Тема четверти: “В чем сила музыки”.
Тема урока: “Природа в музыке русских композиторов”.
Цель: показать особенности восприятия человеком произведений искусства, наличие у него “внутреннего зрения”.
Задачи:
- раскрыть красоту русской природы в произведениях музыкального искусства;
- продолжить знакомство с творчеством М. П. Мусоргского;
- развивать ассоциативное мышление через выявление звуковых и зрительных ассоциаций.
Ход урока
1. Организационный момент
(Музыкальное приветствие.)
Знакомство с темой урока и главной задачей: постараться увидеть красоту природы в той музыке, что прозвучит на уроке.
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
(Н.И. Рыленков)
– Пусть строчки этого стихотворения будут своеобразным рефреном нашего урока.
II.
Звучит мелодия песни Локтева “Русские края”.
– Знакома ли вам эта мелодия?
Исполнение 1-го куплета песни, работа над чистотой интонирования.
– Ребята, о чем эта песня? (О природе, о Родине.)
– А что такое Родина? (Город, страна, земля, где
мы родились.)
– Какие чувства передает в своей музыке
композитор? (Любовь к родине, гордость за ее
красоту.)
– Есть ли в вашем домашнем задании строчки,
созвучные этой песне? (Примеры детей.)
– Попробуем передать эти чувства в исполнении
песни.
(Исполнение песни.)
III.
Исполнение учителем р.н.п. “Среди долины ровныя” (3 куплета).
– Какие чувства вызвала песня? Почему?
– Можно ли разглядеть за образом дуба человека?
(“Здесь мало услышать…”
Повторное слушание песни в записи полностью.
– А кто из русских художников воспевал русскую природу?
(Репродукции картин И.И. Шишкина “Дождь в дубовом лесу”, “Опушка леса”, “ Дубы, вечер”, “ Ручей в березовом лесу”.)
– Можете ли вы назвать имя художника?
– Есть ли что-то общее в этих картинах? (На всех
изображен лес.)
– Зрители привыкли считать И. И. Шишкина “царем
леса”, тем неожиданнее оказалась работа
художника, которую они увидели на одной из
выставок (репродукция картины “Среди долины
ровныя”).
– Чем же она была неожиданной? (Зрители увидели
обширную русскую равнину.)
– Что, по-вашему, является центральным образом в
этой картине? (Могучий дуб-исполин, он одиноко
стоит и как будто чего-то ждет.)
– Как вы думаете, что заставило художника
написать эту картину? (Может быть он тоже был
одинок.)
– Эта картина ничего вам не напомнила, может
быть, какие-нибудь музыкальные ассоциации? (Зрительные
представления.)
Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться…
(Вспоминаем р.н.п. “Среди долины ровныя”, сл. Алексея Федоровича Мерзлякова.)
– История создания картины тесно связана с судьбой художника.
Очень тяжело переживал Шишкин смерть любимой жены Ольги, которая тоже замечательно рисовала. День тянулся за днем, месяц за месяцем, а боль все не утихала. Но в нем жила могучая творческая сила, которая не дала ему сломаться. Иван Иванович стал снова уходить в свои любимые леса и поля, снова начал рисовать.
В один из дней он шел по долине, раскинувшейся от края и до края. Парило. От зноя поникли травы. Горизонт уже начал синеть, слышались глухие раскаты грома: приближалась гроза. Прямо перед художником, ярко освещенный солнцем, возвышался дуб-исполин. Казалось, он замер в ожидании грозы.
Среди долины ровныя,
На гладкой высоте,
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте –
вдруг вспомнились Ивану Ивановичу слова старинной песни, которые звучали, казалось, в нем сами собой. В могучем дереве художник узнал собрата по судьбе, увидел самого себя. Ведь и ему Бог определил одиночество, не только на личном пути. Среди художников Иван Иванович был таким же одиноким, так как его любви к русскому пейзажу. Верности живописной традиции не понимал никто.
IV. Мусоргский М.П. Увертюра к опере “Хованщира”
– А теперь мы отправляемся в театр. Прозвенел последний звонок.
Занавес еще закрыт. Гаснет свет. Звучит
музыкальное вступление к опере.- музыкальная
картина.
(“Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться надо”).
– Что удалось увидеть? (Ответы детей.)
– Русская музыка или зарубежная? Почему? (Интонации
русской песенности, изобразительные интонации –
рожок.)
– Знакома ли музыка? (5 класс.)
В 60-е годы 19 века в музыкальном творчестве России ведущее место заняли П.И. Чайковский и группа композиторов, получившая название “Могучая кучка”. Сюда вошли композиторы Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. Они называли себя наследниками М.И. Глинки и свою цель видели в продолжении его заветов, в развитии русской национальной музыки.
V. Итог урока
– Что же помогает человеку увидеть музыку?
Каждый человек обладает внутренним зрением, и
если он научится пользоваться этим своим
богатством, то перед ним откроется красота
окружающего мира так, как сегодня открылась
перед нами красота русской природы.
VI. Домашнее задание
“Возьмите в руки краски,
Возьмите в руки кисти…”
Выразите в красках настроение запомнившейся сегодня музыки.