Совершенствование системы начального обучения приводит к тому, что сегодня недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически – это означает научить хотеть учиться.
Развитие учащихся в системе РО Занкова Л.В. понимается не узком смысле, не как развитие отдельных сторон – внимания, памяти, воображения, а как общее развитие личности. Под общим развитием личности понимается развитие ума, воли и чувств, то есть фундаментальных сторон психики, составляющих ее основу. Система Занкова Л.В. – это целостная, научно обоснованная система, все части которой взаимосвязаны. Направляющую роль в системе играют дидактические принципы, это: обучение на высоком уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых и самых сильных.
В системе развивающего обучения Л.В.Занкова интегрированному курсу «Мы и окружающий мир» отводится особое место. В одном курсе происходит изучение нескольких наук таких как история, география, анатомия, естествознание. Изучение данного предмета призвано раскрыть перед детьми широкую целостную картину мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знаний – о природе, человеке, обществе в их историческом развитии. Л.В.Занков писал, что «знания об окружающем мире содействуют широкому охвату явлений мира, в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве».
Работая по программе курса, я стараюсь направить мысль детей на самостоятельное решение стоящих перед ними задач (т.е. знания не даются в готовом виде) Достигаю этого тем, что ставлю проблемные вопросы, организовываю поисковую деятельность, на уроках с ребятами мы наблюдаем, выполняем практические задания, работаем с контурными картами и обобщаем полученные результаты. В этом мне помогают рабочие тетради по предмету авторов Н.Я.Дмитриева и А.Н. Казаков, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
При преподавании « Окружающего мира» перед собой ставлю такие задачи:
- освоение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах их познания;
- ознакомление с взаимодействием природы и человека;
- воспитание бережного отношения и любви к природе;
- формирование навыков экологически грамотного поведения, использование приобретенных знаний и умений в жизненно важных ситуаций;
- бережное отношение к своему здоровью и окружающим людям.
В учебных пособиях для 4 класса «Мы и окружающий мир» авторов Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова, издательство «Учебная литература» даются такие темы: «Человек и окружающий мир» (21 час), «Преобразование в России» (10 часов), «Мир человека в Новое время» (27 часов), «Современная Россия» (10 часов). На тему «Человек и его здоровье» отводится большая часть программы. Это для того, чтобы учащиеся могли задуматься о своем здоровье (физическом и психологическом) и о здоровом образе жизни. Содержание каждого урока представляет широкие возможности на конкретных примерах показать взаимообусловленность строения и функции органов. Каждый урок для ребят – это открытие новых знаний о взаимосвязи природы и человека. Дети начинают более серьезно задумываться о своем здоровье. Благодаря такой работе у учащихся формируется осознание ценности своего здоровья и здорового образа жизни. А это самое главное для учителя!
Что думают сами дети об уроках? Урок окружающего мира. … Какой он для них?
« Мне очень нравятся уроки окружающего мира, потому что на них мы изучаем строение нашей планеты, ее растительный покров и животный мир Земли. Мы развиваемся, учимся думать и доказываем свои мнения».
Федор Г.
« Обожаю уроки окружающего мира, где можно пофантазировать про прошлое нашей планеты и, конечно, про будущее ее. Еще нравится работать по печатным тетрадям. Очень интересные и занимательные задания».
Антон С.
« Самое интересное задание в печатных тетрадях было начертить родословное древо. Сколько нового я узнала про своих родственников! Был настоящий поиск прошлого. Это и интересно, и трогательно».
Света Н.
Хочется показать на конкретном плане урока, как учащиеся работают на достижение и реализацию поставленных целей учителем, как им нравиться работать и делать выводы на практических заданиях.
Тема: Кожа. Ее значение и гигиена.
Цели: Расширить и углубить знание детей о коже, ее свойствах и значении для организма.
Развитие памяти, мышления, внимания; умения объяснять и доказывать свою точку зрения.
Воспитывать серьезное отношение к гигиене своего тела, внимание и умение слушать и слышать друг друга.
Оборудование: учебник «Мы и окружающий мир», авторы Н.Я. Дмитриева и А.Н.Казаков, лупы, таблички по содержанию урока.
На доске: пословицы «Здоровье не купишь – его разум дарит»
«Береги платье снову, а здоровье смолоду»
Ход урока:
1. Введение в тему.
Как вы понимаете пословицы, которые на доске?
- К своему здоровью надо относится с умом.
- Прежде, чем что – то сделать, надо подумать о последствиях, особенно о здоровье.
- К любой новой одежде мы относимся бережливо, но самое главное беречь мы должны здоровье, т к. его купить нельзя. …
(Дети отвечают на вопрос учителя)
Мы несколько раз повторили слово «здоровье», это слово встречается и в пословицах, а как вы понимаете значение этого слова?
Ответы детей:
- Здоровье – это жизнь без боли и проблем.
- Здоровье – это красота внутренняя и внешняя. …
Вот такое объяснение дает наш помощник «Толковый словарь».
(чтение текста на странице 227)
( « Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие»).
2. Новая тема.
Предлагаю вам отгадать загадку:
Вот одежда, так одежда!
В ней уютно и тепло, под дождем не промокает
И не мнется ни за что!
А еще не выцветает, и дышать легко нам в ней,
И носить ее мы можем, не снимая много дней!
Что это? (Кожа)
Сегодня мы будем говорить о КОЖЕ, о ее значении для организма и ее гигиене.
а). Как вы думаете, зачем человеку кожа?
Ответы детей:
- Кожа для того, чтобы в организм не попадали бактерии и микробы.
- Кожа защищает наш организм от повреждений.
Кожа выступает защитницей для нашего организма – это первая функция, т.е. работа кожи.
( на доске надпись «Защита»)
б). Проведем несколько наблюдений. Потрогайте свою кожу на кисти, потяните ее. Что можно сказать?
Кожа гладкая, нежная, упругая, мягкая.
( На доске эти слова написаны на карточках).
Обратите внимание на места сгибов суставов пальцев. Что можно сказать о коже?
Она имеет складки и морщинки.
Кожа имеет способность растягиваться и сжиматься. Это свойство кожи – эластичности. (табличка)
в). Рассмотрим кожу через лупу. Что вы увидели?
Дырочки и волосики.
Дырочки – это поры. Остановимся на порах. Именно через поры наша кожа дышит, поглощая кислород, выделяя углекислый газ. Правда, это дыхание незначительное, но все же кожа участвует в газообмене. Вывод?
Кожа выполняет функцию – дыхания. (на доске табличка – «Дыхание»)
г). Через поры выделяется жир. Потрогайте пальчиками кожу у виска. На них появился жировой налет. Зачем коже - жир? ( Ответы детей)
Особенно в жаркое время года на коже выступает большое количество жира, кожа как бы «осаливается», становится неопрятной, некрасивой, поэтому надо следить за чистотой кожи.
Откуда берется пот?
Пот выделяется через поры.
Пот – это соленая жидкость, которая выделяется через поры.
Он выделяется всегда, даже в спокойном состоянии. Мы его ощущаем тогда, когда сильная физическая нагрузка. Пот – это изумительная система охлаждения. Он смачивает кожу, нагревается от нее, забирая тепло и испаряясь, превращается в пар. Вот почему нельзя выходить мокрому человеку на улицу.
Пот слишком быстро испаряется, резко охлаждает организм и человек простывает. Вам напоминание о профилактике простудных заболеваниях.
д). Зачем волосики на коже? (ответы детей)
Волосики защищают кожу от одежды. Если бы их не было, то одежда стирала бы жир, и кожа пересыхала бы.
По волосикам скатываются частицы жира и пота, чтобы поры оставались открытыми. Это следующая работа кожи – выделение.
( на доске табличка – «Выделение»)
е). Следующее наблюдение.
Игра, назови предмет. Не глядя в пакет, ощупью узнать, что попалось в руки.
Чем мы ощущали предметы? (дети ответили – пальцами)
Сейчас для вас открытие, что любые предметы мы ощущаем кожей. Под ней лежит множество нервных окончаний, которые передают сигналы в мозг и он уже определяет, что у нас в руках.
Это следующая работа кожи – осязание. ( на доске табличка – «Осязание»).
3. Работа по учебнику.
Все о чем мы говорили, можно увидеть на рисунке в учебнике на стр. 70.
Интересные факты, о коже можно прочитать на странице 72.
Чтение материала учебника детьми.
Глядя на эти огромные числа нужно сказать, что как бережно мы должны относиться к такому хрупкому органу нашего тела – коже.
4. Сообщение детей.
- Как ухаживать за кожей.
- Правильное питание - залог красивой кожи.
5. Итог урока.
Какие выводы вы сделали для себя?
Что интересного вы узнали на уроке?
Чем понравился урок?
Благодаря системе РО Занкова Л.В. , дети не боятся задавать и отвечать на вопросы, становятся раскованными, ведут диалоги между собой и учителем, при этом они не боятся ошибаться при ответах. На уроке должен создаваться благоприятный микроклимат для развития личности ребенка. А учитель должен быть открытым, искренним, должен принимать ученика таким, каким он есть, верить в способности и возможности каждого ученика.