Нравственное образование в современной школе является той актуальной необходимостью, которая продиктована самой жизнью. А реалии жизни таковы, что наши дети морально дезориентированы и нуждаются в руководстве взрослых, которые подскажут, что такое добро и зло, долг и совесть, честь, как относиться к самим себе и к окружающему миру, к людям, Родине. Именно на это направлены уроки этики, которые проводятся в нашем Центре образования в рамках городской экспериментальной площадки по теме “Непрерывное нравственное образование учащихся в средней школе”. Ведь современная школа призвана не только обучать, но и воспитывать. Воспитывать культуру мысли, культуру чувства, культуру общения. И данный процесс невозможен без обращения к основам человеческого бытия, к духовной культуре. Нравственные знания определяют мировоззрение детей, их деятельность и поведение, дела и поступки.
Цель нашей экспериментальной работы – апробация содержания нравственного образования в школе и его освоение учащимися, отработка структурных элементов непрерывного нравственного образования как нового системообразующего обязательного компонента общего среднего образования.
Задачи экспериментальной работы:
1. Определить изменения, подлежащие внесению в содержание и структуру непрерывного нравственного образования учащихся с 1 по 11 классы.
2. Разработать и апробировать курсы основ морали в возрастных ступенях школы:
-
I ступень (младшие школьники, начальная
школа) – 1-4 классы (Курс: “Азбука
нравственности”);
- II ступень (школьники-подростки, основная школа) – 5-9 классы (Курс: “Грамматика нравственности”);
- III ступень (старшие школьники, полная школа) – 10-11 классы (Курс: “Основы морали” (этики)).
3. Апробировать комплекты соответствующих методических и учебных материалов для учителей и учащихся (методические рекомендации учителям по проведению уроков, рабочие тетради и книги для чтения учащихся)
Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда мы имеем обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитываем её на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Значимость эксперимента можно отследить по отношению к нему учащихся ЦО. Мы постоянно изучаем мнения учащихся о предмете этики по анкетам и творческим работам.
Уроки этики у детей вызывают неподдельный интерес, посещаются с удовольствием, ученики принимают активное участие в обсуждении вопросов, поставленных на уроке, сами подбирают ситуации, примеры из жизни для рассмотрения на уроке, активно участвуют в любом виде деятельности. Уроки помогают ребятам осознать и понять важные жизненные проблемы, а в некоторых случаях помогают избежать конфликтов.
Уроки этики нужны (заявлено в анкетах учащихся) для того, чтобы знать
- как себя должен вести воспитанный человек;
- как вести себя в трудной жизненной ситуации;
- как правильно вести себя с окружающими людьми;
- как правильно общаться;
- как не ранить словом или делом человека;
- как вести себя, чтобы заслужить уважение окружающих;
- как стать культурным, воспитанным, справедливым.
И если в начальной школе наибольший интерес взывают такие темы, как “Ты и твои друзья”, “Подарки к торжествам и праздникам”, “Что такое доброта?”, “Школьный этикет”, “Что такое достойный поступок?”, “Вежливые поступки – что это такое?”, то в средней школе – “Поступки - поведение”, “Умей держать слово и выполнять обещание”, “Как бороться с конфликтами”, “Кому тяжелее жить: доброму или злому”, в старшей школе – “Что я хочу от общества”, “Личные или общественные интересы – что главное?”, “Как жить: для себя или для людей?”, “Мораль и этикет, отличия моральных норм от правил этикета”, “Мораль и семья, понятие о семейно-бытовой морали”, “Мораль, трудовая деятельность и выбор профессии”.
На уроках этики ребята очень хорошо рассказывали о тех или иных моральных принципах. Однако иногда при изучении новой темы отдельные ученики пытались найти выгоду для себя. Спрашивали, как можно разбогатеть, при изучении темы “Как быть бережливым”. Что такое взятка? Понимают, что нужно быть честным и правдивым, и в тот же момент интересовались, можно ли обманывать хотя бы редко (Когда лгать можно, когда нужно? Как относиться к взрослым, которые говорят неправду? Когда, как и кого можно обвинить во лжи). Много вопросов поступало от ребят, когда они пытались разобраться в отношениях друг с другом: кого можно считать другом? Кто такой бескорыстный человек?
Как воспитать в себе точность и обязательность? Когда можно лениться?
Чем человек внимательный и предупредительный отличается от “подлизы”? Со всеми ли нужно дружить? Если я не хочу с ним общаться, что мне делать? Как вести себя, если мнение о человеке изменилось?
Учителя-экспериментаторы используют на уроках нравственного образования различные приемы и методы.
Например, учитель Каменская Ю.О. на уроках проводит диагностические исследования “Незаконченное предложение”:
Полезно в начале урока попросить детей определить значение ключевых слов по темам, а в конце урока, проверить, насколько точно удалось охарактеризовать понятия, например:
- Уважение - это антоним _________________.
- Предупредительность - неотъемлемое качество ____________________ человека, оно заключается в следующем ______________________________________________________.
- Внимательным и чутким можно назвать _______________________________________.
- Тактичность, деликатность стоит проявлять в следующих случаях: _________, потому что _________.
Учитель начальной школы Лейкина Ю.С. часто использует ролевые игры, например:
Игра “Кто научит аккуратности”
Дети делятся на группы. Каждая группа получает коробочку с разными предметами. Среди предметов есть вещи, помогающие быть аккуратными, например: мыло, расческа, зеркальце, ластик. Дети должны найти эти предметы и объяснить, как они помогут стать аккуратным.
Игра “Спасибо”
Участники в конце занятия встают в круг. По цепочке от одного к другому они продолжают одну фразу: “Спасибо тебе за ...”. Таким образом, подчеркиваются важность сотрудничества, умение позитивно относиться к происходящему, толерантное отношение к другим мнениям и позициям.
А преподаватель средней школы Абрамовская Л.Н. выбирает другие виды игр: имитационные игры (возникают из инсценировки литературных текстов, помещенных в учебнике, либо из жизненной ситуации, в которой может оказаться каждый), интеллектуальные игры (пример задания: составить “Энциклопедию маленького гражданина”, игровая форма работы позволяет создать атмосферу созидания, где каждый может почувствовать себя в роли автора словарной статьи и еще раз обратиться к трудному для детей материалу), организационно-деятельностные игры (поисковая деятельность, цель которой - создание “продукта игры”, текста, содержащего решение поставленной или же сформулированной в ходе игры проблемы. Вместо большого текста хороший результат дает, например, создание синквейнов).
Учителя-экспериментаторы отрабатывают различные методики: “Цветик-семицветик”, “Дом дружбы”, “Древо жизни”, ранжирование понятий и другие.
Конечно, конкурсы и инсценировки, кроссворды и рисунки, викторины и творческие работы, анализ художественных произведений, КВН, прогулки в парке и посещение театров и музеев, просмотры фильмов и прослушивание аудиокассет делают каждый урок интересным и необычным.
Необычными должны быть формы и приемы оценки нравственных знаний учащихся и выставления отметок на уроках нравственности. Так оценок в 1 классе нет, но существует словесная похвала. При подведении итога урока назывались имена наиболее активных детей. Критериями к оценке нравственных знаний учащихся являются понимание содержания слова-понятия и активность участия в обсуждении. Учителя считают, что традиционная система оценивания ответов учащихся на уроках этики не может использоваться. Как оценить точку зрения ребёнка, приобретённую благодаря полученному жизненному опыту (пусть и малому). Очень часто приходится слышать: “А у нас в семье принято так…”. Следует отмечать активность ребёнка, вовлечённость в процесс обсуждения темы, способность выдвинуть свою точку зрения, доказать её верность, убедить в правильности выводов окружающих. При оценивании обращается внимание на активность детей, на участие в работе группы. Именно групповая работа позволяет учащимся “распределить роли” и получить оценку каждому. Работы в конце урока рефлексивного характера дают представление об уровне усвоения материала. В нашем Центре образования на уроках этики оценки “хорошо” и “отлично”.
Экспериментальная деятельность – это не только уроки, но и внеклассные мероприятия, участие в конкурсах, выставках инноваций. Нами разработаны критерии, по которым оценивается успешность проводимых мероприятий:
- учет использования и усвоения нравственных знаний детей (фиксация усвоения и использования нравственных понятий, развития нравственной лексики у детей);
- проведение нравственно-диагностических методик (начала работы, текущих срезов и заключительных итогов);
- самооценка проводимых уроков учителями-экспериментаторами;
- сравнение результатов эксперимента с контрольной группой;
-анализ документации и изучение творческих наработок;
- рост уровня воспитанности и развития гражданственно-правовой компетенции учащихся;
- эмоционально-мотивационные критерии: отслеживание постоянной положительной мотивации участников ЭД;
- научно-методические критерии: отслеживание соответствия концептуальных единиц ЭД потребностям системы образования;
- научно-содержательные критерии: успешность развертывания концепции ЭД; соответствие объекта исследования, методов и приемов исследования целям и задачам.
Проводя уроки этики, мы формируем нравственное сознание учащихся через увеличение объема и глубины смысла нравственных понятий. Насколько прочно усвоены нравственные понятия, как учащиеся умеют их использовать, мы можем отследить, проводя диагностику нравственного развития учащихся.
Сводные данные об уровне нравственного развития учащихся начальных классов.
Сводные данные об уровне нравственного развития учащихся средней школы.
2
Сводные данные об уровне нравственного развития учащихся старших классов.
Сводные данные об уровне нравственного развития учащихся ГОУ ЦО №1408 за 2009-2010 учебный год.
Итоги проведенных диагностик:
1. Учащиеся показали хорошее знание понятий, нравственных норм, правил общения и поведения.
2. Дети способны оценивать себя и свое поведение, анализировать качества личности как положительные, так и отрицательные.
3. Динамику уровня развития нравственного образования показали все классы.
Анкетирование детей показало положительное отношение к урокам экспериментального курса, понимание учащимися значимости нравственных знаний в общении с окружающими, в осмыслении своих собственных поступков и поступков других людей, видны позитивные изменения в детских коллективах:
- во многих классах учащиеся стали добрее и терпимее друг к другу;
- уменьшилось число драк и ссор, возникающих по спорным вопросам;
- учащиеся научились уступать друг другу и находить компромиссы;
- сократилось количество детей, состоящих на внутришкольном учете;
- у учащихся возросла ответственность за порученное дело, и повысились требования к себе;
- отношения с взрослыми стали более доверительными и уважительными: возрос авторитет родителей, как самых близких людей, дети стали больше прислушиваться и внимательно относиться к замечаниям и советам родителей и учителей;
- возрос интерес к происходящему вокруг: уменьшилось безразличие и негуманное отношение к природе и животным, появилось желание изменить и улучшить свою пространственную среду;
- учащиеся с пониманием стали относиться к младшим школьникам, а также появилось желание помогать пожилым людям;
- при проверке “отдельных” домашних заданий, у некоторых учащихся выявились определенные творческие задатки в области живописи и литературы;
- позитивные изменения в поведении детей отмечаются родителями.
Я думаю, что основы нравственности имеют право быть предметом школьной программы наравне с литературой и историей, математикой и химией и прочими традиционными сферами знаний. Никто не поспорит с тем, что научить ребенка быть добрым и вежливым не менее важно, чем научить его использовать закон Ома или теорему Пифагора. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Вот почему нравственное воспитание школьника обретает сегодня не меньшую, если не большую значимость, чем знания, умения, навыки, а педагогический процесс нравственного воспитания становится организацией детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, конфликтов и столкновений. Усилия учителя должны быть сосредоточены на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения.