Деление обыкновенных дробей. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цель урока: знакомство с правилом деления дробей при опоре на имеющиеся знания учащихся в ходе проведения дидактической игры

Задачи урока:

  • Образовательные:
    – повторить правила умножения обыкновенных дробей; нахождения числа, обратного данному; переместительный и сочетательный законы умножения;
    – познакомиться с правилом деления дробей в ходе создания проблемной ситуации;
    – научиться делить смешанные числа; выполнять деление обыкновенной дроби на натуральное число
  • Развивающие:
    – развивать логическое мышление при решении нестандартных заданий;
    – развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы,
    – развивать навыки поиска информации с помощью различных источников
  • Воспитательные:
    – поддерживать интерес учащихся к изучению математики через нестандартную форму урока;
    – совершенствовать культуру речи учащихся
  • Здоровьесберегающие:
    – предупредить умственное перенапряжение путем смены видов деятельности;
    – поддерживать атмосферу психологического комфорта;
    – соблюдать физические паузы.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация (Приложение 1)

Ход урока

1. Организационный момент (психологический настрой детей на работу с новым материалом).

Учитель: Сегодня мы отправляемся в путешествие, в котором нас ждут интересные находки и открытия. Какие? Сейчас узнаем.

2. Устный счет (актуализация знаний).

Древнегреческий ученый Платон оставил поэтическую легенду о богатом и красивом острове, который якобы много тысяч лет назад лежал в океане, к западу от Гибралтарского пролива. На этом острове сложилась великая и грозная держава царей-завоевателей, потомков Посейдона, бога морей. По имени старшего царя и был назван остров. Посреди острова, на высокой горе, находился древний город с прекрасным храмом. Но боги прогневались на жителей острова, земля стала трястись, горы выбрасывали дым и пламя, “и в один день и одну бедственную ночь остров погрузился в море”. И осталась только легенда. Что это за прекрасный остров?

Мы узнаем, когда выполним следующее задание: “Вычисли и найди число, обратное значению выражения” (Слайд 2.)

1) повторяем правило умножения обыкновенных дробей, определение и способ нахождения обратного числа, выделение целой части неправильной дроби

2)

3) повторяем правило замены смешанного числа неправильной дробью; определение взаимно обратных чисел

4) повторяем правило умножения дроби на натуральное число

5) повторяем правило нахождения числа, обратного натуральному

6) повторяем правило умножения на 1

7) повторяем сочетательный закон и правило нахождения числа, обратного десятичной дроби

8) повторяем сочетательный и переместительный законы

9)

Существовала ли Атлантида? Может быть, в самом деле, была такая прекрасная земля? Загадка эта до сих пор еще не решена.
Как называют ученых, которые изучают историю общества по остаткам жизни и деятельности людей?
Верно, археологи. Попробуем и мы сегодня справиться с этой ролью.
Археологи хорошо знакомы с законами развития цивилизации, а мы сейчас показали, что хорошо усвоили изучавшиеся ранее математические законы.
Перед археологами часто возникают проблемы, для решения которых они находят различные пути. А нам это по силам?

3. Изучение нового материала.

Мотивация знаний: составим уравнение по рисунку. (Слайд 3.)

(Слайд 4.)

– проблемная ситуация. Вспоминаем определение деления.

Формулируем тему, говорим о целях и дальнейшем плане урока.
Попробуем найти иной путь решения уравнения

Археологи должны уметь делать выводы, сравнивая те или иные находки.

Сравним (1) и (2).

  1. Составляем алгоритм деления обыкновенных дробей
  2. Формулируем правило.
  3. Сравниваем с текстом учебника.
  4. Записываем формулу

4. Первичное закрепление знаний и контроль.

а) Фронтальная работа. (Слайд 5.)

№ 596 (а – д)

Археологам часто приходиться испытывать большие физические нагрузки, поэтому они должны быть в отличной спортивной форме.

Физкультминутка.

б) Фронтальная работа (2 человека у доски):

  1. деление смешанных чисел № 596 (л-н),
  2. деление на натуральное число № 596 (е, р, и).

Что нового в этих примерах? Сформулируйте новые правила.

Сделать общий вывод (в буквенном виде) № 597(в, г)

Археологи бережно собирают найденные осколки в единое целое и расшифровывают надписи. И когда это удается, то лучшей награды за труд не существует! (Слайд 6, 7.)

в) Математическая мозаика – работа в парах (собираем рисунок).

г) Обучающая самостоятельная работа (контроль и самопроверка знаний).

2-е учащихся выполняют задания с обратной стороны доски. (Слайд 8, 9.)

Самопроверка, самооценка (кому делать открытия в новых путешествиях, а кому продолжать археологические раскопки на старом месте?)

5. Итог урока.

Археологи должны уметь собирать свои находки воедино. Что вы узнали на уроке?
Формулируем правило, вспоминаем, как данное правило применяется в различных ситуациях.

6. Домашнее задание.

Над чем трудиться археологам в своем кабинете? (Слайд 10.)

  1. Пункт 17 (с. 97 – выучить правило);
  2. № 633 (1 строка);
  3. придумать и решить задачу на действия с обыкновенными дробями, включая деление (составить выражение).

(Слайд 11.)