Учителя начальных классов: Аксенова Наталья Викторовна, Измалкова Наталия Игоревна. ГОУ ЦО № 825.
Оборудование:
У детей на партах маршрутные листы (Приложение 1). Презентация к уроку. Музыка Н.А. Римского-Корсакова к опере “Садко”: оркестровое вступление “Океан-море синее”, ария Садко, варяжского гостя, индийского гостя, финал оперы.
Цели и задачи: Развитие у детей памяти: зрительной, слуховой, моторной. Развитие воображения и умение нестандартно мыслить. Привитие интереса к изучению родного языка и обогащение словарного запаса детей.
Ход урока
1. Введение.
Все люди мечтают. Ничто не может расшевелить до конца ум человека, если отсутствует мечта. Жить без мечты – жизнь бесцельную вести.
Вот и великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков, когда был маленьким, тоже мечтал, мечтал о службе на флоте, мечтал стать моряком.
Слайд 2.
Хотя родился далеко от моря, в тихом провинциальном городке , который и назывался Тихвином. Дело в том, что старинный дворянский род Римских-Корсаковых прославился в России как военно-морской. Еще его прапрадед был контр-адмиралом флота при царице Елизавете Петровне, дочери Петра 1.
По примеру старшего брата Воина Андреевича, а имя Воин в семье было наследственным, Николай мечтал о флотской карьере. Из писем и рассказов старшего брата перед мальчиком вставал прекрасный и манящий мир моря.
Слайд №3.
И вот когда Нике, так его звали в семье, было 12 лет, его привезли в столицу Санкт-Петербург и определили в Морской кадетский корпус – военное училище, готовившее морских офицеров. Закончил его с отличием и был направлен гардемарином в кругосветное плавание на военном клипере “Алмаз”. Плавание длилось целых 3 года. За это время “Алмаз”, в составе русской эскадры, посетил Англию, Норвегию, Францию, Италию, Испанию, Бразилию, США.
Гардемарин Николай Римский-Корсаков был произведен в мичманы – первый офицерский чин на флоте.
Мудрая пословица права, да, слова– великое богатство. Только надо записать слова, а не то они бесследно разлетятся!
2. Словарь.
Давайте запишем новые слова в наш толковый словарик, дети кладут перед собой маршрутные листы и записывают новые для них слова.
Гардемарин, клипер, мичман, эскадра.
(ставят ударение, подчеркивают ошибко-опасные места).
Слайд № 4. (проверка на экране)
Свободное от вахт время Николай посвящал чтению и музыке. Морское путешествие познакомило его с морями и океанами разных широт. В письмах к родителями теперь уже он сам восторженно описывает красоты морского пейзажа. Зорким глазом художника он впитывает все оттенки, все перемены окружавшей его морской стихии. Под шум океанских ветров и плеск волн появился в России новый самобытный композитор.
Любовь к морю осталась у Римского-Корсакова на всю жизнь. Став композитором он сумел в музыке показать переменчивый непредсказуемый характер океана от штиля до шторма оркестровыми красками. Это было так необычно и прекрасно, что современники назвали его лучшим музыкальным “маринистом”.(Маринист – художник, рисующий море.)
Давайте послушаем величавое оркестровое вступление, которое так и называется “Океан – море синее” из первой оперы Римского-Корсакова.
Звучит музыка.
Слайды № 5-8 морские пейзажи, картины И.Айвазовского.
3. Ребусы.
Римский Корсаков написал много опер, попробуйте отгадать ребус и вы узнаете, какому герою посвящена первая опера композитора.
Слайд № 9-10 ребусы. (Садко, былина.)
Молодого композитора пленила былина о гусляре Садко и о его поединке с Морским царем. Она легла в основу либретто (литературная основа оперы)
Слайд № 11.
В великом городе Новгороде в богатых хоромах пируют новгородские купцы. Гости торговые похваляются своим богатством и властью. Простой гусляр Садко корит их за пустую похвальбу. Он мечтает о дальних странствиях, чтобы по всему свету разнести славу о вольном городе Новгороде, да найти счастье для простого новгородского люда.
Не понравились дерзкие речи богатым купцам и прогнали они Садко.
Слайд №12.
Пришел Садко на берег Ильмень – озера и запел печальную песню о своей несбыточной мечте. Услышала его песню дочь Морского царя Волхова и пообещала ему поймать волшебных рыб золото-перо.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
“Рыбки плавали, ныряли в чистой свеженькой воде.
То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке.”
4. Тренируем зрительную память.
Запомните как можно точнее и постарайтесь изобразить.
Слайд № 13-15.
(В маршрутном листе задание № 2.)
Забросил Садко сеть в озеро и вытащил рыб золото-перо. Рыбы на солнце превратились в слитки золота.
Садко накупил товаров, снарядил 30 кораблей. Что же необходимо взять с собой в дорогу?
Слайд № 16.
У. И мы давайте соединим точки по порядку в задании 3, что получилось?
Д. Кораблик.
У. Правильно, а вот что мы с вами возьмем в наше путешествие, сейчас узнаем, разгадав ребусы.
Слайды № 17-21 (дружина, смелость, верность, знания, гусли).
5. Фразеологические обороты.
Чтобы наша речь была интересной, яркой, колоритной – хорошо было бы научиться украшать ее фразеологическими оборотами. Корабли готовы. Пора мчаться на всех парусах. Давайте, надуем паруса фразеологическими оборотами.
(Дети вспоминают фразеологические обороты).
6. Фонетические транскрипции.
Теперь надо решить – куда путь держать?
Слайд № 22.
Заморские купцы: варяжский, веденецкий, индийский рассказывают о своих странах, чтобы Садко знал куда плыть.
Догадайтесь, из какой страны этот заморский гость?
(Звучит ария индийского гостя).
Слайд № 23.
Подул бриз – морской ветер и разметал в разные стороны слова и фонетические транскрипции. Возьмите цветные карандаши и соедините их в пары. (маршрутный лист).
Индия [о п, и р а]
Ария [с а т к о]
Опера [и л, м, и н, о з, и р о]
Штиль [и н д, и й, а]
Ильмень-озеро [а р, и й, а]
Садко [ш т, и л,]
Слайд № 24.
У. Проверьте на экране, так ли у вас.
Больше всего понравился Садко рассказ Веденецкого купца об удивительном городе Веденец. Туда и направил свои корабли Садко.
Слайд №25.
Буквы в слове перепутали свои места, соберите слово и вы узнаете куда мы плывем.
ЦЕНЯВЕИ – ВЕНЕЦИЯ
Слайд №26.
Много музыкальных слов подарил нам итальянский язык, отгадаем и объясним их значения.
НЕРОТ РИТОБАН РАНОСОП
ТЕНОР, БАРИТОН, СОПРАНО.
7. Части речи, словосочетания.
За время долгого плавания повидал Садко и чарующий тропический океан и неприветливые северные моря. Давайте, послушаем, как поет о своей суровой родине Варяжский гость.
Слайд №27-28.
(Звучит ария варяжского гостя).
Слайд № 29.
Русский язык как бурный океан, перед нами два острова. Надо на один остров собрать все существительные, а на другой прилагательные. (К доске несколько человек.)
На корабле команда работает слаженно и быстро.
Сущ. | Прил. |
Новгород | великий |
Садко | отважный |
Дружина | верная |
Гость | варяжский |
Волхова | прекрасная |
Страна | заморская |
У. Посмотрите внимательно на существительные, на какие два множества можно их поделить?
Д. Одушевленные и неодушевленные,
Д. Собственные и нарицательные,
Д. Женского рода и мужского рода.
У. Мы знаем, что существительные и прилагательные любят дружить. Давайте, соберем словосочетания. В словосочетании существительное – прилагательное, кто капитан, а кто верный матрос?
Д. существительное – капитан, прилагательное – матрос.
У. Существительное – главное слово в словосочетании, а прилагательное – зависимое. Прилагательное во всем соглашается со своим существительным, поэтому связь между существительным и прилагательным называется согласование. То есть прилагательное согласуется с существительным в роде, числе, а скоро узнаем и в падеже.
8. Физкультминутка. Слайд № 30.
12 лет плавал Садко со своей дружиной по морям и океанам, соскучились они по родным берегам, загрустили . Тогда взял Садко свои гусли звонкие и запел песню.
“Во поле береза стояла”. (Игра. При повторе заменяем каждый раз слово на определенное движение.)
9. Родственные слова. Слайд № 31-32.
Пора домой возвращаться. Но поднялась на море страшная буря, то Морской царь требует дань. Стали корабельщики бросать в море бочки с золотом, серебром, жемчугом– ничего не помогает. Вот-вот потонут корабли! Понял Садко – то Морской царь требует его к себе.
Вода, расступилась, и Садко опустился в пучину морскую. Оказался Садко в подводном царстве перед Морским царем и его женой царицей Водяницей. У Морского царя да у царицы Водяницы 12 старших дочерей, что замужем за синими морями, да не счесть внучат малых-ручейков озорных.
У. Ребята, кто из вас был внимательным и услышал однокоренные слова?
(Ее толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом. Ее набирают в рот, когда молчат. Ею нельзя разлить неразлучных друзей. ВОДА.)
ВОДА, ПОДВОДНЫЙ, РУЧЕЙ, ВОДЯНИЦА.
Дети, какое слово лишнее? (ручей). А как можно назвать оставшиеся слова? (родственные, однокоренные).
Ах, какое это счастье! Слово делится на части, может каждый грамотей сделать слово из частей. Разберем слова по составу.
(Маршрутные листы)
10. Деформированное предложение. Слайд № 33.
Очень хотел Морской царь оставить Садко у себя, уж больно понравились ему песни отважного гусляра. Но Садко всем сердцем стремится на волю, пожалела его младшая дочь Морского царя красавица Волхова, ослушалась она своего грозного отца и помогла Садко вернуться в родной Новгород.
У. А как она помогла Садко, вы узнаете, восстановив деформированное предложение. В маршрутных листах поставьте над словами порядок слов и прочитайте получившиеся предложения.
Царевна, речку, морская, в, превратилась, быструю
Д. Предлагают свои варианты.
Морская царевна превратилась в быструю речку.
В быструю речку превратилась морская царевна.
У. Посмотрите, какое предложение предлагаем мы.
Превратилась царевна морская в речку быструю.
11. Маршрут путешествия.
Хороший мореплаватель должен уметь прокладывать маршрут, знать стороны света. Давайте построим маршрут путешествия, которое совершил Садко. Берем линейку и карандаш, отмечаем на маршрутном листе точку отсчета и начинаем путешествие.
5 см на ЮЗ, 3 см на З, 6 см на ЮВ, 2 см на СВ, 4 см на В, 3 см на С, соединяем начало и конец пути.
У. Ребята, что за геометрическая фигура у нас получилась?
Д. Ломаная линия.
У. Какая она?
Д. Замкнутая.
У. Из скольких звеньев она состоит?
Д. 7 звеньев.
Масштаб: 1см= 100 морских миль. Давайте измерим длину ломаной линии и узнаем какой путь преодолел Садко со своей дружиной.
Слайд № 34.
Встречает великий Новгород своих героев, все дивятся нежданному возвращению Садко с кораблями, а больше всего – широкой реке Волхове, что пролегла от Ильмень – озера до самого синего моря. Садко поведал о своих чудесных странствиях, и народ восславил гусляра, Волхову – реку и великий Новгород.
Венчает оперу мощный, ликующий гимн.
(Звучит финал оперы)
12. Слово о композиторе. Слайд № 35.
Творчество Римского-Корсакова ярко-национально. Он подлинно русский композитор. Римский-Корсаков написал 15 опер: “ Псковитянка”, “Снегурочка”, “Сказка о царе Салтане”, “Кощей Бессмертный”, “Золотой петушок”, “Ночь перед Рождеством”, “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”.
Из-под его пера вышло несколько симфоний, сюит, 79 романсов для голоса и фортепиано и много других музыкальных произведений. Он был прекрасным дирижером, пропагандировал исполнение произведений русских композиторов. Римский-Корсаков преподавал в Санкт-Петербургской консерватории, был профессором и прекрасным педагогом. Он воспитал более 200 композиторов, дирижеров, музыковедов. Его учениками были М.М. Ипполитов-Иванов, А.К. Лядов, Н.Я. Мясковский, С.С.Прокофьев, И.Ф.Стравинский. По праву Римского-Корсакова называют великим русским композитором.
13. Итог урока.
У. Ребята, что нового узнали на уроке?
У. Чему научились?
У. Что понравилось?
Ответы детей.
Слайд № 36. Спасибо за урок.