Известно: речевые возможности ребенка значительно увеличиваются в дошкольном возрасте. От того, как он связной речью. Определяется монологическая речь как сложноорганизованное и развернутое речевое высказывание: имеет мотив и замысел, характеризуется единством структуры, общей логикой содержания, адекватным лексико-грамматическим и звуковым оформлением изложения.
Развитие ребенка – дошкольника идет по нескольким направлениям. Речь идет об обогащении словаря, овладении грамматическим строем речи, о развитии фонематического слуха, связной речи и ее функций (коммуникативная, планирующая, знаковая и др.), об осознании – коммуникативная. Реализуется она посредством выражения мысли. У детей дошкольного возраста планирующая функция сливается с мышлением. Задача взрослого – развивать эту функцию, а именно рассказывать о ходе выполняемого действия, задавать вопросы о последовательности выполнения оценивать деятельность ребенка. В свою очередь и ребенок должен сопровождать свои действия словесно; к 5–6 годам планировать уже предстоящую деятельность, выражая это в речи; уметь свободно рассказывать о том, что хотел бы делать, что сделал, и сопоставлять с результатами исполнения.
Недостаточный уровень развития связной монологической речи ребенка (особенно в предшкольный период ) напрямую влияет на его интеллектуальное развитие. В развитии речи детей важную роль играет труд.
Посредством речи у ребенка закономерно преодолевается импульсивность в решении практических задач. Слова, выступая как заместители вещи выполняют функцию планирования, свободного от непосредственного действия. Существуют важные для практики методические разработки которые содержат дидактические материалы, направляющие на обучающий процесс. Педагог входе занятий с их помощью реализует процесс “вырастания” планирующей функции речи из речи, сопровождающей и констатирующей действие. Задания способствуют развитию лексики – учат детей активно использовать синонимы, антонимы, сравнения, совершенствуют синтаксическую сторону. Это задания на нахождение и разъяснение ошибок, на составление “ инструкций к деятельности”, постановку вопросов и ответов и т.д. Несомненно, задания этого вида активно влияют на развитие логического мышления, памяти, внимания, а наглядная форма делает их привлекательными и интересными. Работа по предлагаемым разработкам будет косвенно влиять на формирование мотивации учения, что очень важно с точки зрения подготовки ребенка к будущей школьной жизни.
Перечень заданий по развитию связной речи детей.
Задание 1.
Рассмотрите рисунок. Расскажите, как выглядит кукла. Что она делает?
(Это кукла Катя. Она одета красиво. На ней … Она собралась идти… На улице идет дождь, поэтому…)
Не глядя на рисунок, еще раз расскажите про куклу Катю; теперь вновь рассмотрите рисунок и представьте , где Катя живет, с кем дружит.
Задание направлено на развитие грамматического строя речи, развивает планирующую функцию речи. Педагог начинает фразу – ребенок , анализируя рисунок, продолжает. Дети должны проанализировать события, показанные на картинке (идет дождь, медвежонок мокнет под дождем),и продолжить мысль, например в такой последовательности: “кукла собралась гулять, но пошел дождь. А на дворе под грибком мокнет медвежонок. Ему , конечно, холодно. Поэтому кукла Катя взяла зонтик и пошла выручать медвежонка”.
Варианты ответов детей:
1: поэтому без резиновых сапог и зонтика выходить нельзя;
2: поэтому, чтобы не простудиться, лучше остаться дома и подождать, пока дождь закончиться;
3: поэтому, когда кукла Катя спасла медвежонка, они стали играть дома.
К этому рисунку существует два варианта заданий:
Цель первого задания развивать образную память, визуальное внимание, умение составлять и воспроизводить связный рассказ по представлению; формировать внимание и умение действовать по инструкции педагога;
Цель второго задания развивать воображение и творчество (ребенок должен додумать обстоятельства, учитывая при этом заданную рисунком информацию).
Если кто-то из детей испытывает затруднение, после первого задания можно переключить ребенка на другой вид деятельности, например раскрасить рисунок. И только после этого предложить ему задание второй части.
Задание 2.
Рассмотрите рисунки про кошку Марусю и ее котят, раскрасьте их. Расскажите про кошку и ее котят: (Кошка Маруся очень… У кошки Маруси… котят .Шерстка у … разных цветов. Один котенок … другой…Кошка Маруся заботливая мама. Вот она учит котят играть с мячом. Мяч … цвета, украшен … полосками…).
Расскажите про них по памяти, не глядя на рисунок. Задание аналогично первому, но присутствует большее число персонажей, что требует от детей устойчивого внимания.
Задание 3.
Рассмотрите рисунки и придумайте к ним по одному предложению. Ответить на вопросы : как зовут девочку? Куда она пошла? Кто встретился ей по дороге? Что произошло? Чем все закончилось?
Задание направлено на развитие планирующей функции речи. Содержание первого рисунка – знакомый сюжет по сказке “ Красная Шапочка”, хотя представленная ситуация отличается от сказочного повествования. Дети, составляя предложения по сюжету рисунка, (а не сказки!), должны учесть этот момент. Задания такого вида не только учат учитывать исходящую информацию, но и подводят к решению задач которые предлагают в начальной школе.
На втором рисунке изображена незнакомая для ребенка ситуация.
Составлять рассказы по рисункам помогают конкретно поставленные вопросы. В первом случае они требуют ответов по существу, а не простого воспроизведения сказки. Во втором случае требуется изложение самостоятельно придуманной истории с учетом “ предлагаемых обстоятельств”. Воспитатель поощряет самые разные варианты историй, придуманных детьми. Единственное требование – придерживаться информации, данной на рисунке.
Задание 4.
Рассмотрите рисунок и восстановите последовательность событий : что случилось сначала? Что потом ? Покажите стрелками последовательность событий. Составьте рассказ по рисункам.
Задания этого типа помогают развивать внимание и логику. Так же развивается планирующая функция ребенка . Для этого нужен набор разнообразных иллюстраций, иначе дети не могут проанализировать информацию и будут пересказывать хорошо знакомый сюжет. Рисунки подводят ребенка сначала проанализировать, исследовать, а затем составить рисунок. Пусть один ребенок начнет рассказ, другой продолжает и т.д.
Задание 5.
Рассмотрите рисунок и определите, какой из них является началом истории. Составьте рассказ по рисункам. Покажите стрелками последовательный порядок событий.
Пятое задание имеет ту же цель, что и четвертое.
Отличие: на рисунках представлена незнакомая ситуация “из жизни”. Поэтому работа потребует от детей умения анализировать последовательность действий героев и додумывать пропущенные: папа принес билеты в цирк; мальчик позвонил другу и пригласил его на представление; в цирке дети увидели дрессированных животных, а дома разыграли аналогичное действо со своим псом.
Подобные задания развивают планирующую функцию речи, логическое мышление, а также умение обосновывать свои суждения.
Задание 6.
Рассмотрите рисунок. Кто живет в этой квартире? Мальчик это или девочка?
Чем увлекается?
Задание носит творческий характер. Вопросы помогают детям обратить внимание на важные детали: книги и портфель говорят о том, что хозяин комнаты учится в школе; спортивные перчатки и мяч – о его увлечении футболом. Кошка, которая спокойно улеглась на коврике, свидетельствует : обитатель комнаты любит животных. Кто он? Конечно, мальчик.
Задание 7.
Рассмотрите рисунок. Слева нарисована Катя, а справа среди других детей ее сестра – близнец Лена. Найдите ее и соедините сестер – Катю и Лену – линией. Определите как зовут других детей, если известно, что Таня младше всех, Света старше всех, а Витя любит играть в теннис. Придумайте историю про детей и скажите : с кем говорит по телефону Света и о чем? Куда она ведет Таню? Куда идет Витя? Куда собрался Коля?
Задание помогает детям запоминать сложную инструкцию и действовать в соответствии с ней, что является важнейшим условием успешного обучения в школе. Как и предыдущее, дает возможность проявить фантазию. (Света может говорить по телефону с подругой, с мамой или с теми, к кому она ведет сестру; они могут идти в гости, на день рождения, на праздник в детский сад и т. д. ).
Задание 8.
Внимательно рассмотрите рисунки. Выберете три рисунка и составьте на их основе предложения. (Врач пришел по вызову в этот дом, а на него кинулась собака; девочка сорвала цветок, поставила его в вазу, что стояла на столе).
Выберите другие рисунки и составьте новое предложение.
Задание направлено на развитие творческих способностей: в одном высказывании требуется связать три слова. Если у кого-то из детей задание вызовет затруднение, педагог может упростить его – разрешить использовать два слова.
Усложнение задачи : составить несколько предложений, используя одни и те же слова.
Задание 9.
Внимательно рассмотрите рисунки. Закройте их бумагой и назовите, что на них изображено. Один из рисунков отличается от остальных. Что на нем изображено? (Собака, она живая.) Посмотрите на рисунки еще раз. Придумайте историю: кто живет в этом доме? Чем они занимаются? Есть ли в доме дети? Это мальчик или девочка? Как бы вы назвали собаку? Составьте рассказ, используя все изображенные предметы.
Это задание расширяет границы составляемых детьми рассказов. В текст следует включить все изображенные на рисунке предметы. Для выполнения задания необходимо задействовать внимание и память. Кроме того, задание стимулирует творческие способности, развивает логическое мышление и, конечно, умение составлять связные фразы, соединяя их в небольшой текст.