Цель урока: Создание у учащихся целостного представления об Урале,
его географическом положении, истории освоения и природных особенностях.
Задачи:
- Изучить особенности географического положения Урала, природных условий и ресурсов.
- Продолжить работу по развитию навыков работы с электронными картами и картами атласа.
- Сформировать умения анализировать, объективно оценивать материал, полученный из различных источников информации.
- Оборудование: географические атласы для 8-го класса, компьютер учителя, мультимедийный проектор и интерактивная доска.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка задач урока:
- изучить географическое положение Урала;
- познакомиться с историей освоения Урала;
- охарактеризовать рельеф и полезные ископаемые Урала;
- повторить и закрепить изученный материал.
3. Изучение нового материала.
3.1. Географическое положение.
Учащиеся по физической карте и с помощью Google Планета Земля определяют географическое положение Урала. Один ученик у интерактиной доски рассказывает о географическом положении Урала, класс анализирует карты атласа и делает записи в тетрадях.
(Урал находится на стыке Европы и Азии и является границей между этими регионами. Каменный пояс Урала и примыкающие к нему возвышенные равнины Приуралья простираются от берегов Северного Ледовитого океана на севере до полупустынных районов Казахстана на юге в виде 100–400 км полосы: на протяжении более 2500 км они разделяют Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины.)
3.2. История освоения Урала.
Демонстрация видеофрагмента “Хребет России” Леонид Парфенов, Алексей Иванов. (8 минут).
http://www.youtube.com/watch?v=NFFqQgLsjsU
Анализ видеофрагмента:
– Какие этапы освоения Урала были рассмотрены автором?
– Какими ресурсами богат Урал?
3.3. Изучение рельефа и полезных ископаемых Урала.
Учащиеся с помощью карт атласа и электронной энциклопедии Википедия дают характеристику рельефу и полезным ископаемым Урала.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%80%D0%B0%D0%BB
3.4. Работа с проекцией физической карты на доске:
– подписать: Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал;
– подписать самую высокую гору Урала.
4. Повторение и закрепление материала.
С помощью системы голосования Hitachi Software Verdict (если нет возможности использовать электронную систему голосования, то закрепление материала можно провести с помощью заранее созданных кадров PowerPoint)
- Самая высокая часть Урала?
– Северный Урал;
– Полярный Урал;
– Приполярный Урал.
- Главная вершина Урала?
– Народная;
– Эверест;
– Белуха.
- Урал – это граница между?
– Россией и Китаем;
– Азией и Европой;
– Азией и Америкой.
- Урал разделяют на сколько частей?
– 4;
– 5;
– 6;
– 7.
- Протяженность Урала с запада на восток составляет …
– до 40 км;
– до 150 км;
– до 500 км;
– до 1000 км.
5. Окончание тестирования. Просмотр и анализ результатов тестирования.
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание: изучить параграф “Урал”, найти в сети Интернет фотографии, иллюстрирующие природу Урала.
В дополнительных источниках информации найти легенды об Урале.