(Учебник «Литературное чтение» 3 класс. Автор Н.А. Чуракова. Раздел учебника «Корни есть не только у дерева»)
Цель: углубить знания о малых жанрах русского фольклора – пословицах и поговорках.
Задачи:
- научить отличать пословицы от поговорок;
- развивать умение работать со словарём, умение анализировать, делать выводы;
- воспитывать любовь к русскому фольклору.
Оборудование: карточки с пословицами и поговорками, толковые словари.
Ход урока
I. Актуализация знаний о пословицах и поговорках.
Учитель: Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. На уроках литературного чтения мы встречаемся с этими малыми жанрами русского фольклора.
Учитель: Ребята, а что такое пословица?
(Дети дружно поднимают руки)
Даша: Пословица — это малый жанр русского фольклора.
Игорь: Это краткое образное изречение, которое нас чему-то учит.
Никита: Это мудрость народная, которая нам досталась от наших предков.
Данила: Пословица подсказывает нам, как правильно себя вести, поэтому её мы можем назвать нашей учительницей, нашим старшим другом.
Учитель: Молодцы ребята. А что же такое поговорка?
(Недолгое молчание)
Лера (уверенно): Поговорка – это тоже малый жанр русского фольклора, который нас чему-то учит.
Саша: Поговорка тоже пришла к нам от наших предков.
Альбина: Я думаю, что поговорка и пословица это одно и то же. Всегда же говорят вместе эти слова пословицы и поговорки.
Дети задумались.
Владик: Я думаю, что это немного разные понятия. Ведь не случайно говорят пословицы и поговорки. Значит они чем-то друг от друга отличаются?!
II. Открытие нового знания
Учитель: Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.
Надя: В чём отличие пословицы от поговорки.
Учитель: Ребята, если мы не совсем точно знаем лексическое значение слова, какая книга нам может в этом помочь?
Дети дружно: Толковый словарь.
Учитель: И так первым шагом в нашем исследовании будет изучение лексического значения слов пословица и поговорка.
Дети находят лексическое значение этих слов в толковых словарях (у каждого свой словарь) и выписывают к себе в тетрадь.
Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.
Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличии от пословицы, законченного высказывания.
Даша: А что значит назидательный?
Данила: Я уже нашёл в толковом словаре значение слова назидательный. (Читает из словаря.) Назидательный, то же, что поучительный.
Альбина: А я нашла ещё и значение слова афоризм. (Читает из словаря.) Афоризм это краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение.
Саша: Значит можно сказать, что пословица это краткое народное изречение с поучительным содержанием.
Альбина: И ещё пословица содержит в себе обобщающее умозаключение.
Учитель: Молодцы, ребята!
Аня: А я хочу прочитать, что же такое поговорка. (Читает запись в тетради.) Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.
Виталий: Ну, вот вам и ответ на наш вопрос. У поговорки нет законченного высказывания.
Учитель: Молодцы, ребята! С теорией мы немного разобрались. А теперь давайте попробуем на практике различать пословицы и поговорки.
Перед вами записи.
- Мал золотник, да дорог.
- «когда рак на горе свиснет»
- Пустая бочка громче гремит.
- «собака на сене»
- Не зная броду, не суйся в воду.
- «остаться с носом»
Разделите их на две группы. Ваши предложения.
Миша: Я думаю, что первая группа – это пословицы, а вторая – поговорки.
Серёжа: Я с Мишей согласен.
Весь класс одобрительно кивает головой.
Учитель: Я тоже согласна с Мишей. Предлагаю выполнить это задание по группам.
Работа в группах.
Учитель: Слово I группе.
Данила: Мы разделили предложения на две группы. Первая группа – это пословицы, а вторая – поговорки.
Мал золотник, да дорог. Мы решили, что это пословица, потому что это законченное высказывание. А вот «когда рак на горе свиснет», это уже поговорка, потому что это просто высказывание.
Слово II группе.
Альбина: Пустая бочка громче гремит. Мы отнесли эту запись в пословицы, потому что это законченное предложение, а вот «собака на сене», это поговорка, потому что это словосочетание.
Слово III группе.
Владик: Не зная броду, не суйся в воду. Это пословица, потому что имеет законченную мысль. «Остаться с носом» - это поговорка, т.к. это словосочетание.
Учитель: Молодцы, ребята! Правильно отличили пословицы от поговорок.
Пословица |
Поговорка |
Мал золотник, да дорог. |
«когда рак на горе свиснет» |
Пустая бочка громче гремит. |
«собака на сене» |
Не зная броду, не суйся в воду. |
«остаться с носом» |
III. Домашнее задание
Учитель: Подберите 3 пословицы и 3 поговорки о дружбе.
IV. Итог урока
Учитель: Какие знания вам понадобятся, чтобы выполнить домашнее задание?
Игорь: Нам понадобятся знания, полученные на сегодняшнем уроке. Мы должны будем помнить, что пословица – это короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пословица имеет законченную мысль. А вот поговорка это устоявшаяся фраза или словосочетание.
Альбина: Пословица может употребляться самостоятельно, а вот поговорка нет.
Даша: Пословица – это целое предложение, а поговорка – лишь фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок.