Книги читают и взрослые, и дети. Они привлекают нас удивительными приключениями, путешествиями героев, размышлениями о поступках людей, описанием исторических событий. Книги – это наши интересные и умные собеседники. Читая книги, мы знакомимся с новыми героями, радуемся вместе с ними, грустим, находим для себя что-то новое и полезное.
Профессия писателя очень удивительная. Писатель всегда добрый, надёжный друг, учит нас жизни, помогает нам увидеть мир и добрым, и злым.
Детские писатели – это необычные люди. Они могут интересно и увлекательно рассуждать о том, « что такое хорошо и что такое плохо», рассказывают о путешествиях в дальние страны, описывают красоту природы, от имени героя могут дать умные и полезные советы, рассмешить своих читателей или утешить.
Автор художественных произведений, пытается передать нам, всем, свои переживания, мысли, чувства, впечатления. Учителю нужно не только знать само произведение, биографию автора, но и донести до ученика, смысл того или иного произведения, поступки героев и их характеры.
Задача начальной школы – приобщить учеников к миру литературы, познакомить с лучшими произведениями, которые написаны для детей.
Основная задача учителя – это воспитание читателя, который может воспринимать искусство слова, обучение анализу художественного текста, воспитание «маленького писателя», развитие речи, умение отразить в словах свои впечатления, размышления, переживания.
В жизни начинающих читателей большое значение имеет детская книга. «Детская книга – это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян», – писал Д.Н.Мамин-Сибиряк.
Задачи: учить характеризовать персонажей, воспитывать любовь к природе, нравственное воспитание: учить ценить в людях умение мечтать, фантазировать, воспитывать чуткость, доброту, продолжить работу по развитию речи, обогащать словарный запас за счёт (морской) лексики, развивать речевое чутьё при толковании образных выражений.
Виды работ:
- чтение;
- выборочное чтение;
- составление плана;
- беседа по вопросам;
- речевая работа: толкование специальных терминов, образных выражений.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Работа по теме урока
Евгений Иванович Носов (1925-2002 г.г.)
Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачёво под Курском. Жене Носову было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В 1943 году, после окончания восьмого класса, он ушёл на фронт, стал артиллеристом противотанковой бригады. В начале весны 1945 года был тяжело ранен. Вернулся на родину санитарным поездом. Полгода был прикован к койке в госпитале города Серпухова. Правда, 9 мая уже кидался подушками от радости с товарищами по палате. Много лет спустя Евгений Носов вспомнит этот день в рассказе «Красное вино Победы» (1969 г.). И всех своих товарищей воскресит бережным, любящим словом. После госпиталя, в сентябре 1945 года, двадцатилетний фронтовик Евгений Носов вернулся в школу доучиваться. В 1957 году в Курске в альманахе для детей был опубликован первый рассказ Евгения Ивановича Носова.
В одном из рассказов писатель признавался, что может работать, только «искренне любя и счастливо созерцая». Этим счастливым созерцанием, как солнцем на утренней зорьке, пронизаны все книги Евгения Ивановича Носова, начиная с самой первой (она вышла в 1958 году и называлась «На рыбачьей тропе»). Они полны, как Ноев ковчег, не только зверушками и птицами, но и тем тишайшим народцем, что неприметно живёт у наших ног. Тут и мураши, и медлительные шмели, одетые в тёплые плюшевые шубки. Здесь и сгорбившийся, как старик, сухой подсолнух, и молодая крапива, что глядит барыней. А вокруг – сама земля наша, голубая странница в бескрайних космических полях. И как тут не вспомнить, что последний, завещательный рассказ Евгения Ивановича Носова (он ушёл от нас 12июня 2002 года) называется «Покормите птиц!». По просьбе писателя это название высечено и на его надгробном памятнике. В лютые морозные дни Евгений Иванович развешивал по округе дополнительные кормушки, а вместе с ними и отпечатанные на старой пишущей машинке призывы к людям – покормите птиц.
Евгений Иванович Носов «Моя Джомолунгма» – поэтическая повесть, где раскрывается духовный мир человека. Многие произведения – о подростке, о его духовном мире: о чувстве первой любви, о восприятии красоты родной природы, которое неразрывно связано с чувством дома, малой родины. «…Малая родина – это то, что на всю жизнь озаряет нас крыльями вдохновения…» – Е.И.Носов.
Выставка книг.
3. Первичное восприятие текста
Читает учитель. Прочитаем в сокращении рассказ «Где просыпается солнце».
Словарная работа:
Ихтиозавр – вымершие доисторические
животные.
Стапель – площадка на верфях для постройки
судов и спуска на воду.
Рея – поперечный брус на мачте для
крепления парусов.
Шлюпка – лодка.
«По реке мчались льдины с оборванными
строчками лисьих следов и кусками санной дороги»
– как вы понимаете это выражение?
– Как звали главного героя?
– О чём он мечтал?
– На какого героя он похож, кто написал?
Р.П.Погодин «Кирпичные острова». Сима. Книга.
– А Сима о чём мечтал?
– К какой теме можно отнести эти рассказы?
Фантазёры.
4. Вторичное чтение
– Читаем и составляем план рассказа по
событиям.
– О чём и о ком узнаём из 1-й части?
– Какое название? (Первая встреча с дядей
Сергеем.)
– О чём и о ком узнаём из 2-й части?
– Какое название? (Такая интересная зима.)
– О чём и о ком мы узнаём из 3-й части?
– Какое название? (Долгое отсутствие дяди
Сергея.)
4-ю часть мы более подробно разделим на части.
Общее название: (Неожиданное возвращение дяди
Сергея и его подарок)
– Приезд дяди Сергея.
– Описание корабля.
– Ремонт кораблика.
– Выбор имени кораблика.
– Подъём флага.
– О ком и о чём рассказывается в 5-й части?
– Какое название? (История об удивительном
кораблике.)
5. Физминутка
Музыка «Море спокойствия». Закрываем глазки, слушаем музыку, представляем, как маленький Санька мечтал увидеть, как восходит солнце. Релаксация.
6. Закрепление
1. В 3-й части найдите и прочитайте, о чём мечтал
Санька.
– Каким он представляет себе солнце?
– Можно ли считать это его фантазией? Санька
думал о солнце как о живом существе. Скрытое
сравнение «солнце просыпается» он понимает в
прямом смысле, буквально: солнце ложится спать и
просыпается, красное спросонья. Санька это не
придумывает, не фантазирует – он себе так всё
представляет, он ещё маленький.
2. «Санька глядел вслед птицам долго и
завистливо, как гусёнок с перешибленным
крылом…»
– Что хотел сказать этим автор? Какое настроение
было у мальчика? Что он чувствовал? Почему он
завидовал птицам? (Санька скучал по дяде
Сергею, грустил и завидовал птицам, которые могут
легко долететь, куда хотят).
3. «Дядя Сергей был большой выдумщик».
Расскажите о его выдумках: из коряги сделал
голову оленя с рогами, рассказал о кораблике.
Прочитайте.
– Можно ли дядю Сергея, взрослого человека,
назвать фантазёром? Да, выдумщик и фантазёр.
– Историю о кораблике дядя Сергей действительно
слышал или придумал специально для Саньки?
– Если придумал, то зачем? Его рассказ о
кораблике – это фантазия, а придумал он эту
историю, чтобы утешить опечаленного,
расстроенного Саньку.
4. Охарактеризуйте Саньку. Какой он? А какой дядя Сергей? Нравится ли он тебе? Что общего у мальчика и его взрослого друга? Санька – мальчик мечтательный, с выдумкой и фантазией, верный друг, умеет понимать и ценить людей, он сразу почувствовал в дяде Сергее интересного и доброго человека. Дядя Сергей – выдумщик и фантазёр и эти качества умеет ценить в других людях. Не случайно он дал кораблику имя «Мечта». Он увидел в Саньке близкого себе человека. Хотя Санька ещё маленький, его и дядю Сергея связывает настоящая дружба.
5. – Почему писатель дал рассказу название «Где
просыпается солнце?».
Главный герой рассказа Санька – совсем ещё
маленький мальчик. Его представления о жизни по
– детски наивны. Но это мальчик с богатым
воображением, он близок к природе и хорошо её
чувствует. Желание Саньки посмотреть, где
просыпается солнце, говорит и о его детской
наивности, и о его любви к природе (он всё
природное считает живым, близким себе). Название
рассказа «Где просыпается солнце», писатель как
бы сразу выделяет эти черты в герое как самые
важные. А ещё такое название звучит для юного
читателя интригующе.
7. Домашнее задание
Страницы 132-141 читать, вопрос № 7 (устно).
8. Итог урока
– С творчеством какого писателя мы
познакомились?
– О чём он писал?
– Как называется рассказ, который мы читали на
уроке?
– Кто главный герой? О чём он мечтал?
Литература:
1. Г.М.Грехнёва, К.Е.Корепова – книга для
учителя. К учебнику «Родное слово». «Дрофа»,
Москва, 2006 год.
2. Учебник 4 класс. «Родное слово», часть вторая.
«Дрофа», Москва, 2006 год. Авторы – составители:
Г.М.Грехнёва, К.Е.Корепова.
3. Интернет-ресурс.