"Мечта – тоже птица. Только летает она и выше и дальше"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Книги читают и взрослые, и дети. Они привлекают нас удивительными приключениями, путешествиями героев, размышлениями о поступках людей, описанием исторических событий. Книги – это наши интересные и умные собеседники. Читая книги, мы знакомимся с новыми героями, радуемся вместе с ними, грустим, находим для себя что-то новое и полезное.

Профессия писателя очень удивительная. Писатель всегда добрый, надёжный друг, учит нас жизни, помогает нам увидеть мир и добрым, и злым.

Детские писатели – это необычные люди. Они могут интересно и увлекательно рассуждать о том, « что такое хорошо и что такое плохо», рассказывают о путешествиях в дальние страны, описывают красоту природы, от имени героя могут дать  умные и полезные советы, рассмешить своих читателей или утешить.

Автор  художественных произведений, пытается передать нам, всем, свои переживания, мысли, чувства, впечатления. Учителю нужно не только  знать само произведение, биографию автора, но и донести до ученика, смысл того или иного произведения, поступки героев и их характеры.

Задача начальной школы – приобщить учеников к миру литературы, познакомить с лучшими произведениями, которые написаны для детей.

Основная задача учителя – это  воспитание читателя, который может  воспринимать искусство слова, обучение анализу художественного текста,  воспитание «маленького писателя», развитие речи, умение отразить в словах свои впечатления, размышления, переживания.

В жизни начинающих читателей большое значение имеет детская книга. «Детская книга – это весенний солнечный луч, который заставляет  пробуждаться дремлющие  силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян», – писал Д.Н.Мамин-Сибиряк.

Задачи: учить характеризовать персонажей, воспитывать любовь к природе, нравственное воспитание: учить ценить в людях умение мечтать, фантазировать, воспитывать чуткость, доброту, продолжить работу по развитию речи, обогащать словарный запас за счёт (морской) лексики, развивать речевое чутьё при толковании образных выражений.

Виды работ:

  • чтение;
  • выборочное чтение;
  • составление плана;
  • беседа по вопросам;
  • речевая работа: толкование специальных терминов, образных выражений.

ХОД УРОКА

1. Организационный  момент.

2. Работа по теме урока

Евгений Иванович Носов (1925-2002 г.г.)

Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачёво под Курском. Жене Носову было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В 1943 году, после окончания восьмого класса, он ушёл на фронт, стал артиллеристом противотанковой бригады. В начале весны 1945 года был тяжело ранен. Вернулся на родину санитарным поездом. Полгода был прикован к койке в госпитале города Серпухова. Правда, 9 мая уже кидался подушками от радости с товарищами по палате. Много лет спустя Евгений Носов вспомнит этот день в рассказе «Красное вино Победы» (1969 г.).  И всех своих товарищей воскресит бережным, любящим словом. После госпиталя, в сентябре 1945 года, двадцатилетний фронтовик Евгений Носов вернулся в школу доучиваться. В 1957 году в Курске в альманахе для детей был опубликован первый рассказ Евгения Ивановича Носова.

В одном из рассказов писатель признавался, что может работать, только «искренне любя и счастливо созерцая». Этим счастливым созерцанием, как солнцем на утренней зорьке, пронизаны все книги Евгения Ивановича Носова, начиная с самой первой (она вышла в 1958 году и называлась «На рыбачьей тропе»). Они полны, как Ноев ковчег, не только зверушками и птицами, но и тем тишайшим народцем, что неприметно живёт у наших ног. Тут и мураши, и медлительные шмели, одетые в тёплые плюшевые шубки. Здесь и сгорбившийся, как старик, сухой подсолнух, и молодая крапива, что глядит барыней. А вокруг – сама земля наша, голубая странница в бескрайних космических полях. И как тут не вспомнить, что последний, завещательный рассказ Евгения Ивановича Носова (он ушёл от нас 12июня 2002 года) называется «Покормите птиц!». По просьбе писателя это название высечено и на его надгробном памятнике. В лютые морозные дни Евгений Иванович развешивал по округе дополнительные кормушки, а вместе с ними и отпечатанные на старой пишущей машинке призывы к людям – покормите птиц.

Евгений Иванович Носов «Моя Джомолунгма» – поэтическая повесть, где раскрывается духовный мир человека. Многие произведения – о подростке, о  его духовном мире: о чувстве первой любви, о восприятии красоты родной природы, которое неразрывно связано с чувством дома, малой родины. «…Малая родина – это то, что на всю жизнь озаряет нас крыльями вдохновения…» – Е.И.Носов.

Выставка книг.

3. Первичное восприятие текста

Читает учитель. Прочитаем в сокращении рассказ «Где просыпается солнце».

Словарная работа:

Ихтиозавр – вымершие доисторические животные.
Стапель – площадка на верфях для постройки судов и спуска на воду.
Рея – поперечный брус на мачте для крепления парусов.
Шлюпка – лодка.

«По реке мчались льдины с оборванными строчками лисьих следов и кусками санной дороги» – как вы понимаете это выражение?
– Как звали главного героя?
– О чём он мечтал?
– На какого героя он похож, кто написал? Р.П.Погодин «Кирпичные острова». Сима. Книга.
– А Сима о чём мечтал?
– К какой теме можно отнести эти рассказы? Фантазёры.

4. Вторичное чтение

– Читаем и составляем план рассказа по событиям.
– О чём и о ком узнаём из 1-й части?
– Какое название? (Первая встреча с дядей Сергеем.)
– О чём и о ком узнаём из 2-й части?
– Какое название? (Такая интересная зима.)
– О чём и о ком мы узнаём из 3-й части?
– Какое название? (Долгое отсутствие дяди Сергея.)
4-ю часть мы более подробно разделим на части. Общее название: (Неожиданное возвращение дяди Сергея и его подарок)
– Приезд дяди Сергея.
– Описание корабля.
– Ремонт кораблика.
– Выбор имени кораблика.
– Подъём флага.
– О ком и о чём рассказывается в 5-й части?
– Какое название? (История об удивительном кораблике.)

5. Физминутка

Музыка «Море спокойствия». Закрываем глазки, слушаем музыку, представляем, как маленький Санька мечтал увидеть, как восходит солнце. Релаксация.

6. Закрепление

1. В 3-й части найдите и прочитайте, о чём мечтал Санька.
– Каким он представляет себе солнце?
– Можно ли считать это его фантазией? Санька думал о солнце как о живом существе. Скрытое сравнение «солнце просыпается» он понимает в прямом смысле, буквально: солнце ложится спать и просыпается, красное спросонья. Санька это не придумывает, не фантазирует – он себе так всё представляет, он ещё маленький.

2. «Санька глядел вслед птицам долго и завистливо, как гусёнок с перешибленным крылом…»
– Что хотел сказать этим автор? Какое настроение было у мальчика? Что он чувствовал? Почему он завидовал птицам? (Санька скучал по дяде Сергею, грустил и завидовал птицам, которые могут легко долететь, куда хотят).

3. «Дядя Сергей был большой выдумщик». Расскажите о его выдумках: из коряги сделал голову оленя с рогами, рассказал о кораблике. Прочитайте.
– Можно ли дядю Сергея, взрослого человека, назвать фантазёром? Да, выдумщик и фантазёр.
– Историю о кораблике дядя Сергей действительно слышал или придумал специально для Саньки?
– Если придумал, то зачем? Его рассказ о кораблике – это фантазия, а придумал он эту
историю, чтобы утешить опечаленного, расстроенного Саньку.

4. Охарактеризуйте Саньку. Какой он? А какой дядя Сергей? Нравится ли он тебе? Что общего у мальчика и его взрослого друга? Санька – мальчик мечтательный, с выдумкой и фантазией, верный друг, умеет понимать и ценить людей, он сразу почувствовал в дяде Сергее интересного и доброго человека. Дядя Сергей – выдумщик и фантазёр и эти качества умеет ценить в других людях. Не случайно он дал кораблику имя «Мечта». Он увидел в Саньке близкого себе человека. Хотя Санька ещё маленький, его и дядю Сергея связывает настоящая дружба.

5. – Почему писатель дал рассказу название «Где просыпается солнце?».
Главный герой рассказа Санька – совсем ещё маленький мальчик. Его представления о жизни по – детски наивны. Но это мальчик с богатым воображением, он  близок к природе и хорошо её чувствует. Желание Саньки посмотреть, где просыпается солнце, говорит и о его детской наивности, и о его любви к природе (он всё природное считает живым, близким себе). Название рассказа «Где просыпается солнце», писатель как бы сразу выделяет эти черты в герое как самые важные. А ещё такое название звучит для юного читателя интригующе.

7. Домашнее задание

Страницы 132-141 читать, вопрос № 7 (устно).

8. Итог урока

– С творчеством  какого писателя  мы познакомились?
– О чём он писал?
– Как называется рассказ, который мы читали на уроке?
– Кто главный герой? О чём он мечтал?

Литература:

1. Г.М.Грехнёва, К.Е.Корепова – книга  для учителя. К учебнику «Родное слово». «Дрофа», Москва, 2006 год.
2. Учебник 4 класс. «Родное слово», часть вторая. «Дрофа», Москва, 2006 год. Авторы – составители: Г.М.Грехнёва, К.Е.Корепова.
3. Интернет-ресурс.