I. Тема: «Материнская любовь и нежность в творчестве художников».
II. Художественно-педагогическая идея:
Наперекор изменчивой судьбе,
Художники прославили в веках
Не девушку с венком на голове,
А женщину с младенцем на руках.
III. Художественно-педагогическая цель:
Создать условия к пониманию того, что мама – это главный человек в жизни каждого из нас, что мать и дитя неразделимы и их связь длится вечно.
IV. Задачи:
Художественная – через творчество художников дать возможность каждому ученику понять, что связь между матерью и ребенком неразрывна, любовь вечна.
Содержательная – при помощи ответов детей дать художественный анализ произведений, закрепить теоретические основы работы над портретом.
Технологическая – отработать:
а) практические навыки при создании портрета;
б) умение мыслить и рассуждать, используя свой и посторонний жизненный опыт.
в) способность выразить свою мысль с помощью изобразительных средств;
V. Оборудование урока:
1) план урока;
2) папка с раздаточным материалом (детали портрета);
3) магнитофонные записи: первый куплет и припев песни «Солнечный круг», мелодия Франса Шуберта, отрывок из стихотворения Э. Межелайтиса «Ты в помыслах моих такая…»;
4) запись на плакатах ХПИ;
5) репродукции икон и картин:
- «Владимирская Богоматерь» (икона),
- Рафаэль «Сикстинская мадонна»,
- Б.Неменский «Тишина»,
- Е.Сидоркин «Колыбельная»,
- Е.Боровская «Колыбельная»,
- Леонардо да Винчи «Мадонна Лита»,
- Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа»,
- Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле».
Материалы для учащихся: альбомы, краски, карандаши, резинка, палитра.
Ход урока
I. Эмоциональный настрой.
Здравствуйте, ребята! Послушайте песню, которая будет ключиком, открывающим секреты нашего урока. (Звучит песня «Пусть всегда будет солнце»).
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Что же открывает нам ключик – песня? Над чем мы будем сегодня работать? Какова тема? Мама – особое слово. Оно рождается с нами, сопровождает нас всю жизнь. Потрогайте это слово, а лучше, возьмите его в руки: какое оно? |
Мама и ребенок, их вечная связь и любовь. Теплое, мягкое, податливое, ласковое, обволакивающее нежностью. |
II. Художественное восприятие. |
|
Мать и дитя – вечная тема искусства – словом, музыкой, красками воспевали люди мать, ее доброту, заботливость и вечную тревогу за судьбу своих детей. Поговорим о живописи. Самое древнее изображение матери пришло к нам с икон. Что такое икона? Слово «икона» – греческое. Означает «образ». Посмотрим на лики икон. Какие прекрасные и печальные лица! По преданиям, первые иконы Богоматери – Девы Марии были написаны еще при ее жизни. Посмотрите внимательнее на икону «Богоматерь Владимирская», созданную еще в 12 веке! Именно она считается покровительницей Русской земли. Она особо почитаема, и мы можем увидеть ее в Третьяковской галерее в Москве.
|
Изображение Бога, святых, Богоматери – Девы Марии. Им молятся люди.
|
На экране проецируется картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» (Приложение 2). Звучит мелодия Франса Шуберта. Картина проявляется все четче и четче, и музыка звучит все громче и громче, затем постепенно смолкает. На фоне умолкающей музыки звучит стихотворение Э.Межелайтиса «Ты в помыслах моих такая».
Небесная голубизна светла, ясна.
В прозрачности глубоких красок
Неизъяснимой чистоты,
С глазами голубых мечтаний
Остановилась ты,
Подняв дитя, чтобы могло оно
Взглянуть на уходящий к роще путь
В лучащемся тумане.
И на лице твоем покой и благодать
Две спутницы твои и каждой женщины,
Которая готова страдать и ждать
Когда дитя ей, первой ей
Произнесет свое вот-вот родившееся слово.
Как не гордиться ей – одной из матерей,
Начальным зернышком огромной жизни,
Которому она дала родиться?
Как каждая на свете мать, что миру
Дарит детство, пренебрегая мукою своей,
Так солнце дарит миру на рассвете
Свой первый луч, младенца нового земного дня.
И тот, кто может взвесить
На руке песчинку, незаметную в песке,
Способен ощутить и груз планеты.
Так и мать, свое дитя подъемля,
Всю землю держит.
И только потому ее «святой» позволено назвать.
Так, в креслах Рафаэля возникая,
Равно держа и землю, и зерно,
Ты в помыслах моих такая.
Что вы почувствовали, ребята, увидев картину, послушав музыку и стихи? |
Очень понравилось. Очарование силой красоты и величия. Потрясло единство музыки, слова и изображения. |
III. Художественный анализ. |
|
Ребята, попробуйте сопоставить икону и картину художника Рафаэля.
Замечательные картины о материнской любви создали великие художники средневековья Леонардо да Винчи «Мадонна Лита», Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа», Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле». И в наши дни художники разных народов создают на тему материнства свои самые сокровенные произведения. Посмотрите на рисунок художника Е.Сидоркина.
Да, великое счастье – быть вместе.
Если не догадались, это не страшно. Эта тема вселенская, важна не только для каждого человека, но и всего человечества. «Родина – мать, природа – мать. Это слово святое.» Ребята я обращаю ваше внимание еще на одну картину. Это «Тишина» Б.Неменского.
А теперь перед вами картина Е. Боровской «Колыбельная». (Приложение 6)
Ребята, давайте систематизируем все, о чем мы с вами говорили.
|
|
IV. Художественное исполнение. |
|
Ребята, давайте на сегодняшнем уроке тоже немного побудем творцами-художниками и посвятим свое творчество этой святой теме.
Давайте определим задачи, которые нам нужно решить в ходе работы.
Показываю педагогический рисунок. Постарайтесь передать единство матери и ребенка, нежность и теплое, доброе отношение к мамам. Обратите еще раз внимание на иконы, картины: они помогут вам в работе. А также поможет материал из папки «Детали портрета». (Приложение 7)
Учитель проверяет, консультирует учащихся, при необходимости предлагает раздаточный материал. |
1) Изобразить женщину и ребенка с конкретным характером и внешними данными. 2) Продумать фигуры, позы, выражение лиц героев. 3) Если живопись, то правильно подобрать цвета; если графика – контрастность, соотношение белого и черного цвета. 4) Выбор вида портрета: плечевой, поясной и т.д.
Дети выполняют практическую работу. Изображают женщину с ребенком с конкретным характером и внешними данными. |
V. Оценка деятельности. Рефлексия. |
|
Ребят, а наша работа подходит к концу. Закрепите свои рисунки на магнитной доске. Давайте посмотрим, решили ли мы те задачи, которые поставили перед собой в начале работы. (см. – задачи) Молодцы!... |
У каждого ребенка карточки со следующими вопросами: 1) Что пытался сделать? 2) Что успел и смог? Достиг ли цели? 3) В чем затруднялся? 4) Как преодолеть затруднения? 5) С каким настроением работал? 6) Как оцениваете? (Я работал… Я пытался выразить, сделать… Я собой… Надо сделать… Я оцениваю…). (Приложение 8) |
VI. Вывод и домашнее задание.
Сегодня, ребята, мы с вами работали по теме, которая достойна того, чтобы о ней думать всегда, не забывать ни в детстве, ни в юности, ни в зрелой жизни. Знайте только, что с течением времени родители и дети будто меняются местами. К старости уже дети должны беречь, любить и жалеть своих родителей, ведь они, прожившие жизнь становятся, как дети, слабыми, часто болеют и очень нуждаются в тепле и заботе своих детей. Вспомните пословицу «Старый что малый».
Д/з: На следующем занятии, мы продолжим работу над портретом, но в центре нашего внимания уже будет старость человека. И давайте обратим внимание на мужской портрет. За предстоящую неделю постарайтесь собрать репродукции картин, на которых изображены мужчины, желательно в пожилом возрасте.
Карта к уроку ИЗО.