Урок внеклассного чтения в 6-м классе «Михаил Пришвин – "певец природы"»

Разделы: Литература


Цели:

  • продолжить формирование умения выразительного чтения, выборочного пересказа текста, опираясь на личные впечатления учащихся, развивать словесное рисование, внимание к художественному слову через нахождение ключевых слов, совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой;
  • развить интерес к обучению, творческий подход к анализу произведения, интерес к творчеству писателя;
  • воспитать на примерах рассказов Пришвина любовь к родной природе, умение видеть, слышать, понимать природу, проникать в ее тайны.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг авторов, писавших о природе, репродукции с пейзажами, презентация.

Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь
и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.

(К.Паустовский)

Ход урока

- Ребята, когда вы сегодня шли в школу, кто из вас обратил внимание на погоду? Какое сегодня небо? Какие стояли деревья? Как вели себя птицы? Что изменилось в природе за ночь?

(Ученики отвечают)

- Вот видите, каждый челок по-своему воспринимает окружающую нас природу. Кругом полно чудес, а мы не всегда замечаем этого, проходим равнодушно. Однако о природе много создано замечательных книг и картин.

(Работа с выставкой)

- Какие книги читали вы? Каких авторов, писавших о природе, знаете?

(Бианки, Житков, Скребицкий, Сладков, Чаплина, Дмитриев, Сетон-Томпсон, Паустовский, др.)

- А сегодня мы с вами будем говорить о человеке, который видел то, что не каждому дано увидеть, слышал то, что не каждому дано услышать. Это писатель Михаил Михайлович Пришвин.

(Обращение к портрету)

- Посмотрите внимательно на портрет, что можно сказать об этом человеке с первого взгляда?

(Добрый, ласковый, внимательный взгляд)

- Охотник и путешественник, он много колесил по стране. Был и в Заполярье, и в Казахстане, и на Дальнем Востоке, и в Кавказских горах, немало бродил то с охотничьим ружьем и собакой, то с фотоаппаратом по русским лесам и полям.

Фотографирование обогащает общение с природой и многое дает. Хороший фотоснимок доставляет эстетическое наслаждение, закрепляет в памяти любимые места. Выбирая красивый пейзаж, фотограф учится наблюдать, чувствовать красоту.

- Согласны вы с этим? Какие фотографии природы и животных делали вы? Что нового узнали о явлениях природы, повадках животных, птиц, рыб?

- Расскажите о жизни зверей и птиц из прочитанных дома рассказов.

(Ответы учащихся)

- Вы, наверное, уже из прочитанного узнали, что М.М.Пришвин смотрит на природу своим особым зорким глазом, он понимает разговор птиц и зверей, домашних животных, знает тайны природы и открывает их нам.

- Об одной из таких тайн природы мы узнаем из рассказа “Золотой луг”. Внимательное послушайте.

- Подумайте, почему рассказ назван “Золотой луг”?

- Какое открытие сделал мальчик?

- Почему сначала цветы были “неинтересные”, а потом стали “интересными”?

(Чтение рассказа учителем или хорошо подготовленным учеником)

- Что за цветок одуванчик?

(Скромненький. Желтый. В букет не нарвешь – стебелек слаб. Вянет быстро. Почти без запаха. Единственная забава – дунуть на отцветший белый шар, так чтобы мелкие семечки на своих пушистых парашютиках разлетелись по ветру. Первый расцветает. Подобен солнцу.)

- Об этом мы узнали из начала рассказа. Сначала дети называют цветы “неинтересными”.

- “Но раз мне удалось сделать открытие”. Какое открытие сделал мальчик?

- Почему потом дети назвали цветки интересными?

(В солнечный день луг золотой, а ночью зеленый. Цветы ложились спать вместе с детьми, и вместе вставали.)

- О чем хотел сказать Пришвин в этом рассказе? Он просто описал цветки или имел что-то в виду?

- Произведения М.М.Пришвина учат наблюдать и любить природу. Писатель замечает малейшие изменения, происходящие вокруг, умеет рассказать о них так, что ясно себе все можем представить. Из этого рассказа видно, что даже в самом простом, неказистом, на первый взгляд ничем не приметном цветке скрыта удивительная красота. Недаром маленькие дети очень любят одуванчики, всегда тянутся к ним.

- Однажды поэта В.Солоухина спросили, какой у него любимый цветок, он ответил, что любит кувшинку, ландыш, подснежник, ромашку, василек, розу. Но одуванчик ему ближе всех цветов. Он любит одуванчик

За то, во-первых, что вполне подобен солнцу.
Как будто солнце четко отразилось
В бесчисленных осколочках зеркальных,
Разбросанных по ласковой траве.
(Как только солнце скроется за лесом,
Хоть бы один остался одуванчик
Раскрытым и цветущим – никогда!)
Но это к слову. Вовсе не за то
Люблю я скромный маленький цветок,
За то его люблю, что вечно жмется к людям,
Что он растет у самого порога,
У старенькой заваленки, у прясла,
И самый первый тянется к ручонкам
Смеющегося радостно ребенка,
Впервые увидавшего цветок.
И сам срывал я голыми руками,
Легко сдувал пушистые головки,
И опускались легкие пушинки на землю,
Чтобы снова расцвести.
Мой старый, добрый друг,
Наивный одуванчик…
(“Цветы”, 1962)

- Итак, за что же поэт В.Солоухин любит одуванчики? Сравните рассказ “Золотой луг” и стихотворение “Цветы”.

- И в рассказе “Золотой луг”, и в стихотворении “Цветы” мысль одна: умение видеть красоту в простом, в самом дорогом и близком сердцу, в том, что всегда рядом с нами, и что мы, к сожалению, не всегда замечаем.

- О другом законе природы мы узнали из рассказа “Этажи леса”, который вы прочитали дома.

- Понравился вам рассказ? Чем?

(Пересказ рассказа “Этажи леса”)

- Что же это за этажи в лесу?

- Давайте подробнее остановимся на случае на поляне.

- Почему гаечки-синички не захотели спуститься вниз к птенцам и выйти за пределы своего этажа?

(Птицы не могут поменять этажи, как люди. В природе все закономерно. Каждое животное или птица живет только в тех условиях, благоприятных для их жизни, и изменение места жительства для них губительно. В процессе естественного отбора сложились эти ярусы)

- Итак, из этого рассказа мы с вами узнали, что Пришвин называет этажами леса, что природа устроена закономерно, но может быть кто-то заметил и другую мысль, не менее актуальную в наши дни?

- Путники сначала разрушили гнездо птиц (правила поведения на природе), но смогли помочь их горю, детеныши (птенчики) не пострадали, родители счастливы, но есть и грустное место, ведь чтобы устроить гнездо на нужной высоте, “этаже”, как пишет Пришвин, путники сломили верх соседней березы. А ведь это тоже живое существо.

- Как же нужно было поступить друзьям? С одной стороны, они помогали птицам, с другой – могли загубить березку? Какой вывод можно сделать?

(Беречь природу, не поступать необдуманно)

- Каково же отношение автора к природе?

- Итак, главная мысль в “Золотом луге” - умение видеть в незаметном прекрасное, в “Этажах леса” - устройство природы, бережное отношение к ней. А о чем же рассказ “Лисичкин хлеб”?

(Выразительное чтение или пересказ)

- О чем мы узнаем из рассказа?

(Вместе с Зиночкой мы узнаем, как живет тетерев, что представляет собой рябчик, какие грибы растут в лесу, как называются разные ягоды, чем лечатся деревья).

- “Родственным вниманием” к природе буквально пронизаны все рассказы, Пришвин настолько слит с ней, что ему ведомо все: он понимает язык птиц, проникает в мысли и чувства животных – и это нас ничуть не удивляет. Быть может, никто из русских писателей не проник в самые сокровенные тайны природы так глубоко, как Пришвин. Изучению этих тайн он посвятил почти всю свою жизнь.

- У кого дома есть домашние животные? Любите вы за ними наблюдать?

- Как относится автор к животным?

Чтение рассказа “Предательская колбаса” до слов “Я выдвинул ящик…”

-А что случилось потом, вы узнаете, дочитав этот рассказ.

Подведение итогов урока, рефлексия.

- С чем же сочетается точнее всего в вашем сознании имя Пришвина?

(Ученики делятся своими впечатлениями.)

(Оно сочетается со словом “природа”. Пришвин, начиная как будто с простого исследования, поднимется в философские, поэтические, духовные сферы, в сферы глубокого искусства, поэтому часто его называют певец русской природы. Сегодня на уроке мы учились видеть, слышать, любить природу, проникать в ее тайны.)

Д/З. Дочитать рассказ “Предательская колбаса”, другие рассказы М.М.Пришвина.

Дополнительный материал.

О.Высотская “Одуванчик”

Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.

У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.