Урок окружающего мира во 2-м классе "В гости к осени"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока:

  • расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой;
  • поддержать интерес учащихся к окружающему миру, умение видеть его красоту;
  • воспитывать любовь к родной природе.

Форма проведения: урок – праздник.

Место проведения: актовый зал.

Оформление зала:

  • выставка рисунков "Осень в наших глазах";
  • поделки из природного материала;
  • коллаж “Приметы осени”;
  • осенние листья.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, маски животных, корзина с листьями, костюмы (ёжика, зайца, гриба, дождика, осени), зонтики для танца, листья для игры “Самый ловкий”, одежда для игры “Гроза”, аудиозаписи.

Действующие лица:

  • Осень
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Гриб
  • Заяц
  • Ёжик
  • Дождик

Учитель: (Слайд 1.)

Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок – праздник. Мы с вами собрались, чтобы поговорить о прекрасном времени года – об осени. Наш праздник так и называется “В гости к осени”.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

Осень приходит к нам по-разному. Иногда, проснешься утром и с удивлением замечаешь, как после студеной ночи ярким пламенем вспыхнули до этого скромные берёзки, какой янтарный блеск приобрели налившиеся кисти рябин. И небо стало синее и бездоннее, будто умытое студеной росой.

Но чаще осень идет тихой поступью, застенчиво, словно стыдится открыто заявить о себе. Тогда, кажется, будто лето так и продолжается без особых перемен: что было вчера, то осталось и сегодня в эту пору краски в природе меняются неуловимо для глаз.

1-й уч-ся:

Солнышко усталое,
Скупо греешь ты.
Жёлтые да алые
Кружатся листы.

2-й уч-ся:

В шелесте да в шорохе
Наш осенний сад.
На дорожках ворохи
Пёстрые лежат

3-й уч-ся:

Уже горят огнём рябины кисти,
И пожелтели на берёзах листья,
И пенья птиц уже не слышно вовсе,
И тихо-тихо к нам приходит Осень [1]

Учитель: Ребята! Давайте все вместе хором позовем нашу подружку осень.

Все:

Осень, осень!
В гости просим!

В зале гаснет свет, раздаются странные звуки (звуки ночного леса).

Звучит музыка. Появляется во всей красе осень.


Рис. 1.

Осень:

Осень – славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград -
Всё поспело для ребят.
И арбуз, увидев важный,
Оживится детвора,
И радушно скажет каждый:

Все: Здравствуй, осени пора!

Осень: Здравствуйте, милые ребята! Как же долго я шла к вам. Торопилась. Ждала пока пройдут зима, весна, лето. И вот я снова с вами, в кругу своих друзей.

4-й уч-ся: (Слайд 2)

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.

Осень: Я принесла вам целое ведёрко листьев, сейчас мы узнаем кто из вас самый ловкий.

(Слайд 3.)

(Осень раздаёт листья . Дети встают в круг.) Осень в центре круга. Игра "Cамый ловкий". По ходу игры Осень убирает по одному листочку.)

Осень:

Листик на пол положи,
Себя в пляске покажи.
Кончит музыка играть,
Быстро листик надо взять.

Игра “Самый ловкий”.

Осень: И вы, я вижу, хорошо подготовились к встрече со мной. Пришла я к вам со своими братьями, осенними месяцами. А вы, ребята, знаете, как их зовут? (ответы детей)

На сцене появляются Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.


Рис. 2.

Сентябрь. (Слайд 4.) Обо мне говорят: “В сентябре одна ягода горькая, да и та – рябина".

Октябрь. (Слайд 5.) Меня называют грязником. В народе обо мне говорят: "Октябрь ни колеса, ни полоза не любит".

Ноябрь. (Слайд 6.) А обо мне говорят так: "В ноябре зима с осенью борется”, “Ноябрь капризен: то плачет, то смеется”.

Месяцы: А вы, ребята, за лето хорошо отдохнули, загорели, выросли. А теперь порадуйте нас своими знаниями, отгадайте и наши загадки.

Загадки:

  1. Пришла без красок и без кисти (Слайд 7.)
    И перекрасила все листья. (Осень.)
  2. Сидит-зеленеет
    Падает-желтеет
    Лежит-чернеет. (Лист.)
  3. Она под осень умирает, (Слайд 8.)
    И вновь весною оживает,
    Коровам без неё – беда,
    Она их главная еда. (Трава.)
  4. Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)
  5. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка.) (Слайд 9.)
  6. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осины.)
  7. У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (Заяц.)

Учитель: Ребята, а вы были в осеннем лесу? Чем осенний лес отличается от летнего? (Ответы детей.)

5-й уч-ся: (Слайд 10)

Сегодня так свётло кругом,
Такое мёртвое молчанье,
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Услышать листика шуршанье. [2]

Учитель: А вы знаете, ребята, что осенью в лесу зверям очень страшно. Как вы думаете, почему?

Опавшие листья шуршат под ногами. Шагнешь – шелестят, двинешься – опять зашумят. В лесу из-за этих сухих листьев целые истории случаются. Навалило листьев, а теперь с утра до ночи рыщут по лесу шорохи.

У белок от шорохов бессонница, мыши из норок носа не высовывают. У лисы и у той нервы шалят: ни ушам, ни носу покоя нет! А тут еще с голоду живот подвело, попробуй с этим шорохом к добыче подобраться.

Но хуже всего зайцу! Забился бедняга под куст, даже дрожать боится. Поди, подрожи – мигом шорохи налетят. И бежать нельзя: косой нынче шубу меняет с серой на белую. Далеко видно. Ой, плохо!

Инсценировка рассказа-шутки Э.Шима “Заяц и ёжик”.


Рис. 3.

Заяц: Ой, шум какой! Ой, треск какой! Не иначе волки бегут или медведи бредут….

Ёжик: Не бойся, косой, это я, ёжик…

Заяц: Что же ты, бессовестный, такой шум поднял?

Ёжик: Да разве я виноват? Это листья сухие шуршат под лапами. Никак тихо не пройдешь. Я шаг шагну и сам от страха трясусь.

Ведущий: Но, по правде сказать, слукавил немного ежишко, он так сказал, чтобы не обидно было косому. Ведь ему шорохи нипочём. Ходит он по лесу и знай себе шуршит. Нравится ежишке, что от него – такого маленького – столько много шума в лесу, как от большого зверя. На весь лес паника! Но зря ему шуршать некогда. Свернется клубком, покатается по листьям – и нет ежа! Ползет по земле желтая куча – это колючий себе зимнюю постель готовит. Мягко будет в норке под корнями. Не только ежи, все лесные звери к зиме готовятся.

Осень: Вот так-то, ребята! Мои сухие листочки могут, оказывается, многих напугать. Но есть у меня друг, который не боится этих листочков. Кто это, угадайте?


Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл. (Гриб.) (Слайд11.)

(Входит гриб.)


Рис. 4.

Гриб: Да, я – граф Гриб. Нас в лесу очень много. Но есть грибы, которые нельзя собирать. Почему? (Ядовитые.) (Слайд 12.)

Кто знает, какие грибы нельзя собирать? (Дети называют. Кто больше – получает приз.)

А кто из вас знает съедобные грибы? (Дети называют. Кто больше назовёт – получает приз.) (Слайд 13.)

Учитель: А знаешь, граф Гриб, ребята 2 “Б” класса приготовили для тебя “Грибные частушки”. Послушаем.

Фонограмма см. Приложение 1.

"Грибные частушки".

Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно,
Про грибы споем частушки
Очень замечательно.

Я на дереве сидела,
С высоты грибы глядела.
Как подуло ветерком,
Я с березы кувырком.

Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду старичок.
Удивил грибок меня:
"Возраст мой всего два дня"

Петя рано, рано встал,
Все грибы в лесу собрал,
Хвалится грибочками
С беленькими точками.

Мы с подружкой в лес ходили,
Там огромный гриб нашли,
Мы вдвоем его тащили,
Домой еле принесли.

Шоколадная папаха,
Белый шелковый мундир
Посмотрев опенок, ахнул:
Настоящий командир.

Не играйте вы, опятки,
До темна с Ванюшей в прятки,
Окажите Ване честь -
В кузовке местечко есть!

Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали".

Осень: Молодцы, ребята! Порадовали вы нас с Грибом!

Учитель: Дорогие, ребята, мы предлагаем вам оживить наш праздник. Вам необходимо ответить вопрос: бывает это осенью или нет? Если бывает, то мы все дружно хлопаем в ладоши, а если нет – топаем ногами. (Слайд 14.)

  1. Летит без крыльев и поёт, прохожих задирает
    Одним проходу не даёт, других он подгоняет. (Ветер – бывает.)
  2. На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост. (Слайд 15.)
    Чудо-мастер смастерил мост высокий, без перил. (Радуга – не бывает.)
  3. В белом бархате деревня – и заборы, и деревья,
    А как ветер нападёт, этот бархат опадёт. (Иней – бывает.) (Слайд 16.)
  4. Посмотри в окошко:
    Идёт тоненький Антошка. (Дождь – бывает.)

Выходит Дождь. (Слайд 17)

Дождь:

Только жалобы и вздохи, только слёзы лью всегда.
Вы, ребята, мне станцуйте, рассмешите вы меня".

Учитель: Не печалься дождик, девочки 2 “А” класса быстро тебя развеселят свои танцем с зонтиками.

Выступление танцевальной группы.

(Слайд 18.)


Рис. 5.

Осень: Давайте проведём конкурс "Гроза". Приглашаются 4 участника. Вас оденут в осеннюю одежду (куртка, шарф, берет, в руках зонтик). Под музыку участники ходят по залу. Музыка затихнет – каждый снимает с себя одну вещь и кладёт на то место, где остановился. Когда услышите сигнал – "Гроза", надеваете свои вещи.

(Сигнал подать после того, как участники снимут с себя 4 вещи.)

Учитель: А вы знаете ребята, что наш с вами народ издавна был очень наблюдательный. Наблюдая за окружающей природой, люди научились предсказывать погоду на несколько недель вперед. Ребята 2 “А” класса долго собирали народные приметы об осени и создали вот такой коллаж.


Рис. 6.

Запомните эти приметы, и тогда вы сможете их проверить.

(Слайды 19–21.)

  1. Высоко птицы перелетные летят – будет много снегу, низко – мало.
  2. Если птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к теплой.
  3. Гуси летят высоко – будет много снега, низко – мало.
  4. Лягушки квакают – к дождю.
  5. Если с дерева лист не чисто спадет, будет холодная зима.
  6. Если много рябины, то осень дождливая, а зима морозная.
  7. Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
  8. Комары в ноябре – быть лёгкой зиме.
  9. Бабье лето ненастно – осень сухая.
  10. Перед ненастьем муравьи уползают в муравейник и закрывают вход.
  11. Теплая осень – к долгой зиме. [3]

Учитель: А ребята мечтают о совсем других приметах. Послушаем песенку в исполнении ребят 2 “А” класса

На мотив “песенки первоклассника”.
Фонограмма см.
Приложение 2.

Что-то стало холодать,
Желтых листьев больше.
Утром хочется поспать,
Полежать подольше.
Нам сентябрь дает звонок.
А октябрь ложку,
В ноябре опять урок…
Отдохнуть бы Трошки…
То ли ещё будет, то ли ещё будет,
То ли ещё будет .. ой-ой-ой.
Наш осенний календарь
Жизни прибавляет,
Он как будто бы букварь –
Все приметы знает.
Каждый день дает намек, нас зимой смущает…
Лучше б двойки наутек
В дальний край слетали…
То ли ещё будет, то ли ещё будет,
То ли ещё будет .. ой-ой-ой.

(Слайд 22.)

Осень: Дорогие, ребята! Спасибо вам за то, что ждали меня. Отлично подготовились к встрече. Ну, а теперь нам пора прощаться. Я чувствую, как меня уже подгоняет моя старшая сестра Зимушка-зима. Но, пройдет совсем немного времени, и мы снова встретимся с вами. Правда, вы уже повзрослеете. Но я надеюсь, так же будете ждать встречи со мной.

"Прощайте, милые друзья,
Пора и мне спешить в поход.
Но заверяю смело я,
Что быстро год опять пройдёт".

Используемая литература:

  1. www.metodichka.hotbox.ru
  2. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. \ Литературное чтение\\ – М., Просвещение, 2008 г.
  3. “Круглый год”\ русский земледельческий календарь.\\ – М., Правда, 1989 г.