Цели урока:
- расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой;
- поддержать интерес учащихся к окружающему миру, умение видеть его красоту;
- воспитывать любовь к родной природе.
Форма проведения: урок – праздник.
Место проведения: актовый зал.
Оформление зала:
- выставка рисунков "Осень в наших глазах";
- поделки из природного материала;
- коллаж “Приметы осени”;
- осенние листья.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, маски животных, корзина с листьями, костюмы (ёжика, зайца, гриба, дождика, осени), зонтики для танца, листья для игры “Самый ловкий”, одежда для игры “Гроза”, аудиозаписи.
Действующие лица:
- Осень
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Гриб
- Заяц
- Ёжик
- Дождик
Учитель: (Слайд 1.)
Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок – праздник. Мы с вами собрались, чтобы поговорить о прекрасном времени года – об осени. Наш праздник так и называется “В гости к осени”.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
Осень приходит к нам по-разному. Иногда, проснешься утром и с удивлением замечаешь, как после студеной ночи ярким пламенем вспыхнули до этого скромные берёзки, какой янтарный блеск приобрели налившиеся кисти рябин. И небо стало синее и бездоннее, будто умытое студеной росой.
Но чаще осень идет тихой поступью, застенчиво, словно стыдится открыто заявить о себе. Тогда, кажется, будто лето так и продолжается без особых перемен: что было вчера, то осталось и сегодня в эту пору краски в природе меняются неуловимо для глаз.
1-й уч-ся:
Солнышко усталое,
Скупо греешь ты.
Жёлтые да алые
Кружатся листы.
2-й уч-ся:
В шелесте да в шорохе
Наш осенний сад.
На дорожках ворохи
Пёстрые лежат
3-й уч-ся:
Уже горят огнём рябины кисти,
И пожелтели на берёзах листья,
И пенья птиц уже не слышно вовсе,
И тихо-тихо к нам приходит Осень [1]
Учитель: Ребята! Давайте все вместе хором позовем нашу подружку осень.
Все:
Осень, осень!
В гости просим!
В зале гаснет свет, раздаются странные звуки (звуки ночного леса).
Звучит музыка. Появляется во всей красе осень.
Рис. 1.
Осень:
Осень – славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград -
Всё поспело для ребят.
И арбуз, увидев важный,
Оживится детвора,
И радушно скажет каждый:
Все: Здравствуй, осени пора!
Осень: Здравствуйте, милые ребята! Как же долго я шла к вам. Торопилась. Ждала пока пройдут зима, весна, лето. И вот я снова с вами, в кругу своих друзей.
4-й уч-ся: (Слайд 2)
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
Осень: Я принесла вам целое ведёрко листьев, сейчас мы узнаем кто из вас самый ловкий.
(Слайд 3.)
(Осень раздаёт листья . Дети встают в круг.) Осень в центре круга. Игра "Cамый ловкий". По ходу игры Осень убирает по одному листочку.)
Осень:
Листик на пол положи,
Себя в пляске покажи.
Кончит музыка играть,
Быстро листик надо взять.
Игра “Самый ловкий”.
Осень: И вы, я вижу, хорошо подготовились к встрече со мной. Пришла я к вам со своими братьями, осенними месяцами. А вы, ребята, знаете, как их зовут? (ответы детей)
На сцене появляются Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
Рис. 2.
Сентябрь. (Слайд 4.) Обо мне говорят: “В сентябре одна ягода горькая, да и та – рябина".
Октябрь. (Слайд 5.) Меня называют грязником. В народе обо мне говорят: "Октябрь ни колеса, ни полоза не любит".
Ноябрь. (Слайд 6.) А обо мне говорят так: "В ноябре зима с осенью борется”, “Ноябрь капризен: то плачет, то смеется”.
Месяцы: А вы, ребята, за лето хорошо отдохнули, загорели, выросли. А теперь порадуйте нас своими знаниями, отгадайте и наши загадки.
Загадки:
- Пришла без красок и без кисти (Слайд 7.)
И перекрасила все листья. (Осень.) - Сидит-зеленеет
Падает-желтеет
Лежит-чернеет. (Лист.) - Она под осень умирает, (Слайд 8.)
И вновь весною оживает,
Коровам без неё – беда,
Она их главная еда. (Трава.) - Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)
- Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка.) (Слайд 9.)
- Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осины.)
- У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (Заяц.)
Учитель: Ребята, а вы были в осеннем лесу? Чем осенний лес отличается от летнего? (Ответы детей.)
5-й уч-ся: (Слайд 10)
Сегодня так свётло кругом,
Такое мёртвое молчанье,
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Услышать листика шуршанье. [2]
Учитель: А вы знаете, ребята, что осенью в лесу зверям очень страшно. Как вы думаете, почему?
Опавшие листья шуршат под ногами. Шагнешь – шелестят, двинешься – опять зашумят. В лесу из-за этих сухих листьев целые истории случаются. Навалило листьев, а теперь с утра до ночи рыщут по лесу шорохи.
У белок от шорохов бессонница, мыши из норок носа не высовывают. У лисы и у той нервы шалят: ни ушам, ни носу покоя нет! А тут еще с голоду живот подвело, попробуй с этим шорохом к добыче подобраться.
Но хуже всего зайцу! Забился бедняга под куст, даже дрожать боится. Поди, подрожи – мигом шорохи налетят. И бежать нельзя: косой нынче шубу меняет с серой на белую. Далеко видно. Ой, плохо!
Инсценировка рассказа-шутки Э.Шима “Заяц и ёжик”.
Рис. 3.
Заяц: Ой, шум какой! Ой, треск какой! Не иначе волки бегут или медведи бредут….
Ёжик: Не бойся, косой, это я, ёжик…
Заяц: Что же ты, бессовестный, такой шум поднял?
Ёжик: Да разве я виноват? Это листья сухие шуршат под лапами. Никак тихо не пройдешь. Я шаг шагну и сам от страха трясусь.
Ведущий: Но, по правде сказать, слукавил немного ежишко, он так сказал, чтобы не обидно было косому. Ведь ему шорохи нипочём. Ходит он по лесу и знай себе шуршит. Нравится ежишке, что от него – такого маленького – столько много шума в лесу, как от большого зверя. На весь лес паника! Но зря ему шуршать некогда. Свернется клубком, покатается по листьям – и нет ежа! Ползет по земле желтая куча – это колючий себе зимнюю постель готовит. Мягко будет в норке под корнями. Не только ежи, все лесные звери к зиме готовятся.
Осень: Вот так-то, ребята! Мои сухие листочки могут, оказывается, многих напугать. Но есть у меня друг, который не боится этих листочков. Кто это, угадайте?
Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл. (Гриб.) (Слайд11.)
(Входит гриб.)
Рис. 4.
Гриб: Да, я – граф Гриб. Нас в лесу очень много. Но есть грибы, которые нельзя собирать. Почему? (Ядовитые.) (Слайд 12.)
Кто знает, какие грибы нельзя собирать? (Дети называют. Кто больше – получает приз.)
А кто из вас знает съедобные грибы? (Дети называют. Кто больше назовёт – получает приз.) (Слайд 13.)
Учитель: А знаешь, граф Гриб, ребята 2 “Б” класса приготовили для тебя “Грибные частушки”. Послушаем.
Фонограмма см. Приложение 1.
"Грибные частушки".
Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно,
Про грибы споем частушки
Очень замечательно.Я на дереве сидела,
С высоты грибы глядела.
Как подуло ветерком,
Я с березы кувырком.Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду старичок.
Удивил грибок меня:
"Возраст мой всего два дня"Петя рано, рано встал,
Все грибы в лесу собрал,
Хвалится грибочками
С беленькими точками.Мы с подружкой в лес ходили,
Там огромный гриб нашли,
Мы вдвоем его тащили,
Домой еле принесли.Шоколадная папаха,
Белый шелковый мундир
Посмотрев опенок, ахнул:
Настоящий командир.
Не играйте вы, опятки,
До темна с Ванюшей в прятки,
Окажите Ване честь -
В кузовке местечко есть!Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали".
Осень: Молодцы, ребята! Порадовали вы нас с Грибом!
Учитель: Дорогие, ребята, мы предлагаем вам оживить наш праздник. Вам необходимо ответить вопрос: бывает это осенью или нет? Если бывает, то мы все дружно хлопаем в ладоши, а если нет – топаем ногами. (Слайд 14.)
- Летит без крыльев и поёт, прохожих задирает
Одним проходу не даёт, других он подгоняет. (Ветер – бывает.) - На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост. (Слайд 15.)
Чудо-мастер смастерил мост высокий, без перил. (Радуга – не бывает.) - В белом бархате деревня – и заборы, и деревья,
А как ветер нападёт, этот бархат опадёт. (Иней – бывает.) (Слайд 16.) - Посмотри в окошко:
Идёт тоненький Антошка. (Дождь – бывает.)
Выходит Дождь. (Слайд 17)
Дождь:
Только жалобы и вздохи, только слёзы лью всегда.
Вы, ребята, мне станцуйте, рассмешите вы меня".
Учитель: Не печалься дождик, девочки 2 “А” класса быстро тебя развеселят свои танцем с зонтиками.
Выступление танцевальной группы.
(Слайд 18.)
Рис. 5.
Осень: Давайте проведём конкурс "Гроза". Приглашаются 4 участника. Вас оденут в осеннюю одежду (куртка, шарф, берет, в руках зонтик). Под музыку участники ходят по залу. Музыка затихнет – каждый снимает с себя одну вещь и кладёт на то место, где остановился. Когда услышите сигнал – "Гроза", надеваете свои вещи.
(Сигнал подать после того, как участники снимут с себя 4 вещи.)
Учитель: А вы знаете ребята, что наш с вами народ издавна был очень наблюдательный. Наблюдая за окружающей природой, люди научились предсказывать погоду на несколько недель вперед. Ребята 2 “А” класса долго собирали народные приметы об осени и создали вот такой коллаж.
Рис. 6.
Запомните эти приметы, и тогда вы сможете их проверить.
(Слайды 19–21.)
- Высоко птицы перелетные летят – будет много снегу, низко – мало.
- Если птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к теплой.
- Гуси летят высоко – будет много снега, низко – мало.
- Лягушки квакают – к дождю.
- Если с дерева лист не чисто спадет, будет холодная зима.
- Если много рябины, то осень дождливая, а зима морозная.
- Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
- Комары в ноябре – быть лёгкой зиме.
- Бабье лето ненастно – осень сухая.
- Перед ненастьем муравьи уползают в муравейник и закрывают вход.
- Теплая осень – к долгой зиме. [3]
Учитель: А ребята мечтают о совсем других приметах. Послушаем песенку в исполнении ребят 2 “А” класса
На мотив “песенки первоклассника”.
Фонограмма см. Приложение 2.
Что-то стало холодать,
Желтых листьев больше.
Утром хочется поспать,
Полежать подольше.
Нам сентябрь дает звонок.
А октябрь ложку,
В ноябре опять урок…
Отдохнуть бы Трошки…
То ли ещё будет, то ли ещё будет,
То ли ещё будет .. ой-ой-ой.
Наш осенний календарь
Жизни прибавляет,
Он как будто бы букварь –
Все приметы знает.
Каждый день дает намек, нас зимой смущает…
Лучше б двойки наутек
В дальний край слетали…
То ли ещё будет, то ли ещё будет,
То ли ещё будет .. ой-ой-ой.
(Слайд 22.)
Осень: Дорогие, ребята! Спасибо вам за то, что ждали меня. Отлично подготовились к встрече. Ну, а теперь нам пора прощаться. Я чувствую, как меня уже подгоняет моя старшая сестра Зимушка-зима. Но, пройдет совсем немного времени, и мы снова встретимся с вами. Правда, вы уже повзрослеете. Но я надеюсь, так же будете ждать встречи со мной.
"Прощайте, милые друзья,
Пора и мне спешить в поход.
Но заверяю смело я,
Что быстро год опять пройдёт".
Используемая литература:
- www.metodichka.hotbox.ru
- Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. \ Литературное чтение\\ – М., Просвещение, 2008 г.
- “Круглый год”\ русский земледельческий календарь.\\ – М., Правда, 1989 г.