Апробация экспериментальной модифицированной программы "Основы исследовательской деятельности учащихся начальной школы"

Разделы: Начальная школа


В Образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий. Важными целями образования в этих условиях становятся подготовка учеников к решению проблем в широком круге неопределенных ситуаций, к овладению исследовательской деятельностью, информационными умениями.

Учебная исследовательская деятельность определяется как деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся.

Для начальной школы не характерна дистанционная поддержка исследовательской деятельности учащихся, т.к. они имеют слишком маленький опыт осуществления отдельных элементов такой деятельности. Однако в начальной школе можно создавать базу исследовательской деятельности: 1) методологическую (усвоение структуры исследовательской деятельности и отдельных исследовательских умений и методов, общих и специальных для предмета); 2) общую логическую (работа над общими умственными и логическими умениями); 3) содержательную (овладение предметными знаниями и умениями); 4) субъектную (накопление личностного опыта осуществления исследовательской деятельности). На этой базе легче развивать исследовательскую деятельность учащихся основной школы.

Таким образом, при помощи исследовательской деятельности в школе решается задача развития привычки к умственному труду. Она стимулирует усилия учащихся мыслить самостоятельно, усваивать не только сумму фактов, но как сведения, переработанные их собственными усилиями.

Поэтому занятие исследовательской дельностью поднимает проблемы не только развития личности, но и эмоциональной сферы, интеллектуальных, волевых и морально-нравственных качеств, культуры умственного труда.

В процессе обучения педагогу надо шаг за шагом формировать у учащихся умения и навыки исследовательской деятельности. Прежде всего, надо научить видеть проблему и соотносить с ней имеющийся фактический материал по предмету. Вторым шагом развития исследовательских навыков станет формирование умения выразить проблему в конкретные цели и познавательные задачи, умение выдвинуть гипотезу и построить план исследования, умение анализировать научную и научно-популярную литературу, фото и кинодокументы, пользоваться специальными методами исследования, создавать новые, искать свои пути решения проблемы.

Повышение интереса и внимания к исследовательской деятельности школьников не случайно, т.к. творческая по своей натуре работа, будучи органично включенной, в учебный процесс, может обогатить его, а у ребенка разбудить способность к самостоятельной исследовательской деятельности, научить азам организации процесса самостоятельного познания.

Работая в начальной школе в течение длительного времени, отмечаешь, что исследовательская деятельность занимает значительное место в обучении. На многих уроках применяются задания развивающего характера, требующие исследовательского поведения. Вместе с тем отмечается недостаточное владение учащимися способности оперативно добывать необходимые знания из различных источников информации, у детей мало развиты способности к анализу, сопоставлению фактов, обобщению информации и поиску оптимального пути решения проблемы.

Проблемный анализ деятельности учителя на основе результатов работы с учащимися показал, что в данном классе, многие дети не в полной мере владеют исследовательскими умениями, работают в основном по образцу, затрудняются выполнять задания самостоятельно. Также отмечается противоречие между оценочной системой знаний, когда ребенок должен выдать точную информацию и требованиями социализации.

Опыт работы в начальной школе  показывает, что дети с удовольствием выполняют задания исследовательского характера, дающие развитие творческого подхода к решению различных проблемных ситуаций. При этом достаточно остро встает вопрос, где найти ответы, какой литературой пользоваться, как правильно оформить материал. Это беспокоит не только детей, но и родителей, которые помогают детям в выполнении данных заданий. На уроках не всегда находится время для формирования исследовательских навыков. Решение проблемы в преодолении противоречий и выполнении социального заказа призвана программа «Основы исследовательской деятельности учащихся начальной школы», нацеленной на формирование учебных исследовательских умений младших школьников на основе раскрытия основных характеристик содержания исследования, особенностей его организации и  проведения. Актуальность данной программы объясняется еще и тем, что в данное время, возрастает потребность современного информационного общества, детей умеющих работать с информацией, обладающих способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую деятельность. 

Программа представляет собой образовательный четырехгодичный цикл и предусматривает одно занятие в неделю продолжительностью: в 1 классе – 35 минут, 2, 3, 4 классы – 45 минут. Всего 34 часа в год. Также для формирования исследовательских навыков у учащихся начальной школы созданы следующие условия: возможность использование школьного компонента,  наличие внеаудиторного часа,  кружок «Юные исследователи», работа ШНОУ младших классов «Хочу все знать!», библиотека, компьютерный класс. Данный учебный курс осуществляет взаимосвязь между различными образовательными областями: филология (русский язык, литературное чтение), математика, обществознание (история), естествознание («Окружающий мир»), искусство (музыка, ИЗО), технология, физкультура.

Программа обеспечивается научно-методическими ресурсами: программа «Основы исследовательской деятельности учащихся начальной школы», программа доктора психологических и педагогических наук, профессора МПГУ А.И. Савенкова. Автора системы поэтапных действий по формированию исследовательской культуры школьников, кандидата  педагогических Т.А. Файн, методическими журналами «Исследовательская работа школьников», «Практика административной работы в школе», наличие методической и психологической служб школы.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования – исследовательская деятельность учащихся, обеспечивающая их развитие.

Цель: создание условий для формирования готовности учащихся к исследовательской деятельности и выработке исследовательских умений.

Гипотеза – если обеспечить условие для формирования готовности учащихся к исследовательской деятельности и выработке исследовательских умений, то можно добиться:

  • повышения интереса к учебному процессу;
  • развития логического и творческого мышления;
  • развития творческого подхода к решению различных проблемных ситуаций;
  • приобретения навыка решения познавательных, поисковых задач исследовательским методом.

Задачи:

  • изучить проблему по основам исследовательской деятельности учащихся начальной школы;
  • проанализировать учебный материал по данной проблеме для определения возможности развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка;
  • разработать программу поэтапного формирования основ исследовательской деятельности для учащихся начальной школы;
  • на основе обобщения полученных данных разработать рекомендации для  учителей начальных классов.

Для достижения поставленной цели и решения задач был использован комплекс методов исследования:

  • изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследовательского обучения детей младшего школьного возраста;
  • метод наблюдения, сопоставления, обобщения;
  •  анкетирование родителей;
  • диагностика детей;
  • эксперимент.

Прогноз возможных негативных последствий

Хотя система преподавания строится с учетом психических процессов учащихся, возможностей наилучшего восприятия ими исследовательского материала, отбора научных фактов, понятий, законов и методов научного исследования в соответствии с закономерностями и принципами исследовательского обучения, сам эксперимент – это метод педагогического исследования с заранее неочевидным результатом. Поэтому в реальной образовательной практике могут возникнуть  новые результаты (как положительные, так и отрицательные), не спрогнозированные в гипотезе. Могут возникнуть следующие негативные последствия:

  • возникновение сопротивления новому, на преодоление которых потребуются какие-то дополнительные ресурсы;
  • возникновение внутренних и внешних конфликтов между учителем и учеником, учителем и родителями ввиду разрушения традиционных способов организации учебной деятельности.

Способы коррекции и компенсации возможных негативных последствий:

  • обстоятельное объяснение родителям и ученикам не только сути идеи эксперимента, но и преимуществ данной программы;
  • непосредственное и косвенное включение учащихся и родителей в сам процесс эксперимента.

 Механизм реализации программы

Координацию деятельности по реализации данной программы осуществляет научно-методический совет. Порядок выборов данного научно-методического совета, равно как и советов по реализации других школьных программ, определяется уставом образовательного учреждения. В состав НМС входят: администрация школы, зав. кафедрами, психологическая служба, руководители творческих групп учителей и иные лица, заинтересованные в организации и совершенствовании научно-исследовательской деятельности учащихся.

НМС определяет содержание конкретных мероприятий по реализации программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на эффективность в работе.
Основными исполнителями мероприятий данной программы являются учитель, учащиеся и их родители.

Программа  составлена взаимосвязанными блоками, которые можно представить следующим образом:

I класс

Введение (2 часа).
Умей помочь самому себе. Как стать самим собой.
Память (4 часа). Свойства, виды памяти. Диагностика на слуховую и зрительную.
Ощущения (2 часа). Мостик познания – ощущение.
Внимание (4 часа). Внимание непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.
Мышление (18 часов). Анализируем, синтезируем, обобщаем, классифицируем, сравниваем, делаем умозаключения, сравниваем предметы с противоположными свойствами, определяем последовательность событий,
Связная речь (4 часа). Составление рассказа по картине. Закончи предложение. Составление рассказов по заданным картинкам.

II класс

Работа с текстом. (10 часов).
Структурирование, восстановление текстов, сочинения на заданную тему. Составление плана текста. Виды планов текста. Пересказ текста. Виды пересказов. Публичное выступление. Анализ текстов: сказка, басня, рассказ.
Выводы и умозаключения. (3 часа). Умозаключения по аналогии. Умозаключения и выводы.
Метафора и метафоричность. (1 час).
Дивергентное и конвергентное мышление в исследовательском поведении.(10 часов). Составление рассказов на заданную тему. Сочиняем сказки. Конструирование сказок. Сочинение рассказов по схеме.
Дивергентные задачи на основе приемов творческого воображения. (5 часов). Склеивание. Аналогии. Акцентирование. Типизация.
Наблюдения. (5 часов). Внимание и наблюдательность по одному предмету, по «парным картинкам», содержащие различия.

III класс

Лингвистические умения. (11 часов). Словарь парадоксальных определений. Связные высказывания. Логичные и последовательные ответы. Размышления и анализ, собственные оригинальные выводы. Речевые умения. Словарный запас.
Учимся видеть проблемы. (6 часов). Составление рассказов от имени другого персонажа. Составление рассказов, используя данную концовку. Значения предметов. Наблюдение как способ выявления проблем.
Выдвижение гипотез. (3 часа). Рождение гипотез. Выдвижение гипотез.
Учимся задавать вопросы. (4 часа). Логическая структура вопроса. Уровни креативной  постановки вопроса в ситуациях исследовательского поведения.
Учимся давать определения понятиям. (5 часов). Приемы определения понятий: остенсивное, вербальное. Описание. Характеристика. Сравнение.
Различение. Ограничение и обобщение понятий. Загадки как определение понятий.
Как провести эксперимент. (5 часов). Мысленный эксперимент. Эксперименты с реальными объектами. Оценивание идей. Суждения.

IV класс

Введение. (2 часа). Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, рецензия, научная статья, реферат. Конкурсы.
Методология научного творчества. (12 часов). Основные понятия научно-исследовательской работы: аспект, идея, ключевое слово, методы исследования, научная тема, научное исследование, научный факт, предмет, объект исследования, проблема, умозаключения.
Общая схема научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и задач исследования, объект и предмет исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов. Методы научного познания. Применение логических законов и правил. Поиск информации, виды информации, методы поиска информации.
Этапы работы в рамках научного исследования. (7 часов). Выбор темы, составление плана научно-исследовательской работы, работа с научной литературой, работа с понятийным аппаратом, опытно-экспериментальная работа.
Оформление исследовательской работы. (8 часов). Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы. Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы.
Представление результатов научно-исследовательской работы. (5 часов). Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления, ответы на вопросы, заключительное слово. Публичные выступления в классе, на школьной НПК. Отбор лучших работ и презентация на РНПК.

Учебно-тематическое планирование (Приложение 1)

Ожидаемые результаты

По истечении реализации программы предполагается овладение учащимися следующими операционными исследовательскими умениями:

  • умение пользоваться каталогами, справочно-библиографической литературой, словарями, энциклопедиями;
  • умение работать с книгой: делать выписки, составлять план, выделять главное, писать доклады;
  • умение использовать эмпирические методы научного исследования: наблюдение, анкетирование, беседа, интервьюирование, тестирование, эксперимент;
  • умение статистической обработки данных.

Наряду со сформированными операционными умениями, планируется формирование следующих тактических исследовательских умений:

  • умение быстрой ориентации при поиске новой информации;
  • умение определять наиболее эффективные методы сбора и обработки информации;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • умение формулировать проблему;
  • умение определять объект, предмет исследования;
  • умение выделять цели и задачи;
  • умение выдвигать гипотезу;
  • умение проводить мысленный эксперимент;
  • умение планировать опытно-экспериментальную работу в целом и распределять усилия в процессе осуществления задач исследования;
  • умение использовать теоретические методы научного познания: анализ и синтез, классификация и обобщение, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция, умозаключение, и т.д.

Наряду с формируемыми операционными и тактическими умениями, предусматривается формирование стратегических исследовательских умений:

  • умение видеть место данной проблемы в структуре соответствующей области знаний;
  • умение формулировать обобщенный теоретический принцип, объясняющий сущность явления.

Оценка и контроль результатов

Итоговый и промежуточный контроль включает:

а) выполнение домашних творческих заданий к каждому занятию;
б) проведение исследования и оформление его в виде исследовательской работы;
в) публичная защита подготовленного доклада в классе, на школьной научно-практической конференции и лучшие доклады на районной НПК.

Формы контроля и оценки результатов:

  • первый год обучения: выполнение творческих заданий, участие в школьных предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, конкурсах чтецов;
  • второй год обучения: выполнение творческих заданий и оформление работ в альбоме «Я – исследователь», создание «Портфолио», участие в школьных предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, конкурсах чтецов;
  • третий год обучения: выполнение творческих заданий, проведение небольших исследовательских работ, оформление их в дневнике «Юный исследователь», защита работ в классе, выбор темы исследования на лето, «Портфолио» учащихся; участие в школьных предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, конкурсах чтецов;
  • четвертый год обучения: выполнение творческих заданий, подготовка и защита исследовательской работы в классе, участие в школьной научно-практической конференции, участие в РНПК, оформление лучших работ в сборнике «Мы исследователи», участие в школьных  и районных предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, конкурсах чтецов.

Список литературы:

1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Технология исполнения и оформление научно-исследовательской работы. Учебно-методическое пособие – М.: ЦГЛ, 2006. – 96 с.
2. Воровщиков С.Г. и др. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников: Управленческий и методический аспекты. – М.: 5 за знания, 2008. – 288 с.
3.  Галеева Р.А., Курбанов Г.С., Мельченко И.В. Тренируем мышление. Задачи на сообразительность. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 272 с.: ил. – (Большая перемена).
4. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум – М, 2001. – 48 с.
5. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2008. – 240 с. – (Мастерская учителя).      
6. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 64 с. (Школьное образование)
7. Макаренко З.П. Становление индивидуального стиля исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2004. № 4.
8. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 240 с. (Мастерская учителя).
9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с. – ISBN 978-5-9507-0545-8.
10. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004. – 272 с. (Серия «Психология детства: Практикум»).
11.  Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003.
12. Счастная Т.Н. Подготовка к написанию научно-исследовательской работы // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 4.
13.  Узорова О.В. Самый полный справочник для младших школьников по написанию сочинений и изложений, а также по подготовке устных выступлений на уроках литературного чтения и русского языка: 1-4 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 58 с.
14. Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Практика административной работы в школе. – 2003. № 6.
15. Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников // Практика административной работы в школе. – 2003. № 7. 2004. № 1.
16.  Шевердина Н.А. Новые олимпиады для начальной школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 219 с. – (Здравствуй, школа!»).
17. Шеленкова Т.А. Исследовательский подход в обучении // Завуч. – 2005. № 5.