Урок по литературному чтению в 3-м классе "Красота и выразительность пушкинского стиха". А.С. Пушкин. "Зимнее утро"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель: Показать, что стихотворение А.С. Пушкина не просто пейзажная зарисовка, а прочувствованное общение двух близких людей. Провести исследование, что пейзажные описания, сделанные от лица лирического героя, проникнуты стремлением лирического героя поделиться радостью увиденного с героиней. Развивать речь, мышление, память. Воспитывать любовь к родной природе, к родному месту, к Отечеству, к близким и дорогим людям.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.

Ход урока

I. Речевая разминка.

  1. Кто хочет разговаривать
    Тот должен выговаривать,
    Всё правильно и внятно,
    Чтоб было всем понятно.
     
  2. Жук жужжит над абажуром.
    Жужжит жужелица,
    Жужжит, кружится.
     
  3. Из под топота копыт
    Пыль по полю летит.

II. Введение в урок.

(Слайд 1).

– Ребята, откуда эти строки? Это название 7 главы и эпиграф к ней.
– Мы продолжаем читать и исследовать произведения поэтов и писателей, посвящённые Родине, природе, Отечеству.

III. Проверка домашнего задания.

– На прошлом уроке мы исследовали два высказывания: Гавриила Державина и Александра Грибоедова. (Слайд 2).
– Прочитайте выразительно.
– Дома вы должны были ответить на вопрос: Какое высказывание больше относится к малой родине, а какое к – Отечеству?

Оба высказывания могут быть отнесены как к малой родине, так и к Отечеству. Высказывание Державина носит более домашний характер. Слова, которыми он пользуется в первой строчке: “мила нам добра весть”, “о нашей стороне”, – вызывают в воображении заинтересованные лица людей, живущих на чужбине и с удовольствием слушающих приезжего человека, который рассказывает им о том, как там сейчас – либо в России, либо в том местечке, откуда они родом.

Первая строчка Грибоедова рисует более масштабную картину: возвращающегося на родину из дальних стран человека.

Высказывание Державина о малой родина. Высказывание Грибоедова об Отечестве.

IV. Сообщение темы урока. Постановка цели.

(Слайд 3 – портрет А.С. Пушкина.)

– Вы, конечно же, узнали этого замечательного поэта?
– С творчеством А.С. Пушкина вы будете знакомиться на протяжении всех лет обучения. Каждый год вы будете узнавать всё новые и новые сведения из биографии поэта, а пока мы продолжаем говорить о том, что особое место в творчестве поэта занимала природа. Особенно поэт любил осень, но и зимние картины природы не оставляли его равнодушным.
– Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина “Зимнее утро”. Попробуем понять, в чём же особенность данного стихотворения. Почему именно это стихотворение поместили в раздел “Родная сторона”.

V. Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро”.

1. Читает стихотворение наизусть учитель. (Слайды 4, 5, 6, 7).

– Понравилось стихотворение? Какие впечатления?
– Вам знакомо это стихотворение, или может быть строки из него?

Сегодня на уроке и те ребята, кто слышал это стихотворение, и те, кто познакомился с ним первый раз, совершите открытие, обязательно узнаете что-то новое.

Чтобы оценить красоту и выразительность пушкинского стиха, нужно выяснить всё, что в этом стихотворении вам непонятно.

2. Работа с учебником. С. 23.

– Откройте учебник на странице 23.
– Кто из консультантов нам будут помогать? (Кентавр Хирон и Кот Учёный.)

Самостоятельное прочтение стихотворения.

– Прочитайте стихотворение самостоятельно. Обратитесь за помощью к консультантам. Отметьте, какие слова вам ещё непонятны.

Чтение стихотворения по строфам.

– Прочитаем стихотворение по строфам и выясним, что узнали у консультантов, и какие слова непонятны.

Чтение первой строфы.

(Слайд 8. Кентавр Хирон.)

– Что же такое Северная Аврора и Северная звезда?

Аврора – древнеримская богиня утренней зари. (Слайд 9).

В стихотворении имеется в виду – наступление утра на севере.

Северная звезда – так называли планету Венера. (Слайд 10).

В стихотворении игра слов. Венера – это древнеримская богиня любви и красоты: именно так лирический герой называет свою возлюбленную.

(Слайд 11. Кот Учёный.)

– Что узнали у Кота Учёного? (Нега.)

Нега – (устаревшее) блаженство, приятное состояние, иногда – сон.

  • Чтение второй строфы. (Кот Учёный объясняет значение слова “вечор”.)

Вечор (устаревшее) – вчера.

  • Чтение следующих строф. (Возможно, непонятные для детей слова: мгла, янтарный блеск, лежанка, нынче.)

Мгла – непрозрачный воздух.

Лежанка – длинный выступ (у печки, у стены) для лежания. (Слайд 12).

Янтарный блеск – прозрачно – жёлтый цвет янтаря.

Нынче (разг.) – сегодня.

Анализ стихотворения. Работа в парах.

– Мы прочитали стихотворение по строфам, ничего необычного не заметили?
– Проверьте: может быть, каждая строфа является маленьким самостоятельным стихотворением? Перечитайте и докажите это. (Каждая строфа – как будто завершённое стихотворение.)

Физкультминутка.

– Когда я читала стихотворение, перед вами проходили слайды с репродукциями картин природы, фотографии природы. Вы ничего не заметили?
– На каком художественном приёме построено стихотворение? (Контраст.) (Слайд 13 – художественные средства языка.)
– Докажите.
– Какие ёщё художественные средства языка использовал поэт? Докажите.

Олицетворение: “вьюга злилась”, “мгла носилась”

Сравнение : “луна, как бледное пятно”

Эпитеты: “янтарный блеск”, “чудесный день”, “прозрачный лес”, “весёлый треск”.

– Что вы представляете себе лучше всего? (Слайд 14).

  • Уютную комнату в загородном доме, залитую солнечным светом;
  • потрескивающую печку;
  • вьюгу накануне;
  • окно, из которого видно, что “день чудесный”;
  • героя;
  • героиню.

(Перед нами – не просто пейзажная зарисовка, перед нами общение двух близких людей, которые находясь в деревне, только что пережили зимнюю непогоду, и вот теперь испытывают радость, которую несёт в себе ясное и солнечное зимнее утро.)

– Кто первым сделал открытие, что “день чудесный”? (Герой, он стремится как можно быстрее поделиться им с героиней, со своей возлюбленной.)
– Давайте проследим за этим?

Первая строфа – герой будит героиню, он первый сделал открытие чудесного дня.

Во второй строфе – герой напоминает ей о вчерашней непогоде, что она грустила, и пытается порадовать её прелестью зимнего утра.

В третьей строфе показывает героине вид из окна.

В четвёртой строфе предлагает прогуляться в санях.

В пятой строфе продолжает уговаривать героиню прокатиться в санях.

– Важно ли, что герой в этом стихотворении не один?

Лирический герой хочет поделиться красотой зимнего утра со своею возлюбленной.

– Какой вы представляете себе героиню?

Героиня – нежное хрупкое создание, грустная (плохая погода повергла её в состояние печали), красивая (сравнение с Венерой), её любит лирический герой.

– Сумеет ли лирический герой убедить возлюбленную прокатиться в санях?
– Кто хочет прочитать стихотворение так, чтобы мы поняли, лирический герой обязательно уговорит героиню покататься в санях, полюбоваться красотой природы?

VI. Рефлексия.

– Какое же открытие каждый из вас совершил?
– Как вы думаете, почему стихотворение А.С. Пушкина поместили в раздел “Родная сторона”? Пушкин, через лирического героя, передаёт красоту русской природы, красоту зимнего утра и нам.
– Вспомните, мы отвечали на вопрос, что нужно человеку (уметь, видеть), чтобы понять прелесть русской природы?

Уметь вглядываться в окружающий мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту, уметь “сосердцать, как писал Андрей Вознесенский.

Я желаю вам, ребята, чтобы вы были именно “сосердцателями” окружающего мира, любили и берегли свою малую родину, своё Отечество, делились радостью и красотой окружающего мира со своими родными.

VII. Домашнее задание.

– Кто хочет, может выучить стихотворение целиком, либо три первые строфы.

Литература.

  1. Чуракова Н.А. “Методический комментарий к учебнику Литературное чтение 3-й класс”. Издательский дом “Фёдоров” 2007.