Цели:
- Развитие творческого воображения и потенциала учащихся.
- Воспитание любви к природе через использование музыкального, живописного и поэтического материала к уроку.
- Расширение представления о творчестве русского композитора С. В. Рахманинова.
Задачи:
- Познакомиться с жанром романса в творчестве С. В. Рахманинова.
- Закрепить теоретические и практические знания об основных средствах музыкальной выразительности.
- Раскрыть новые грани контрастных музыкальных образов через восприятие контрастных поэтических и живописных образов.
ХОД УРОКА
Слайд 1.
Учитель: Продолжим наш разговор на
тему «Музыкальный образ». Вы уже знаете, что
любое музыкальное произведение несет в себе
музыкальный образ, иногда даже не один. Сегодня
нам предстоит необычная работа. Сначала я
хочу спросить вас:
– Есть ли в нашей жизни что-либо абсолютно
неподвижное, не развивающееся?
Дети: Нет. Все что существует в мире – рождается, растет-развивается и умирает.
Учитель: А бывает ощущение полного покоя, неподвижности?
Дети: Да. Но это иллюзия, на самом деле жизнь продолжается.
Учитель: Давайте рассмотрим репродукцию картины художника Борисова-Мусатова «У водоема».
Слайд 2.
– Что вы видите на картине? (Ответы детей)
Учитель (из ответов учащихся делает обобщение): Синее и белое небо опрокинулось в пруд. Две женские фигуры в позах, исполненных покоя, умиротворения. Густой синий бархат платья перекликается с цветом неба и длинным синеватым барьером, окаймляющим водоем. В солнечном спокойствии «Водоема» дрожит легкая грусть. Художник как бы хочет задержать подольше это мгновение – внутреннее слияние человека с природой.
Слайд 3.
– Какой художественный образ в картине?
Дети: Образ спокойствия, наслаждения тишиной и покоем.
(На слайде появляется правильный ответ)
Учитель: Теперь внимательно рассмотрите репродукцию картины художника Станислава Жуковского «Весенний ручей». Что вы видите здесь? Какое настроение в картине?
Слайд 4.
(Ответы детей)
Учитель (из ответов учащихся делает обобщение): В центре картины мы видим большой весенний ручей, образовавшийся из огромного количества маленьких ручейков. Радостные солнечные блики на воде. Кое-где еще лежит последний снег. Ярко синее небо, ощущение воздуха, свежести. Оживает природа, шумит вода. Радостное, приподнятое настроение.
Слайд 5.
Учитель: Какой художественный образ в этой картине?
Дети: Образ радостного весеннего пробуждения, движения, восторга.
(На слайде появляется правильный ответ)
Учитель: Мы убедились, что художники могут создать контрастные образы в живописи. А может ли создать тот или иной образ поэзия?
Дети: Да.
Слайд 6.
Учитель: Послушайте стихотворение К. Бальмонта. Какое здесь настроение? Какой поэтический образ?
Выразительное прочтение стихотворения «Островок».
Дети: Образ, спящего в лучах солнца, островка. На нем не происходит никаких событий, не бывает гроз и ветров, жизнь как бы замерла, остановилась.
Учитель: Музыка – это особый вид искусства, она всегда находится в движении, в развитии. Может ли музыка (постоянно находящаяся в развитии и движении) создать образ полного покоя, остановки, тишины? Представьте, что вам нужно написать музыку к этим стихам и подчеркнуть созданный в поэзии образ полного покоя и тишины. Давайте вспомним, какие средства музыкальной выразительности используют композиторы?
Слайд 7.
Дети: Мелодия, темп, тембр, ритм, лад, динамика.
(На слайде появляются названные средства музыкальной выразительности)
Учитель: Какими должны быть средства музыкальной выразительности, отображающие этот образ?
Дети:
– Мелодия – спокойная, плавная, без скачков.
– Лад – мажорный, т. к. там много солнца, света
тепла.
– Темп – медленный или средний.
– Динамика – p, pp,mp.
– Ритм – ровный, не пунктирный.
– Тембр – немного звуков в аккомпанементе,
легкий, высокий голос
Слайд 8.
Учитель: А теперь давайте послушаем, как это сделал профессиональный композитор. Назовите композитора. Что вы о нем знаете?
Дети: Русский композитор, в 1917 году эмигрировал в Америку. Через все творчество Рахманинова проходит тема Родины, русской природы.
(На слайде появляется имя композитора, годы жизни. Можно вспомнить известные произведения Рахманинова)
Учитель: Мы послушаем романс Рахманинова «Островок» (Приложение 1)
Слайд 9.
– Что такое романс? Чем романс отличается от песни?
(После ответов детей на слайде появляется правильный ответ)
Слайд 10.
– Перед вами стоит задача: послушать внимательно романс «Островок» и определить какие средства музыкальной выразительности использовал С.В. Рахманинов в своем сочинении.
Слайд 11.
(Слушание романса Рахманинова «Островок» с использованием видеоролика)
Учитель: Разберем, что совпало с нашими вариантами, сравним.
Дети:
– повторяющиеся интонации;
– неспешное развитие;
– светлый мажор;
– простое сопровождение (несколько раз
повторяющаяся медленно нисходящая гамма)
сочетается с повторяющимися интонациями
мелодии;
– медленный темп;
– тихая, замирающая к концу динамика;
– высокий мужской голос – тенор.
Учитель: Может музыка создать образ покоя, неподвижности, тишины? Вы только что в этом убедились. А сейчас вспомним еще один романс С. В. Рахманинова, мы слушали этот романс в прошлом году.
Слайд 12.
Звучит романс Рахманинова «Весенние воды» на фоне видеоролика. (Приложение 2)
– Как называется романс? О чем текст?
Дети: Романс называется «Весенние воды». Он о весне, о бурных весенних ручьях, о радостном, восторженном, весеннем настроении.
(На слайде появляется правильный ответ)
Учитель: Похож этот романс по образному строю на романс «Островок»? Или это другой образ? Какой?
Дети: В романсе «Островок» музыка
изображает, что в природе все замерло и
остановилось,
а в романсе «Весенние воды» изображается
стремительное, безудержное движение юных сил
весны.
Учитель: Правильно, это два абсолютно контрастных музыкальных образа. Какие средства музыкальной выразительности используются в романсе «Весенние воды» для создания образа безудержного, радостного движения весны?
Дети:
– Видоизменяющаяся, стремящаяся вверх
интонация, скачки в мелодии.
– Быстрый темп.
– Яркая, громкая динамика.
– Богатое, насыщенное сопровождение.
Учитель: Сегодня вы убедились, насколько богаты и многогранны средства музыкальной выразительности. Используя их, композиторы могу создать различные музыкальные образы. На примере вокальной музыки С. В. Рахманинова мы сегодня познакомились с двумя контрастными музыкальными образами. Назовите их еще раз.
Дети: Образ полного покоя, неподвижности и образ безудержного движения.
Слайд 13.
Учитель: С какими романсами созвучны по настроению, образному строю эти картины?
(После ответов детей появляется правильный ответ)
Слайд 14.
Учитель: Давайте вместе сделаем вывод.
Ну и в завершение урока еще одно произведение,
где мы встречаем образ природы. Оно прозвучит
в нашем исполнении.
Исполнение песни о природе по выбору учителя или учащихся.