природе с приходом весны.
III. Новый материал урока ОЗМ.
По ходу беседы на доске появляется следующая запись, полученная из карточек со словами, словосочетаниями и предложениями.
Март – протальник.
Первая капель – повсюду слышен звон капели, всё оживает после сна... (А. Майков)
Первые ручейки – упал сосулькой март к ногам, и потекли ручьи по склонам... (А. Майков)
Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят... (Ф. Тютчев)
Весна
Апрель – снегогон.
Первые потоки – всю ночь гремел овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью.
Вскрытие рек. Ледоход – воскресших вод напор последний победу разглашал свою. (А. Фет)
Май – травень.
Первые грозы – люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом.
1. Беседа.
– Какое время года за окном? (Весна. Выставляется карточка со словом «Весна»)
– Назовите по порядку весенние месяцы. (Выставляются столбиком карточки со словами «Март», «Апрель», «Май»)
– Народ, наблюдая за изменениями в природе, каждому месяцу дал своё название – это снегогон, травень, протальник. Какой из весенних месяцев вы бы так назвали? (Выставляются карточки с этими названиями напротив названия нужного месяца)
– Какие месяцы можно назвать месяцами большой воды? Почему? (Март, апрель – время таяния снега и разлива рек)
– Вода, как и весна, приходит постепенно. Прочтите отрывки из стихотворений (на доске прикрепляются карточки). С чего, по вашему мнению, начинается большая вода? (С капели)
– Распределите отрывки из стихотворений соответственно полученным словосочетаниям:
- Повсюду слышен звон капели, всё оживает после сна... (А. Майков)
- Упал сосулькой март к ногам, и потекли ручьи по склонам... (А. Майков)
- Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят... (Ф. Тютчев)
- Всю ночь гремел овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью.
- Воскресших вод напор последний победу разглашал свою. (А. Фет)
2. Чтение текста «Ледоход» по учебнику и беседа по вопросам.
IV. Физминутка. Народная игра «Ручеёк».
– И яркое солнце, и голубое небо, и первая капель, и первые ручейки – несомненно, первые посланцы весны. Природа радуется пробуждению. А человек – часть природы. Он тоже радуется весне. Особенно – дети. Они гурьбой выбегают на улицу, играют в весенние игры. Одна из них называется «Ручеёк». Кто знает, как надо играть в эту игру? (Дети становятся друг за другом парами, берутся за руки и делают «ворота», поднимая руки вверх. Один ученик проходит в полученные «ворота» и выбирает себе пару. Вдвоём они передвигаются по «ручейку», становятся впереди, а оставшийся ученик бежит к началу «ручейка», выбирает себе пару, когда пробегает по «ручейку» и игра продолжается).
– Как вы думаете, почему у этой игры такое название?
V. Работа с репродукцией с картины И. Левитана «Весна. Большая вода».
1. Беседа по картине.
Вода – удивительная вещь на нашей планете. Без воды не будет ничего: ни растений, ни животных, ни людей. Но бывают моменты, когда воде не рады ни люди, ни звери. Один из таких моментов изображён на этой картине. (Вывешивается репродукция картины И. Левитана «Весна. Большая вода»)
– Что вы видите на картине? Какое время года изобразил автор?
– Как можно назвать эту картину?
– А кто знает автора и как он назвал свою картину?
– Назовите признаки весны в неживой природе, подмеченные автором.
VI. Новый материал урока русского языка. Работа в тетради.
1. Словарь: паводок, половодье, наводнение.
– Что обозначают эти слова? (Можно воспользоваться «Толковым словарём»)
– Запишите слова в тетрадь. Что объединяет эти слова? (Они все отвечают на вопрос что?, неодушевлённые, однокоренные)
– А какое слово можно назвать лишним? (Паводок – мужского рода, наводнение – начинается с буквы н)
2. Беседа по картинке «Наводнение» (стр.48, упр. 300)
– Рассмотрите рисунок на стр. 48.
– В каком рассказе мы читали о зайце, проспавшем паводок? (В. Бианки. Наводнение в лесу)
– Может ли эта картинка стать иллюстрацией к рассказу? Что в рассказе не так? (На картинке несколько зверей, попавших в беду, спасаются на пеньке, а в тексте автор рассказывает об одном зайце, проспавшем паводок и ожидавшем конца наводнения на дереве, куда он запрыгнул с трудом).
– Видели ли вы наводнение? Что впечатлило вас?
– Придумайте заголовок к рассказу по картинке. Можно воспользоваться словами из «Словаря». (Половодье. Наводнение. Зайцы в беде.)
– Запишите заголовок посередине строки.
3. Подготовка к написанию сочинения.
– Прочитайте «Слова для справок».
– О чём можно сказать «разлилась», «затопила»? Составьте предложение о реке. (Река разлилась и затопила небольшой лесок. Река вышла из берегов и затопила небольшой лесок.)
– Каких зверей можно описать, используя следующие слова и словосочетания: оказались в воде, забрались на пенёк, испугались, прижали уши?
– Что указывают на то, что зайцы не остались наедине со своей бедой? Составьте предложения. (Приплыли ребята на лодке. Они отвезут зайчишек в безопасное место. Ребята выпустят зайчишек на берег.)
– Из скольких частей должен состоять рассказ? (из трёх)
– О чём первая его часть? (О причине наводнения)
– О чём будете писать во второй? (О беде, в которую попали зайцы)
– Чем закончите свой рассказ? (Счастливым спасением)
– Попробуйте составить устный рассказ.
4. Написание сочинения.
VII. Итоги уроков.
1. Прочтение сочинения детьми.
Наступила весна. Река вышла из берегов и затопила небольшой лесок.
Несколько зайцев проспали паводок и оказались окружённые водой. Они испугались и запрыгнули на пень. От страха зверьки прижали уши.
На помощь приплыли ребята на лодке. Они отвезут бедных зайчишек в безопасное место и выпустят на берег.
2. Беседа по вопросам.
– Назовите весенние приметы в неживой природе.
– Почему весну называют периодом большой воды? С чем это связано?
– Когда вода опасна для людей и зверей?
– Назовите новые слова из словаря. Что они обозначают?