Исследовательская работа: "Индивидуальные различия памяти и особенности их проявления в младшем школьном возрасте"

Разделы: Начальная школа


Среди многих способностей, которыми одарен каждый человек со дня своего рождения, одной из важнейших является память. Память играет колосальную роль во всем процессе обучения и развития ребенка. Память помогает ребенку осваивать различные навыки, необходимые в жизни. Благодаря памяти ребенок учится говорить, считать, петь, рисовать, вести себя в различных ситуациях, накапливая жизненный опыт, который закрепляясь, составляет основу дальнейшего развития. Медленное развитие одного из видов памяти мешает успешному обучению и тормозит развитию ребенка. Выявление возрастных и индивидуальных особенностей памяти актуально и в настоящее время. Эту тему я выбрала для того, чтобы глубже знать все особенности детской памяти, уметь управлять и регулировать ею.

Цель работы - изучить индивидуальные различия памяти и особенности их проявления в младшем школьном возрасте.

Объектом данного исследования является изучение психического познавательного процесса учащихся начальных классов.

Предметом исследования являются индивидуальные различия памяти и особенности их проявления в младшем школьном возрасте.

Гипотезой исследования послужило следующее предположение: память младших школьников станет более произвольной и более опосредствованной, развитию памяти будет способствовать правильная организация учебного процесса.

Задачи работы:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  • Изучить возрастные и индивидуальные особенности памяти в младшем школьном возрасте, знание которых необходимо для правильной организации учебно-воспитательной работы.

Изучая особенности проявления памяти младших школьников, использовались следующие методы: наблюдение, естественный эксперимент, метод беседы, анализ продуктов и процесса деятельности. Все эти методы помогли мне понять сущность изучаемой проблемы.

Глава 1. Теоретические подходы к изучению памяти в психолого-педагогической литературе.

1.1. Сущность понятия памяти.

Уже в глубокой древности люди придавали большое значение памяти. Замечательно в этом отношении изречение Эсхила, вложенное им в уста Прометея: "Послушай, что смертным я сделал: число изобрел, слова слагать научил, память им дал". Матерью всех муз древние греки считали богиню памяти Мнемозину.

В древние времена, когда человечество не владело еще письменностью, требования к прочности и точности запоминания и сохранения прошлого опыта были особенно высокими. Да и в настоящее время знание памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запомнить и сохранить в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы.

Процесс запоминания, сохранения и последующего припоминания или узнавания того, что человек раньше воспринимал, переживал или делал, называются памятью. "Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом".

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека есть три вида памяти: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым котролем запоминания, вторая - с употреблением логики, третья - с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции для памяти являются основными. Они у разных людей людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

1.2. Виды памяти.

Наиболее распространенный классификацией мнемических процессов является предложенное еще П.П. Блонским разделение памяти на четыре вида в зависимости от особенностей материала запоминания и воспроизведения.

Двигательная (моторная) память на различные движения и их системы, позволяющая формировать практические и трудовые навыки. Все люди обладают двигательной памятью. Однако проявление ее у каждого человека происходит по-разному. Эти индивидуальные различия зависят от двух факторов: 1) от врожденных физических особенностей организма и 2) от степени правильной выучки, упражнений, навыков.

Эмоциональная (аффективная) память - это память на пережитые чувства. Положительные или отрицательные чувства не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся при определенных условиях. Эмоциональная память позволяет человеку регулировать свое поведение в зависимости от ранее пережитых чувств, побуждает либо к совершению того или иного действия, поступка, либо к отказу от него.

Образная память - это сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Образная память бывает зрительной, слуховой, обонятельной и вкусовой.

Словесно-логическая (вербальная) память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Мысли не существуют вне речи, вне тех или иных слов и выражений. Поэтому такой вид памяти называют не просто логическим, а словесно-логическим. Запоминания смысла - это запоминание общих и существенных сторон и признаков материала и отвлечение от деталей и малосущественных его признаков. Следовательно, запоминание и воспроизведение смыслового материала тесно связано процессами мышления, с умственным развитием человека, с запасом его знаний.

Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память - непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное достаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это - память-образ.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от

5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.

Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека - единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени "видеть" воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению с зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание и воспроизведение, память можно разделить на непроизвольную и произвольную.

Если не ставится специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал и последний запоминается пассивно, как бы сам собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий, - такая память является непроизвольной.

Если ставится специальная цель запомнить, применяются соответствующие мнемические приемы, производятся волевые усилия - такая память является произвольной.

Непроизвольная память в своем развитии предшествует произвольной.

По способу запоминания выделяются механическая, не опирающаяся на понимание, и смысловая память, основанная на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов.

По продолжительности запоминания и сохранения материала память подразделяется на кратковременную - процесс относительно небольшой длительности, но достаточной для точного воспроизведения только что происшедших событий, явлений; и долговременную, которая характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала.

1.3. Процессы памяти.

Особое внимание следует обратить на процессы памяти, каждый из которых подчиняется особым закономерностям. К их числу относятся: запоминание, сохранение (и соответственно забывание), воспроизведение и узнавание.

Деятельность памяти начинается с запоминания, т. е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. Запоминание может быть непроизвольным, преднамеренным (произвольным), смысловым и механическим.

Непроизвольное запоминание совершается без заранее поставленной цели запомнить. Оно протекает без волевых усилий, совершается само собой. Прочность и длительность непроизвольного запоминания зависят от красочности, подвижности объекта; когда оно связано с эмоциональными переживаниями, большими чувствами, с предыдущим опытом.

Произвольное запоминание направлено на запоминание определенного материала и требует необходимых волевых усилий. Систематическое, планомерное произвольное запоминание с применением определенных приемов называется заучиванием.

Механическое запоминание - последовательное заучивание отдельных частей материала без опоры на смысловую связь между ними. Это ведет к тому, что трудный, неясный материал ученик просто зазубривает.

Осмысленное запоминание непосредственно связано с процессами мышления, оно опирается на понимание тех логических связей, которые существует между его частями. Здесь человек обычно старается понять то, что требует запомнить, установить связь нового материала со старым, неизвестного - с тем, что уже знакомо. Смысловое запоминание более продуктивно, чем механическое.

Сохранение - более или менее длительное удержание в памяти некоторых сведений. Из того, что мы запомнили, только сравнительно небольшая часть сохраняется в памяти долго, иногда в течение всей жизни. Большинство же усвоенного постепенно забывается, так как отсутствуют подкрепления тех раздражителей, которые ранее имели место. Поэтому, чтобы сохранить в памяти усвоенное, надо повторять его. Материал, хорошо понятый, сохраняется в памяти значительно лучше, чем тот, который усвоен дословно, но без полного понимания. Такой материал чаще подвержен забыванию. Основное средство против забывания - повторение.

Забывание имеет не только отрицательное значение в жизни человека. Если бы мы никогда ничего не забывали, то наш мозг оказался бы перегруженным ненужной информацией, которая только затрудняла бы образование новых, полезных связей. Забывание позволяет нам хранить в памяти только то, что имеет для нас какое-то значение.

Воспроизведение представляет собой воссоздание сохраненного в памяти материала на нескольких уровнях: узнавание, воспроизведение, припоминание.

Узнавание происходит потому, что воспринимаемое в данный момент аналогично воспринимавшемуся ранее. При повторном восприятии появляется своебразное чувство знакомости, которое и лежит в основе узнавания. Узнавание бывает непроизвольным и произвольным.

Воспроизведение характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, актуализируются без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным. При непроизвольном воспроизведении образы, мысли, чувства вспоминаются без сознательного намерения и усилия. Воспроизведение произвольное возникает в результате активного и сознательного усилия.

Припоминание - наиболее активное воспроизведение, связанное с определенным напряжением нервной системы человека и требующее определенных волевых усилий. Процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, событиями, сохранившимися в памяти.

1.4. Индивидуальные различия памяти.

Индивидуальные различия памяти людей проявляются в особенностях ее процессов, т. е. в том как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей, и в особенностях содержания памяти, т. е. в том, что запоминается. Эти двоякие изменения с разных сторон характеризуют продуктивность памяти каждого человека.

Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовность к воспроизведению. Скорость запоминания определяется числом повторений, необходимых тому или иному человеку для запоминания определенного объема материала.

Прочность выражается в сохранении заученного материала и в скорости его забывания.

Готовность памяти выражается в том, насколько человек может легко и быстро припомнить в нужный момент то, что ему необходимо.

Эти различия в определенной мере связаны с особенностями типов высшей нервной деятельности, с силой и подвижностью процессов возбуждения и торможения. Особенности высшей нервной деятельности и связанные с ними индивидуальные различия в процессах памяти изменяются и под влиянием условий жизни и воспитания.

Индивидуальные различия в памяти проявляются также в том, что у одних людей более продуктивно закрепляется образный материал, у других- словесный материал, у третьих - не замечается явного преимущества в запоминании определенного материала.

В связи с этим в психологии различают наглядно-образный, словесно-абстрактный, двигательный (моторный) и комбинированный типы памяти. Эти типы зависят в определенной мере от соотношения первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности людей.

Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности человека, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Отношение определяет избирательный характер памяти. Мы обычно запоминаем то, что для нас интересно и эмоционально значимо. "Не подлежит сомнению, - писал С.Л. Рубинштейн, - что в запоминании более или менее значительную роль играют моменты". Эмоционально насыщенное будет лучше запоминаться, чем эмоционально нейтральное.

Учителю необходимо учитывать индивидуальные различия в памяти учащихся. Одновременно он должен развивать у них всестороннюю память. Этого требует разнообразие самого учебного материала: он создает максимально благоприятные условия для всестороннего развития памяти учащихся.

Глава 2. Система работы учителя по изучению индивидуальных различий памяти и особенностей их проявления в младшем школьном возрасте.

2.1. Диагностика уровня развития памяти у младших школьников.

Учебные программы ставят перед учителями задачи совершенствования учебного процесса, обеспечения высокого уровня усвоения знания и т д. Для успешного их решения учителю необходимо знать индивидуальные особенности учащихся, особенности их умственного и общего развития, опираться на эти знания в процессе обучения. С помощью методик постараюсь выявить сильные и слабые стороны памяти младших школьников.

Методика 1.

Выявляются особенности запоминания и воспроизведения в младшем школьном возрасте в зависимости от вида памяти. Используется естественный эксперимент. Проводятся 2 опыта на заучивание слов (предварительно ставится перед испытуемым цель)

1 опыт: 10 слов конкретного содержания: ветка, шапка, лодка, белка, труба, камень, бочка, картина, снег, дом.

2 опыт - отвлеченного содержания: белизна, храбрость, тяжесть, грамотность, доброта, точность, сырость, шалость, быстрота, прочность.

Опыты проводятся в разные дни, но в одно и тоже время. Слова произносятся четко, с небольшими паузами. Статистическая обработка данных, определяется среднее арифметическое.

№ п/п

Ф.И. ученика

Конкретные слова

Кол-во прав. воспроиз. слов

Кол-во ошибочных и забытых слов

ветка

шапка

лодка

белка

труба

камень

бочка

картина

снег

дом

№ п/п

Ф.И. ученика

Отвлечен. содержания

Кол-во прав. воспроиз. слов

Кол-во ошибочных и забытых слов

храбрость

белизна

тяжесть

грамотность

доброта

точность

сырость

шалость

быстрота

прочность

Обработка данных показывает, что объем слов конкретного содержания 7, 6, а объем слов абстрактного содержания 5.

В связи с возрастным относительным преобладанием первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, чем отвлеченный материал. Лучше запоминается все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик. На продуктивность запоминания влияет и осознание цели, побуждение к запоминанию (ради чего надо постараться запомнить).

Методика 2.

Анализируется один из уроков чтения, с точки зрения того, что он дает для развития образного и словесно-логического видов памяти. Изучая текст с детьми на уроке, нужно стремиться развивать у них оба вида памяти. На следующий день анализируются их ответы, отметив, в каких случаях виден результат работы, а в каких сдвига нет и почему.

Литература.

  1. Возрастная и педагогическая психология. / Под редакцией М.В. Гамезо.- М., 1984.
  2. Волкова С.И., Столярова Н.Н. "Развитие детей на уроках". // Начальная школа. - 1990 г. - № 7 - с 35-41.
  3. Гоноболин Ф.Н. Психология. - М., 1973.
  4. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. - М., 1978.
  5. Крутецкий В.А. Психология. - М., 1980.
  6. Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника. - М., 1987.
  7. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. - М., 1977.
  8. Малыхина Н.И. "Учет индивидуальных и психологических особенностей младших школьников". // Начальная школа. - 1984 г. - №2 - с. 21 - 23.
  9. Немов Р.С. Психология. - М., 2003 г.
  10. Общая психология. / Под редакцией А.В. Петровского. - М., 1986.
  11. Познавательные процессы и способности в обучении. / Под редакцией В.Д. Шадрикова. - М., 1990.
  12. Психология. / Под редакцией В.А. Крутецкого. - М., 1974.
  13. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М., 1966.
  14. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? - М., 1985.
  15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Питер, 1998 г.

Приложение.