Урок музыки "Природа в музыке русских композиторов"

Разделы: Музыка


Тема четверти: “В чем сила музыки”.

Тема урока: “Природа в музыке русских композиторов”.

Цель: показать особенности восприятия человеком произведений искусства, наличие у него “внутреннего зрения”.

Задачи:

  • раскрыть красоту русской природы в произведениях музыкального искусства;
  • продолжить знакомство с творчеством М. П. Мусоргского;
  • развивать ассоциативное мышление через выявление звуковых и зрительных ассоциаций.

Ход урока

1. Организационный момент

(Музыкальное приветствие.)

Знакомство с темой урока и главной задачей: постараться увидеть красоту природы в той музыке, что прозвучит на уроке.

Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
(Н.И. Рыленков)

– Пусть строчки этого стихотворения будут своеобразным рефреном нашего урока.

II.

Звучит мелодия песни Локтева “Русские края”.

– Знакома ли вам эта мелодия?

Исполнение 1-го куплета песни, работа над чистотой интонирования.

– Ребята, о чем эта песня? (О природе, о Родине.)
– А что такое Родина? (Город, страна, земля, где мы родились.)
– Какие чувства передает в своей музыке композитор? (Любовь к родине, гордость за ее красоту.)
– Есть ли в вашем домашнем задании строчки, созвучные этой песне? (Примеры детей.)
– Попробуем передать эти чувства в исполнении песни.

(Исполнение песни.)

III.

Исполнение учителем р.н.п. “Среди долины ровныя” (3 куплета).

– Какие чувства вызвала песня? Почему?
– Можно ли разглядеть за образом дуба человека? (“Здесь мало услышать…”

Повторное слушание песни в записи полностью.

– А кто из русских художников воспевал русскую природу?

(Репродукции картин И.И. Шишкина “Дождь в дубовом лесу”, “Опушка леса”, “ Дубы, вечер”, “ Ручей в березовом лесу”.)

– Можете ли вы назвать имя художника?
– Есть ли что-то общее в этих картинах? (На всех изображен лес.)
– Зрители привыкли считать И. И. Шишкина “царем леса”, тем неожиданнее оказалась работа художника, которую они увидели на одной из выставок (репродукция картины “Среди долины ровныя”).
– Чем же она была неожиданной? (Зрители увидели обширную русскую равнину.)
– Что, по-вашему, является центральным образом в этой картине? (Могучий дуб-исполин, он одиноко стоит и как будто чего-то ждет.)
– Как вы думаете, что заставило художника написать эту картину? (Может быть он тоже был одинок.)
– Эта картина ничего вам не напомнила, может быть, какие-нибудь музыкальные ассоциации? (Зрительные представления.)

Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться…

(Вспоминаем р.н.п. “Среди долины ровныя”, сл. Алексея Федоровича Мерзлякова.)

– История создания картины тесно связана с судьбой художника.

Очень тяжело переживал Шишкин смерть любимой жены Ольги, которая тоже замечательно рисовала. День тянулся за днем, месяц за месяцем, а боль все не утихала. Но в нем жила могучая творческая сила, которая не дала ему сломаться. Иван Иванович стал снова уходить в свои любимые леса и поля, снова начал рисовать.

В один из дней он шел по долине, раскинувшейся от края и до края. Парило. От зноя поникли травы. Горизонт уже начал синеть, слышались глухие раскаты грома: приближалась гроза. Прямо перед художником, ярко освещенный солнцем, возвышался дуб-исполин. Казалось, он замер в ожидании грозы.

Среди долины ровныя,
На гладкой высоте,
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте –

вдруг вспомнились Ивану Ивановичу слова старинной песни, которые звучали, казалось, в нем сами собой. В могучем дереве художник узнал собрата по судьбе, увидел самого себя. Ведь и ему Бог определил одиночество, не только на личном пути. Среди художников Иван Иванович был таким же одиноким, так как его любви к русскому пейзажу. Верности живописной традиции не понимал никто.

IV. Мусоргский М.П. Увертюра к опере “Хованщира”

– А теперь мы отправляемся в театр. Прозвенел последний звонок.

Занавес еще закрыт. Гаснет свет. Звучит музыкальное вступление к опере.- музыкальная картина.
        (“Здесь мало услышать,
        Здесь вслушаться надо”).

– Что удалось увидеть? (Ответы детей.)
– Русская музыка или зарубежная? Почему? (Интонации русской песенности, изобразительные интонации – рожок.)
– Знакома ли музыка? (5 класс.)

В 60-е годы 19 века в музыкальном творчестве России ведущее место заняли П.И. Чайковский и группа композиторов, получившая название “Могучая кучка”. Сюда вошли композиторы Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. Они называли себя наследниками М.И. Глинки и свою цель видели в продолжении его заветов, в развитии русской национальной музыки.

V. Итог урока

– Что же помогает человеку увидеть музыку?
Каждый человек обладает внутренним зрением, и если он научится пользоваться этим своим богатством, то перед ним откроется красота окружающего мира так, как сегодня открылась перед нами красота русской природы.

VI. Домашнее задание

“Возьмите в руки краски,
Возьмите в руки кисти…”

Выразите в красках настроение запомнившейся сегодня музыки.