Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой Программы социального воспитания и становления младших школьников младших школьников являются Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников и Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.
Цель программы: создать пространство духовно-нравственного развития, социального воспитания и становления младшего школьника.
Общие задачи программы систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Воспитание ценностного отношения к прекрасному.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Таким образом, Программа содержит 4
подпрограммы:
“Дети – граждане России” (17 часов)
Основу данных подпрограмм составляют различные виды образовательной и социально-педагогической деятельности: внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной. В программе приводятся примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися: информационные, исследовательские, социальные практикоориентированные, творческие, культурно-досуговые проекты, акции, волонтерская деятельность и др.
Планируемые результаты.
Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия
Учащиеся должны
- знать общественные нормы, о социально одобряемые и неодобряемые формы поведения в обществе;
– получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
– получить опыт самостоятельного общественного действия.
Календарно-тематическое планирование
к подпрограмме
“Дети и природа” (17 часов)
№ п\п | Тема | Час | Содержание и формы деятельности |
1 | Природа - источник знаний | 1 | Диагностика правильного
поведения в природе Работа в библиотеке |
2 | Информационный проект “Малая Красная книга природы” | 2 | Изготовление книжек-малышек по
проблемам познания и охраны природы в творческих
группах-издательствах Защита проектов |
3 | Природа – источник доброты | 1 | Заседание клуба любителей животных |
4 | Исследовательский проект “Малые раны природы на территории школьного двора” | 3 | Путешествие по экологической
тропе Создание карты ран природы (полевая практика) Акция Письмо обращение Акция наш школьный закон о природе |
5 | Природа – источник красоты и творческого вдохновения | 4 | Экскурсия в дендрарий Посещение выставочного зала Практикум “Пишем стихи о природе” |
6 | Природа – источник здоровья | 2 | Практикум “Формула здоровья” |
7 | Социальный практико-ориентированный проект “Цвети, Земля!” | 4 | Волонтерская деятельность на
территории двора Выращивание рассады цветочных растений, высаживание клумб |
Календарно-тематическое планирование
к подпрограмме
“Дети – добрые волшебники” (17 часов)
№ п\п | Тема | Час | Содержание и формы деятельности |
1 | Доброе отношение к миру. | 1 | Диагностика “Добрый ли я
человек” Тренинг “Привычка быть добрым” |
2 | Информационный проект Энциклопедия добрых дел человечества (энциклопедия злых дел человечества) |
3 | Проектная деятельность Работа в творческих группах-издательствах |
3 | Исследовательский проект Экспедиция "В поисках добра". |
3 | Проектная деятельность Работа в творческих группах |
4 | Акция "Подарок просто так" | 1 | Социально значимая деятельность |
5 | Акция "Доброе слово" | 1 | Социально значимая деятельность |
6 | Тренинг "Конфликты между людьми и способы их разрешения" | 2 | Встреча с психологом *Тренинговые занятия по коррекции межличностного поведения *Диагностика межличностных отношений, *Диагностика уровня проявления товарищества и взаимопомощи |
7 | Встреча "У нас в гостях - добрый человек" | 1 | Культкурно-досуговая деятельность |
8 | Творческий проект "Галерея добрых людей" | 2 | Создание фотовыставки |
9 | Социальный практико-ориентированный проект "Чудо для всех" | 3 | Волонтерская деятельность в микрорайоне по оказанию помощи престарелым, больным, деятельность дома |
Календарно-тематическое планирование
к подпрограмме
“Дети – созидатели и творцы” (17 часов)
№ п\п | Тема | Час | Содержание и формы деятельности |
1 | "Роль труда в жизни человека и
общества” Информационный проект “Профессии наших родителей” |
2 | Диагностика отношения детей к
различным видам трудовой деятельности,
трудолюбия, целеустремленности в труде и к
достижению поставленных учебных и трудовых
целей. Рукописная книга “Профессии наших родителей” |
2 | "Труд, вызывающий восхищение" | 2 | Встреча “У нас в гостях мастер своего дела”. |
3 | Исследовательский проект “ Сколько стоит домашний труд?” |
3 | Работа в творческих группах. Защита проектов. |
4 | Изобретательский проект “Машины-помощники человека” | 2 | Работа в творческих группах. Защита проектов. |
5 | Акция "Труд, за который я благодарю" | 2 | Создание доски-почёта нашего класса. |
6 | Культурно-досуговый проект Конкурс "Мастер и мастерица" |
3 | Написание сценария. Подготовка праздника. Проведение праздника. |
7 | Социальный практико-ориентированный проект "Мастерская волшебников" | 3 | Труд по благоустройству окружающей среды, помощь взрослым в труде. |
Календарно-тематическое
планирование к подпрограмме
“Дети - граждане России” (17 часов)
№ п\п | Тема | Час | Содержание и формы деятельности |
1 | Информационный проект “Символы нашего государства” | 2 | Изучение символов государства – Флага, Герба России, символов Волгограда. |
2 | Информационный проект Виртуальный музей “Ими гордится Россия” |
2
1 |
Создание мультимедийных
презентаций. Встреча с интересными людьми (Чемпионкой паралимпийских игр Васильевой Л.- жительницей Красноармейского района) |
3 | Творческий проект
“Юридическая азбука” (Права и обязанности гражданина России) |
2 | Создание рукописной
юридической азбуки в картинках. Работа в
творческих группах-издательствах. Защита проектов. |
4 | Занятие-тренинг "Права человека на образование" | 1 | Практикум. Права и обязанности учеников, учителей и родителей. (Изучение статей Конвенции о правах ребенка, конституции РФ, устава школы). Практикум "Наш школьный закон" |
5 | Исследовательский проект “Когда в школе учиться интересно?” | 2 | Социологическое
исследование Работа в творческих группах. |
6 | Социальный практико-ориентированный проект “Перемена” | 2 | Решение проблемы организованного проведения школьных перемен. |
7 | Культурно-досуговый проект “Посиделки” | 5 | Изучение русских народных
игр, песен, танцев, обрядов, костюма История народной игрушки. |
Литература для педагога
- Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе \Е.Н. Арсенина. М.: “Глобус”, 2007.
- Внеклассные мероприятия \ Л.Н. Яровая. М.”Вако”, 2004.
- Практика управления воспитанием в школе \ М.П.Нечаева. М., 2003.
- Растим здоровых, умных и добрых. Воспитание младшего школьника \ сост. Л.В.Ковинько. М. 1997.
- Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 1999.
Литература для воспитанников
- Кикнадзе А.В.. Искусство быть человеком. М., 1987.
- Лихачёв Д.С.. Письма о добром и прекрасном. М., 1985.
- Медведева И. Подумай, скажи, сделай. М., 1997.
- Энциклопедия для детей: Техника. Т. 14 М.: Аванта, 1999.
- Энциклопедия для детей: Искусство. М.: Аванта, 1999.
- Щабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Кн. Для учащихся нач. классов – М.; Изд-во “Вита-Пресс”, 1996.