Организация исследовательской работы в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Вот позади учебный год, полный радостных и увлекательных событий и открытий. И не только для моих ребят-четвероклассников: они успешно оканчивают начальную школу, многому научились. Для меня - тоже: вместе с ними я опробовала сложные формы организации сотрудничества - исследовательскую работу. Начиная с первого класса, старалась пробудить в ребятах стремление к самостоятельному познанию мира и себя в этом мире. Ведь сколько удивительного вокруг! Мимо скольких интересных событий мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв их? Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является наша способность исследовать окружающий мир.
Всем известно, что новые знания можно получить от других в готовом виде. А можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания.
Сама природа исследования требует от педагога принципиального изменения ролевой позиции: перехода с «капитанского мостика» руководителя образовательного процесса «на место» его равноправного участника. Поэтому с первых дней работы с детьми забочусь о создании ситуации психологического комфорта, в которой дети чувствуют себя успешными, признанными. Это и уроки «Про себя, и для себя « в рамках курса психологии, и занятия клуба «Почемучка», экскурсии - путешествия по родному краю, познавательные игры «Что? Где? Когда?», интеллектуальные конкурсы.
Участие детей в конкурсах «Марафонах Знаний», «Хочу все знать» и других, способствовало развитию исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества. Многие дети увлеклись исследованием, им нравится наблюдать, экспериментировать. На уроках окружающего мира дети в реальной деятельности получили основные навыки планирования и проведения простейших экспериментов, а также научились решать систему учебных задач, где решение первой учебной задачи приводило их к постановке следующей и так далее.
Результаты - успешное выступление на школьной учебной конференции, позже - победа на городской конференции «Исследовательский дебют» вот уже второй год. Этот успех - общий! Это ведь здорово, когда ребенок чувствует себя способным, самостоятельным и в мыслях, и в действиях!
Предлагаю познакомиться с исследовательскими находками учащихся 4 «А» класса. Алена П. (Приложение 1, Приложение 2) не просто провела исследование, но и сделала многое для того, чтобы ее младший братик стал писать грамотно. Работа Кати У. (Приложение 3, Приложение 4) заставляет задуматься, увлечься идеей поиска, так же как и поднятая проблема в исследовании Галины П. (Приложение 5, Приложение 6): « Мы живем в этом городе, а он живет в нас».
Это не просто информация, прежде всего это - самостоятельный поиск решения проблем, существующих в нашем мире.

Организация исследовательской работы школьников требует от учителя совершенно особых навыков и нетрадиционных педагогических установок.
Эмоционально-мотивационной основой исследовательской деятельности выступает интерес. Эмоции интереса стимулируют познавательную активность, упорядочивают процессы восприятия и внимания, служит основой формирования и развития навыков, умений, интеллекта, активной жизнедеятельности человека.
Все эти психологические моменты следует учитывать в подходе к организации учебного исследования в школе.
Кроме того, в постановке проблемы исследования особо важно учитывать ее актуальность для возраста учеников вообще и конкретного ребенка в частности. А еще следует иметь в виду, что активизация интереса может достигаться различными способами: благодаря каким-либо ситуационным изменениям, новизне, а также с помощью воображения и мышления.
Итак, один из главнейших принципов исследовательской работы: тема должна быть интересна ребенку. Для успешного взаимодействия учителя и ученика в исследовательской деятельности, необходимо чтобы учитель не вел ученика «за руку» к ответу, а научил его замечать проблемы, ставить вопросы и находить способы самому получать на них ответы.

 Умения, которым важно научиться самому педагогу:
1) Создать и поддерживать среду, провоцирующую ученика к самоопределению и самоуправлению в принятии решения. Для этого нужно использовать все возможные ситуации, где ребенок стоит перед необходимостью принятия самостоятельного решения в условиях выбора в поливерсионной среде на основе исследовательской позиции;
2) Выстраивать диалогическое, а не монологическое общение с учениками, в котором вопрошание к внутреннему миру другого будет занимать значимое место;
3) Провоцировать и поощрять появление вопросов и желание поиска на них ответов (а не выдавать на все готовые ответы и учить однозначности правильных решений);
4) Выстраивать доверительные отношения с учениками на основе договора и взаимной ответственности. (Это особенно тяжело, так как зачастую взрослые либо не готовы отдать ответственность ребенка самому ребенку, либо - другая крайность - начинают с него требовать как с взрослого, каковым он еще не является ни внешне, ни внутренне);
5) Непременно учитывать интересы и мотивации ребенка, не забывая про свои;
6) Давать ученику право на принятие значимых для него решений;
7) Развивать у самого себя «открытое мышление», а не замыкать его на основе идеи, что «учитель должен знать все» и заранее планировать все и вся.

Наиболее значимые оргмоменты:

  1. Выбор темы исследования, на самом деле интересной для ученика и совпадающей с кругом интересов учителя;
  2. Достаточное осознание учеником сути проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно;
  3. Организация хода работы над раскрытием хода исследования. В этом процессе особенно важны взаимная ответственность и взаимопомощь учителя и ученика;
  4. Взаимное инициирование саморазвития (как ученика, так и учителя) через совместный поиск неизвестного в различных сферах сотрудничества (интеллектуальной, коммуникативной, творческой);
  5. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке (к тому же последнее - совершенно не обязательно, а если получится, приятно и не более того).

Литература:

  1. Палецкий С.В. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности. – Омск: Гос. Ун-т, 2004 г.
  2. Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников. - Томск: Гос. Ун-т, 2007 г.
  3. Исследовательская работа: на пересечении интересов ученика и учителя / «Первое сентября» №11, 2008 г.