Цель урока: знакомство с правилом деления дробей при опоре на имеющиеся знания учащихся в ходе проведения дидактической игры
Задачи урока:
- Образовательные:
– повторить правила умножения обыкновенных дробей; нахождения числа, обратного данному; переместительный и сочетательный законы умножения;
– познакомиться с правилом деления дробей в ходе создания проблемной ситуации;
– научиться делить смешанные числа; выполнять деление обыкновенной дроби на натуральное число - Развивающие:
– развивать логическое мышление при решении нестандартных заданий;
– развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы,
– развивать навыки поиска информации с помощью различных источников - Воспитательные:
– поддерживать интерес учащихся к изучению математики через нестандартную форму урока;
– совершенствовать культуру речи учащихся - Здоровьесберегающие:
– предупредить умственное перенапряжение путем смены видов деятельности;
– поддерживать атмосферу психологического комфорта;
– соблюдать физические паузы.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация (Приложение 1)
Ход урока
1. Организационный момент (психологический настрой детей на работу с новым материалом).
Учитель: Сегодня мы отправляемся в путешествие, в котором нас ждут интересные находки и открытия. Какие? Сейчас узнаем.
2. Устный счет (актуализация знаний).
Древнегреческий ученый Платон оставил поэтическую легенду о богатом и красивом острове, который якобы много тысяч лет назад лежал в океане, к западу от Гибралтарского пролива. На этом острове сложилась великая и грозная держава царей-завоевателей, потомков Посейдона, бога морей. По имени старшего царя и был назван остров. Посреди острова, на высокой горе, находился древний город с прекрасным храмом. Но боги прогневались на жителей острова, земля стала трястись, горы выбрасывали дым и пламя, “и в один день и одну бедственную ночь остров погрузился в море”. И осталась только легенда. Что это за прекрасный остров?
Мы узнаем, когда выполним следующее задание: “Вычисли и найди число, обратное значению выражения” (Слайд 2.)
1) повторяем правило умножения обыкновенных дробей, определение и способ нахождения обратного числа, выделение целой части неправильной дроби
2)
3) повторяем правило замены смешанного числа неправильной дробью; определение взаимно обратных чисел
4) повторяем правило умножения дроби на натуральное число
5) повторяем правило нахождения числа, обратного натуральному
6) повторяем правило умножения на 1
7) повторяем сочетательный закон и правило нахождения числа, обратного десятичной дроби
8) повторяем сочетательный и переместительный законы
9)
Существовала ли Атлантида? Может быть, в самом деле, была такая прекрасная
земля? Загадка эта до сих пор еще не решена.
Как называют ученых, которые изучают историю общества по остаткам жизни и
деятельности людей?
Верно, археологи. Попробуем и мы сегодня справиться с этой ролью.
Археологи хорошо знакомы с законами развития цивилизации, а мы сейчас показали,
что хорошо усвоили изучавшиеся ранее математические законы.
Перед археологами часто возникают проблемы, для решения которых они находят
различные пути. А нам это по силам?
3. Изучение нового материала.
Мотивация знаний: составим уравнение по рисунку. (Слайд 3.)
(Слайд 4.)
– проблемная ситуация. Вспоминаем определение деления.
Формулируем тему, говорим о целях и дальнейшем плане урока.
Попробуем найти иной путь решения уравнения
Археологи должны уметь делать выводы, сравнивая те или иные находки.
Сравним (1) и (2).
- Составляем алгоритм деления обыкновенных дробей
- Формулируем правило.
- Сравниваем с текстом учебника.
- Записываем формулу
4. Первичное закрепление знаний и контроль.
а) Фронтальная работа. (Слайд 5.)
№ 596 (а – д)
Археологам часто приходиться испытывать большие физические нагрузки, поэтому они должны быть в отличной спортивной форме.
Физкультминутка.
б) Фронтальная работа (2 человека у доски):
- деление смешанных чисел № 596 (л-н),
- деление на натуральное число № 596 (е, р, и).
Что нового в этих примерах? Сформулируйте новые правила.
Сделать общий вывод (в буквенном виде) № 597(в, г)
Археологи бережно собирают найденные осколки в единое целое и расшифровывают надписи. И когда это удается, то лучшей награды за труд не существует! (Слайд 6, 7.)
в) Математическая мозаика – работа в парах (собираем рисунок).
г) Обучающая самостоятельная работа (контроль и самопроверка знаний).
2-е учащихся выполняют задания с обратной стороны доски. (Слайд 8, 9.)
Самопроверка, самооценка (кому делать открытия в новых путешествиях, а кому продолжать археологические раскопки на старом месте?)
5. Итог урока.
Археологи должны уметь собирать свои находки воедино. Что вы узнали на уроке?
Формулируем правило, вспоминаем, как данное правило применяется в различных
ситуациях.
6. Домашнее задание.
Над чем трудиться археологам в своем кабинете? (Слайд 10.)
- Пункт 17 (с. 97 – выучить правило);
- № 633 (1 строка);
- придумать и решить задачу на действия с обыкновенными дробями, включая деление (составить выражение).
(Слайд 11.)