Контрастные музыкальные образы в вокальной музыке С.В. Рахманинова

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:

  • Развитие творческого воображения и потенциала учащихся.
  • Воспитание любви к природе через использование музыкального, живописного и поэтического материала к уроку.
  • Расширение представления о творчестве русского композитора С. В. Рахманинова.

Задачи:

  • Познакомиться с жанром романса в творчестве С. В. Рахманинова.
  • Закрепить теоретические и практические знания об основных средствах музыкальной выразительности.
  • Раскрыть новые грани контрастных музыкальных образов через восприятие контрастных поэтических и живописных образов.

ХОД УРОКА

Слайд 1.

Учитель: Продолжим наш разговор на тему «Музыкальный образ». Вы уже знаете, что любое музыкальное произведение несет в себе музыкальный образ, иногда даже не один. Сегодня нам предстоит  необычная работа. Сначала я хочу спросить вас:
– Есть ли в нашей жизни что-либо абсолютно неподвижное, не развивающееся?

Дети: Нет. Все что существует в мире – рождается, растет-развивается и умирает.

Учитель: А бывает ощущение полного покоя, неподвижности?

Дети: Да. Но это иллюзия, на самом деле жизнь продолжается.

Учитель: Давайте рассмотрим репродукцию картины художника Борисова-Мусатова «У водоема».

Слайд 2. 

– Что вы видите на картине? (Ответы детей)

Учитель (из ответов учащихся делает обобщение): Синее и белое небо опрокинулось в пруд. Две женские фигуры в позах, исполненных покоя, умиротворения. Густой синий бархат платья перекликается с цветом неба и длинным синеватым барьером, окаймляющим водоем. В солнечном спокойствии «Водоема» дрожит легкая грусть. Художник как бы хочет задержать подольше это мгновение – внутреннее слияние человека с природой.

Слайд 3.

– Какой художественный образ в картине?

Дети: Образ спокойствия, наслаждения тишиной и покоем.

(На слайде появляется правильный ответ)

Учитель: Теперь внимательно рассмотрите репродукцию картины художника Станислава Жуковского «Весенний ручей». Что вы видите здесь? Какое настроение в картине?

Слайд 4.

(Ответы детей)

Учитель (из ответов учащихся делает обобщение): В центре картины мы видим большой весенний ручей, образовавшийся из огромного количества маленьких ручейков. Радостные солнечные блики на воде. Кое-где еще лежит последний снег. Ярко синее небо, ощущение воздуха, свежести. Оживает природа, шумит вода. Радостное, приподнятое настроение.

Слайд 5.

Учитель: Какой художественный образ в этой картине?

Дети: Образ радостного весеннего пробуждения, движения, восторга.

(На слайде появляется правильный ответ)

Учитель: Мы убедились, что художники могут создать контрастные образы в живописи. А может ли создать тот или иной образ поэзия?

Дети: Да.

Слайд 6.

Учитель: Послушайте стихотворение К. Бальмонта. Какое здесь настроение? Какой поэтический образ?

Выразительное прочтение стихотворения «Островок».

Дети: Образ, спящего в лучах солнца, островка. На нем не происходит никаких событий, не бывает гроз и ветров, жизнь как бы замерла, остановилась.

Учитель: Музыка – это особый вид искусства, она всегда находится в движении, в развитии. Может ли музыка (постоянно находящаяся в развитии и движении) создать образ полного покоя, остановки, тишины? Представьте, что вам нужно написать музыку к этим стихам и подчеркнуть созданный в поэзии образ полного покоя и тишины. Давайте вспомним, какие средства музыкальной выразительности используют композиторы?

Слайд 7.

Дети: Мелодия, темп, тембр, ритм, лад, динамика.

(На слайде появляются названные средства музыкальной выразительности)

Учитель: Какими должны быть средства музыкальной выразительности, отображающие этот образ?

Дети:

– Мелодия – спокойная, плавная, без скачков.
– Лад – мажорный, т. к. там много солнца, света тепла.
– Темп – медленный или средний.
– Динамика – p, pp,mp.
– Ритм – ровный, не пунктирный.
– Тембр – немного звуков в аккомпанементе, легкий, высокий голос

Слайд 8.

Учитель: А теперь давайте послушаем, как это сделал профессиональный композитор. Назовите композитора. Что вы о нем знаете?

Дети: Русский композитор, в 1917 году эмигрировал в Америку. Через все творчество Рахманинова проходит тема Родины, русской природы.

(На слайде появляется имя композитора, годы жизни. Можно вспомнить известные произведения Рахманинова)

 Учитель: Мы послушаем романс Рахманинова «Островок» (Приложение 1)

Слайд 9.

– Что такое романс? Чем романс отличается от песни?

(После ответов детей на слайде появляется правильный ответ)

Слайд 10.

– Перед вами стоит задача: послушать внимательно романс «Островок» и определить какие средства музыкальной выразительности использовал С.В. Рахманинов в своем сочинении.

Слайд 11.

(Слушание романса Рахманинова «Островок» с использованием видеоролика)

Учитель: Разберем, что совпало с нашими вариантами, сравним.

Дети:

– повторяющиеся интонации;
– неспешное развитие;
– светлый мажор;
– простое сопровождение (несколько раз повторяющаяся медленно нисходящая гамма) сочетается с повторяющимися интонациями мелодии;
– медленный темп;
– тихая, замирающая к концу динамика;
– высокий мужской голос – тенор.

Учитель: Может музыка создать образ покоя, неподвижности, тишины? Вы только что в этом убедились. А сейчас вспомним еще один романс С. В. Рахманинова, мы слушали этот романс в прошлом году.

Слайд 12.

Звучит романс Рахманинова «Весенние воды» на фоне видеоролика. (Приложение 2)

– Как называется романс? О чем текст?

Дети: Романс называется «Весенние воды». Он о весне, о бурных весенних ручьях, о радостном, восторженном,  весеннем настроении.

(На слайде появляется правильный ответ)

Учитель: Похож этот романс по образному строю на романс «Островок»? Или это другой образ? Какой?

Дети: В романсе «Островок» музыка изображает, что в природе все замерло и остановилось,
а в романсе «Весенние воды» изображается  стремительное, безудержное движение юных сил весны.

Учитель: Правильно, это два абсолютно контрастных музыкальных образа. Какие средства музыкальной выразительности используются  в романсе «Весенние воды» для создания образа безудержного, радостного движения весны?

Дети:

– Видоизменяющаяся, стремящаяся вверх интонация, скачки в мелодии.
– Быстрый темп.
– Яркая, громкая динамика.
– Богатое, насыщенное сопровождение.

Учитель: Сегодня вы убедились, насколько богаты и многогранны  средства музыкальной выразительности. Используя их, композиторы могу создать различные музыкальные образы. На примере вокальной музыки С. В. Рахманинова мы сегодня познакомились с двумя контрастными музыкальными образами. Назовите их еще раз.

Дети: Образ полного покоя, неподвижности и образ безудержного движения.

Слайд 13.

 Учитель: С какими романсами созвучны по настроению, образному строю эти картины?

(После ответов детей появляется правильный ответ)

Слайд 14.

Учитель: Давайте вместе сделаем вывод.
Ну и в завершение урока еще одно произведение, где мы встречаем  образ природы. Оно прозвучит в нашем исполнении.

Исполнение песни о природе по выбору учителя или учащихся.