Малые жанры русского фольклора. Пословицы и поговорки. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


(Учебник «Литературное чтение» 3 класс. Автор Н.А. Чуракова. Раздел учебника «Корни есть не только у дерева»)

Цель: углубить знания о малых жанрах  русского фольклора – пословицах и поговорках.

Задачи:  

  • научить отличать пословицы от поговорок;
  • развивать умение работать со словарём, умение анализировать, делать выводы;
  • воспитывать любовь к русскому фольклору.

Оборудование: карточки с пословицами и поговорками, толковые словари.

Ход урока

I. Актуализация знаний о пословицах и поговорках.

Учитель: Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. На уроках литературного чтения мы встречаемся с этими малыми жанрами русского фольклора.

Учитель: Ребята, а что такое пословица?

(Дети дружно поднимают руки)

Даша: Пословица — это малый жанр русского фольклора.

Игорь: Это краткое образное изречение, которое нас чему-то учит.

Никита: Это мудрость народная, которая нам досталась от наших предков.

Данила: Пословица подсказывает нам, как правильно себя вести, поэтому её мы можем назвать нашей учительницей, нашим старшим другом.

Учитель: Молодцы ребята. А что же такое поговорка?

(Недолгое молчание)

Лера (уверенно): Поговорка –  это тоже малый жанр русского фольклора, который нас чему-то учит.

Саша: Поговорка тоже пришла к нам от наших предков.

Альбина: Я думаю, что поговорка и пословица это одно и то же. Всегда же говорят вместе эти слова пословицы и поговорки.

Дети задумались.

Владик: Я думаю, что это немного разные понятия. Ведь не случайно говорят пословицы и поговорки. Значит они чем-то друг от друга отличаются?!

II. Открытие нового знания

Учитель: Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.

Надя: В чём отличие пословицы от поговорки.

Учитель:  Ребята, если мы не совсем точно знаем лексическое значение слова, какая книга нам может в этом помочь?

Дети дружно: Толковый словарь.

Учитель: И так первым шагом в нашем исследовании будет изучение лексического значения слов пословица и поговорка.

Дети находят лексическое значение этих слов в толковых словарях (у каждого свой словарь) и выписывают к себе в тетрадь.

Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличии от пословицы, законченного высказывания.

Даша: А что значит назидательный?

Данила: Я уже нашёл в толковом словаре значение слова назидательный. (Читает из словаря.) Назидательный, то же, что поучительный.

Альбина: А я нашла ещё и значение слова афоризм. (Читает из словаря.) Афоризм это краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение.

Саша: Значит можно сказать, что пословица это краткое народное изречение с поучительным содержанием.

Альбина: И ещё пословица содержит в себе обобщающее умозаключение.

Учитель: Молодцы, ребята!

Аня: А я хочу прочитать, что же такое поговорка. (Читает запись в тетради.) Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.

Виталий: Ну, вот вам и ответ на наш вопрос. У поговорки нет законченного высказывания.

Учитель: Молодцы, ребята! С теорией мы немного разобрались. А теперь давайте попробуем на практике различать пословицы и поговорки.

Перед вами записи.

  • Мал золотник, да дорог.
  • «когда рак на горе свиснет»
  • Пустая бочка громче гремит.
  • «собака на сене»
  • Не зная броду, не суйся в воду.
  • «остаться с носом»

Разделите их на две группы. Ваши предложения.

Миша: Я думаю, что первая группа – это пословицы, а вторая – поговорки.

Серёжа: Я с Мишей согласен.

Весь класс одобрительно кивает головой.

Учитель: Я тоже согласна с Мишей. Предлагаю выполнить это задание по группам.

Работа в группах.

Учитель: Слово I группе.

Данила: Мы разделили предложения на две группы. Первая группа – это пословицы, а вторая – поговорки.

Мал золотник, да дорог. Мы решили, что это пословица, потому что это  законченное высказывание. А вот «когда рак на горе свиснет», это уже поговорка, потому что это просто высказывание.

Слово II группе.

Альбина: Пустая бочка громче гремит. Мы отнесли эту запись в пословицы, потому что это законченное предложение, а вот «собака на сене», это поговорка, потому что это словосочетание.   

Слово III группе.

Владик: Не зная броду, не суйся в воду. Это пословица, потому что имеет законченную мысль. «Остаться с носом» - это поговорка, т.к. это словосочетание.

Учитель: Молодцы, ребята! Правильно отличили пословицы от поговорок.

Пословица

Поговорка

Мал золотник, да дорог.

«когда рак на горе свиснет»

Пустая бочка громче гремит.

«собака на сене»

Не зная броду, не суйся в воду.

«остаться с носом»

III. Домашнее задание

Учитель: Подберите 3 пословицы и 3 поговорки о дружбе.

IV. Итог урока

Учитель: Какие знания вам понадобятся, чтобы выполнить домашнее задание?

Игорь: Нам понадобятся знания, полученные на сегодняшнем уроке. Мы должны будем помнить, что пословица – это короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пословица имеет законченную мысль. А вот поговорка это устоявшаяся фраза или словосочетание.

Альбина: Пословица может употребляться самостоятельно, а вот поговорка нет.

Даша: Пословица – это целое предложение, а поговорка – лишь фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок.