"Эволюционный процесс - это
прежде всего образование новых адаптаций,
их накопление и координация"
К.М. Завадский
Цель: познакомиться с разными видами приспособленности живых организмов к среде обитания, понять относительный характер приспособленности.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать понятие о механизмах возникновения приспособленности как результата эволюции;
- продолжить развитие умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;
- сформировать конкретные знания о приспособительных особенностях строения, окраски тела и поведения животных.
Развивающие:
- развивать интерес к изучению биологии, использованию Интернета и информационных технологий, расширять кругозор о закономерностях в природе с помощью средств Интернета и ситуативного общения;
- развивать творческие способности учащихся посредством самостоятельного создания компьютерной презентации используя найденный в Интернете иллюстративный материал.
Воспитательные: продолжить формирование у школьников экологической культуры, убеждения в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных.
Оборудование: коллекции животных, гербарии растений, мультимедийная презентация, компьютер, карточки-задания, информационные карты, рисунки животных и растений.
Организационный момент - 2 минуты.
Здравствуйте ребята!
Тема нашего сегодняшнего урока - "Приспособленность организмов к среде обитания" (тема записана на доске, выведена на слайде)
Эта тема включена в последний зачётный раздел, который вы будете сдавать в мае, а также в билеты по биологии (Билет №20, вопрос 1). На следующем уроке по данной теме вы будете писать лабораторную работу №5. Поэтому я вас прошу отнеситесь к сегодняшнему уроку серьёзно.
Цель урока: вы должны познакомиться с разными видами приспособленности живых организмов к среде обитания, понять относительный характер приспособленности.
Изучение нового материала:
Запишите в тетради тему урока и дату(на полях).
В настоящее время на нашей планете обитает несколько миллионов видов живых организмов, каждый из которых по-своему уникальный. Давайте же выясним, что такое приспособленность организмов к среде обитания.
В ходе беседы выясняем понятие приспособленности, оно появляется на сладе, ребята записывают его в тетрадь (это же определение на информационной карте)
Приспособленность организмов, или адаптации (от лат. adaptatio - приспособление, прилаживание), представляют собой совокупности тех особенностей строения, физиологии и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.
Мы выяснили, что все живые организмы обитают в разных условиях окружающей среды, поэтому по-разному к ней приспособлены. Давайте выясним, какие формы приспособленности существуют у растений и животных.
Для удобства работы на уроке я вам предлагаю заполнить вот такую таблицу (раздать таблицу для заполнения), которую вы заполните на уроке, а затем вклеите в тетради.
Табл. Виды приспособленности у живых организмов
Вид приспособленности | Суть приспособленности | Примеры | Среда обитания |
1. Приспособленность у растений | |||
1. К опылению 2. Защита от поедания 3. К распространению семян |
|||
2. Приспособленность у животных | |||
1. Маскировка 2. Покровительственная окраска 3. Предостерегающая окраска 4. Мимикрия |
Сейчас мы посмотрим небольшие видеоролики о жизни растений и будем заполнять таблицу:
- Просмотр ролика о приспособленности растений к опылению, заполнение таблицы.
- Просмотр ролика о защите растений от поедания животными, заполнение таблицы.
- Просмотр ролика о приспособленности к распространению семян, заполнение таблицы.
На закрепление вопрос классу: как ещё растения приспосабливаются к окружающей среде? Какие приспособления вы знаете?
На слайдах появляется приспособленность растений к засушливым условиям среды, к избытку влаги.
У животных приспособлением к окружающей среде является их форма тела и окраска. Такое приспособление называется - маскировка (на слайдах - фото животных). Заполняем таблицу, пользуемся информационной картой.
Средством защиты от врагов служит покровительственная окраска, она существует у тех видов животных, которые живут открыто, а окраска делает их незаметными на фоне местности, либо меняется по сезонам года (на слайдах - фото), заполняем таблицу.
У некоторых животных встречается яркий узор (окраска зебры, тигра, жирафа, змей и т.д.) - чередование светлых и темных полос и пятен. Эта расчленяющая окраска имитирует чередование пятен света и тени, делает животных менее заметными на соответствующем фоне среды.
У ядовитых животных окраска наоборот, привлекает к ним внимание, демаскирует их. Это угрожающая окраска. Часто это чередование жёлты и черных либо желтых и красных полос и пятен. Такая окраска говорит: "Не тронь меня - я ядовит!" Молодые особи могут по неопытности съесть такое насекомое или животное, но навсегда запомнят ядовитый окрас (на слайдах - фото), заполняем таблицу.
Ещё один вид приспособленности - это мимикрия. Что это такое? Об этом нам расскажут и покажут ребята, которым было дано опережающее задание - собрать материал об этом явлении. Пожалуйста!
После просмотра слайдов о мимикрии заканчиваем заполнение таблицы.
Закрепление нового материала:
Итак, мы познакомились с разными видами приспособленности у растений и животных, чтобы понять, как вы усвоили тему, давайте проведём проверочную работу. Одна группа учащихся будет работать на компьютерах - делать электронный тест, а остальные - получат карточки с заданиями.
(Выполняя электронный тест учащиеся получают оценки сразу, а остальные - проверяют работу у товарища - взаимопроверка).
Если останется время - провести проверочную работу по вариантам на соответствие "Найдите пару", работу сдают учителю для проверки.
Выводы:
Сегодня на уроке мы познакомились с адаптацией различных живых организмов к среде обитания. Выяснили, что у всех особей в ходе эволюции формируется генетически закреплённые свойства, обеспечивающие наилучшую приспособленность организмов к среде обитания. Но, как и всё в этом мире, любая приспособленность относительна!
Еще Ч. Дарвин подчеркивал, что все приспособления, сколько бы совершенными они не были, носят относительный характер, т.е. полезны лишь в типичной среде обитания.
Естественный отбор формирует приспособление к конкретным условиям существования (в данное время и в данном месте), а не ко всем возможным условиям среды. В нетипичных условиях они могут оказаться бесполезными или вредными. Например, дятел легко перемещается по стволам деревьев, но его конечности плохо приспособлены для перемещения по поверхности почвы.
Водоплавающие птицы плохо перемещаются по суше.
Белая окраска зайца делает его незаметным на снегу, но хорошо заметным на фоне темных стволов деревьев и т.д.
(Записать в тетрадь как вывод, что приспособленность носит относительный характер)
Домашнее задание:
Записано на доске: прочитать параграф 7.6, закончить заполнение таблицы - последний столбик "Среда обитания", повторить материал для проведения лабораторной работы №5.
Подведение итогов урока, выставление оценок:
Сегодня на уроке все работали очень хорошо, за тесты вы все получили оценки. Дополнительные "5" получают ребята, которые работали над созданием презентации по мимикрии.
Всем спасибо за урок, до свидания!