Это первый урок в разделе «Главные и второстепенные члены» за курс 5-го класса. С предыдущими уроками связан синтаксическим разбором предложения (выделением главных членов, разбором словосочетаний), повторением изученных орфограмм (повторили: спряжение, безударные гласные в корне слова, окончания прилагательных, гласные после шипящих, звонкие и глухие согласные, о-ё после шипящих, тся и ться в глаголах).
На уроке ставится триединая цель (обучающая, развивающая, воспитательная), с целью развития интереса к предмету, глубокого осмысления знаний, умения делать выводы и формулировать цели.
Урок связан с такими учебными предметами, как: литература, русский язык, культура, музыка. Он «работает» на изучение изобразительно-выразительных средств на уроках литературы, на развитие навыков грамотного орфографического письма, на развитие речи, на воспитание любви к природе и малой родине, на формирование образа природы, как живого существа.
При подготовке учитываются программные требования (узнаём понятие определения, способы его выражения, роль в языке, употребление в речи, нахождение в тексте.), которые были обозначены на доске для визуального восприятия.
Учитывая возраст, психологические особенности пятиклассников, выбрана форма урока – традиционный с использованием элементов исследования и модульной технологии. Данная форма урока выбрана с целью приобретения новых знаний и активизации познавательной деятельности.
Содержание предлагаемого на уроке материала отвечает научным данным.
Использованы приёмы: чтение наизусть (опережающее задание), использование динамической наглядности (видеофильм, музыка, слайды) и дидактической наглядности (модульно-инструктивные карты).
Тип урока – сообщение новых знаний, с использованием элементов исследования и модульной технологии, выбран, в связи с законченностью изучения темы : «Главные члены предложения».
Методы: репродуктивный и исследовательский, а с точки зрения источника информации словесный и наглядный, которые способствовали развитию устной речи детей. Наглядно иллюстрированный материал способствует привитию интереса к своей родине. Дидактическая наглядность способствует развитию знаний, умений и навыков учащихся.
Особенности содержания урока – привлечь
внимание, развивать чувство коллективизма,
умение слышать и слушать других, ставить задачи и
делать выводы
школьников: словесное (молодец, хорошо),
моральное стимулирование, психологическая
зарядка, контроль, выставление оценок, велась
индивидуальная работа над ошибками.
Для проведения урока созданы: учебно-материальные, морально-психологические, эстетические, здоровьесберегающие условия.
Цели и задачи:
- Знать:
- определение понятия;
- способы выражения определений;
- какую роль играют определения в русском языке.
- Уметь:
- находить определения в тексте;
- употреблять его в речи;
- видеть красоту живой природы, чувствовать и беречь её.
- Воспитательные: тренировать орфографическую зоркость, пополнять словарный запас, прививать любовь к русскому языку и литературе, к своей малой родине.
Метод: традиционный, с использованием элементов исследования и модульной технологии.
Оборудование: компьютер (видеофильм, слайды), магнитофон (музыкальное сопровождение), модульно- инструктивные карты, записи на доске, учебник, стихи о природе Алтая.
Форма урока – сообщение новых знаний.
ХОД УРОКА
1. Мотивация
Играет медленная музыка, идут фрагменты фильма об Алтае. Чтение стихотворения.
Край родной.
Ароматом трав твоих дышу,
Горы в дымке голубой любя,
В сердце я своём тепло ношу,
Взятое, Алтай мой, у тебя.Тёмный кедр над ключевой водой
Машет ветвью мне издалека,
А над ним, высоким, чередой
Ходят гости неба – облака.
Всюду гор скалистых табуны,
Будто тебенюют здесь они.
А озёра горной стороны
Только небу светлому сродни.
Реки белогорлые кипят,
Искры-брызги сыплют мне к ногам.
Я брожу поляною опять
Где цветёт, белея, балтырган.
От его цветов вокруг светло.
Дышится легко в родном лесу.
Край мой милый!
Я твоё тепло
Людям, как в подарок принесу.
Эркемен Палкин
Учитель. Ребята, о чём этот стих? (О
родине, об Алтае и его красоте)
– А какими словами называет поэт родной Алтай?
Ответим с помощью вопроса какой? Но сначала
отгадаем загадку: (на модульно-инструктивной
карте)
Она журчит, бурлит и льётся,
Она отчаянно о скалы бьётся.
То бурная она, то страстная,
То добрая она, а то опасная (Катунь)
Катунь какая? Широкая лавина, быстрая, шумная.
Горы – в дымке голубой, скалистые табуны.
Кедр – тёмный, могучий, вековой.
Реки – белогорлые, шумные, быстрые.
Учитель. Молодцы, ребята, а какой части речи эти слова? (Прилагательные.)
Учитель. Откройте тетради и запишите тему урока.
– Попробуйте поставить цели урока, что же мы должны узнать?
Дети пробуют ставить цели. (С обратной стороны доски цели – учитель ещё раз называет).
2. Введение в тему
– Мы с вами сказали много красивых слов – прилагательных, которые говорят о красоте нашей природы и не случайно. Давайте обратимся к эпиграфу:
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой – вопросы просты.
Лишь не хватает волнистой черты.
– Сделайте выводы, о чём вы узнали из эпиграфа?
- Определение – обозначает признак предмета или явления.
- Вопросы: Какой? Чей?
- Подчёркивается волнистой чертой.
3. Повторение
– У нас в теме обозначено, что это
второстепенный член, мы с вами ответим на этот
вопрос, повторив главные члены.
– Что же такое главные члены?
– А второстепенные? (Потому что они поясняют
главные.)
Вывод: вернёмся к эпиграфу и ответим на вопрос, что же такое определение?
(Дети сами выводят правило).
4. Работа с учебником.
Читаем правило.
1 слайд. Катунь. Посмотрите, ребята – это Катунь. Давайте составим предложение и запишем его (оно д.б. распространено тремя определениями.)
Например: Катунь бежит холодная, быстрая, величавая.
Задания (на модульно-инструктивной карте):
- Найти главные члены и подчеркнуть.
- Найти второстепенные члены, подчеркнуть, чем они выражены записать.
- Объяснить орфограммы и знаки препинания (один ученик работает у доски).
5. Справка (на модульно-инструктивной карте).
Без имени прилагательного наша речь не могла быть точной, меткой и выразительной. В русском языке слов этой части речи очень много. Учёные установили, что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов.
2 слайд. Горы.
– Посмотрите на горы. Что мы можем сказать о
них, какие они?
– Какую роль играют определения в русском языке? (Придают
речи не только точность и меткость, но и особую
выразительность, они делают нашу речь красивой,
образной, а такой приём называется эпитет).
Словарь!
Эпитет – в поэтике: определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.
6. Справка
Результатом многолетнего изучения труда
учёных явился «Словарь эпитетов русского
литературного языка» (авторы К.С.Горбачевич и
Е.П.Кабло). В нём отражены эпитеты из произведений
шестисот писателей и поэтов.
Словарь наглядно показывает, что есть такие
имена существительные, которые имеют огромное
количество эпитетов. Так, например, слово музыка
имеет 280 эпитетов: божественная, лёгкая, ликующая,
зажигательная, задумчивая, задорная, грубая,
возвышенная, беззаботная, грациозная и т.д.
У слова глаза – 480 эпитетов, жизнь – 334, язык – 324
эпитета.
3 слайд. Лес, озёра
7. Задание: (работа в парах)
1. Попрбуйте самостоятельно подобрать и
записать эпитеты к словам лес и озеро, а помогут
вам в этом фотографии Горного Алтая.
2. Записать два словосочетания и разобрать.
8. Психологическая зарядка
– Ребята, давайте отдохнём. Как вы думаете,
настроение может быть каким цветом? (Красным,
розовым, синим, чёрным) А у вас сейчас
настроение какого цвета? (Спрашиваю у каждого).
– А теперь встаньте. Закройте глаза и вытяните
руки перед собой, достаньте правой рукой
указательным пальцем до кончика носа, затем
левой, достаньте правой рукой левое ухо. Левой
рукой – правое. Поздоровайтесь сами с собой.
Поздоровайтесь с соседом. Садитесь. Продолжаем
работу.
4 слайд. Зима. Работа по картам с текстом.
9. Текст.
Зима
Лё..кий пух круж..тся – тихий сне.. пош..л,
И на всё л..ж..тся чистый, нежный шёлк.
Всё пр..нар..дила снежная з..ма,
Белым всё укрыла, белая сама.
Веч..р перламутровый, сумрак голубой…
З..лотое утро с алою каймой.А.Саруева.
10. Словарная работа:
- Перламутровый – серебристо-розовый.
- Кайма – полоса, обшивка по краю чего-нибудь
11. Задания:
- Установите, в каких морфемах пропущены буквы. Вставьте, выделите морфемы.
- Объясните правописание. А как мы проверяем окончания прилагательных? (По вопросу, пример: утро (какое?) золотое.)
- Найдите определения, подчеркните их, чем они выражены?
- Выразительно прочитайте стихотворение.
5. Назовите слова, которые помогают описать пейзаж.
Словарь!
- Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу, вид, описание природы в литературном произведении.
- Выпишите из стихотворения прилагательные, которые соответствуют схеме:
12. Вывод
– Что же ребята мы сегодня узнали на уроке?
Давайте обратимся к целям нашего урока. (На
обратной стороне доски)
1. Узнали что такое определение. И что же?
2. Способы выражения определения?
(прилагательные)
3. Какую роль играет в языке (делает речь образной
и красивой)
4. Что такое эпитет, пейзаж.
Учитель. Ребята, мы сегодня с вами посмотрели много фотографий, на которых изображена наша родина – Горный Алтай. Ребята, скажите, что же мы должны делать, чтобы наши пейзажи остались такими же красивыми и вдохновляли писателей и поэтов? (Беречь, охранять, не засорять лес, кормить птиц.)
– Молодцы, ребята, мы должны любить свою землю, беречь её и защищать.
5 слайд. Все подряд (или фрагмент из фильма, на фоне композиции). Учащийся читает стихотворение Эркемена Палкина «Алтай» в сокращении.
Хребты, прошитые
Охотничьими тропками,
Леса, обжитые
Пичугами неробкими;Потоки дикие,
Вершины седоглавые,
Туманы тихие,
Молочные, кудрявые;И склоны плавные,
И кедры крепкоствольные,
И, в песнях, славные,
В долинах – кони вольные;И лето красное
С кукушкою пронзительной –
Земля прекрасная,
Алтай мой удивительный!
Учитель. Спасибо, ребята, за урок, за вашу работу, спасибо вашей учительнице, что вы у неё такие умные. Оценки за урок.
13. Домашнее задание
На модульной карте нарисовать иллюстрацию по теме «Природа Алтая» и подписать её, составив три предложения с определениями
В подарок – слайды.