Учитель истории на каждом уроке ставит задачи, которые решаются на личностном уровне, когда они переживаются как жизненная проблема, а это, в свою очередь, мобилизует и развивает интеллект. Если же цель урока ученику безразлична, начинаются проблемы с дисциплиной, вниманием, «неусвоенностью» материала урока и тому подобное. Личностные функции учеников могут активизироваться содержанием, которое вызывает переживание в осмыслении мира и его истории личностью ученика.
Поскольку основная часть содержания образования далека от актуальных для ребёнка проблем, то и личностно развивающая функция больше декларируется, чем реально реализуется. Это, разумеется, не означает, что в образовательном процессе не развивается личность ученика. Просто его вклад в эту сферу невелик.
В основной школе минимум обществоведческого образования включает в себя компоненты, которые нужны каждому человеку в период личностного становления. Это потребности и способности человека; познание человеком мира и самого себя; духовная жизнь человека и ответственность; человек в группе; межличностные отношения; общение, механизмы взаимопонимания; межличностные конфликты, их разрешение; выбор жизненного пути; проблема смысла жизни.
Технология создания личностно-ориентированной ситуации немыслимы без как минимум трёх задач: 1) диалогичности; 2) познавательной задачи; 3) свободной, творческой, продуктивной деятельности. Диалог – неотъемлемый компонент личностно-ориентированного обучения. Он имеет три уровня: жёстко детерминированное отношение к ответам; обмен независимыми высказываниями; стремление к пониманию другого.
На уроках истории древнего мира в 5 классе на многих уроках возникают ситуации, когда диалог выглядит логическим продолжением темы урока. Это: обсуждение статей древнейших законов, деяний богов и героев мифов, гражданского поведения исторических деятелей, произведений писателей и мыслителей древности и многие другие.
Например, тема «Религия древних египтян» включает вопрос о суде Осириса и о клятве попадающих на этот суд. Вопрос к классу о том, кого египтяне считали хорошим человеком, приводит к дискуссии о критериях «хорошего» в настоящее время. Клятвы египтян в том, что они не совершали дурных поступков и их надежда на лучшую жизнь после смерти в стране мёртвых, приводят к обсуждению учениками вопроса о том, что считалось дурным в древности и что считается дурным сейчас. В теме «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» бурную дискуссию всегда вызывают выдержки из законов и примеры наказаний за разные нарушения в Древнем Вавилоне. С большим интересом учащиеся обсуждают высказывания Конфуция о воспитании китайцев в теме: «Чему учил китайский мудрец Конфуций». В теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» особый интерес вызывают взаимоотношения Ахиллеса и Патрокла; сказание о Троянском коне; злоключения Одиссея и оценка его хитростей во время путешествия домой. Бурное обсуждение пятиклассников вызывает вопрос о воспитании мальчиков в Древней Спарте. Учащиеся отмечают патриотизм спартанцев и воспитание в них прекрасных защитников своего государства, хотя и зачастую невежественных, ограниченных и жестоких людей.
К познавательным задачам можно отнести и такую форму проверки знаний, как разноуровневые тесты по типу ЕГЭ. Далее приводятся образцы таких тестов. Они включают три блока заданий: А, В и С. Тесты блока А оцениваются в 3 балла (10 тестов). В блок В входят вопросы на соответствие исторических дат и правителей государств, анализ документов и дополнение текста пропущенными терминами и многое другое. Оценивается Блок В по 10 баллов за каждый вопрос (всего – 4 вопроса). Блок С состоит из 2-3 заданий – отрывков текстов из документов – которые надо прочитать, проанализировать и ответить на 3-4 вопроса. Одно задание оценивается в 30 баллов. Тестирование проводится по двум вариантам. Тесты и вопросы составляются разного уровня для учащихся с разным уровнем знаний.
Далее приводится образец таких заданий по теме: «Древнейшая Греция. Полисы Греции и древнегреческая демократия». Задания составлены в соответствии с заявленной личностно-ориентированной моделью обучения. Такая работа, начиная с 5 класса, постепенно готовит учеников, в том числе, и к успешной сдаче ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам в конце 9-го и 11-го классов.
Разноуровневое тестирование по теме: «Древнейшая греция. Полисы греции и древнегреческая демократия»
История 5 класс
I вариант
БЛОК А
1. Афины были главным городом:
а) Аттики,
в) Лаконики,
в) Греции.
2. Как называли простой народ в Древней Греции:
а) ареопаг,
б) плебс,
в) демос.
3. Найдите лишнее. На территории греческого полиса находились:
а) город,
б) полноводные реки,
в) поля и пастбища.
4. Кто считается автором поэм «Илиада» и «Одиссея»:
а) Софокл,
б) Геродот,
в) Гомер.
4. Выберите правильный ответ. Спартанцы:
а) были исконными жителями Лаконии, области в Южной Греции,
б) пришли в Лаконию по приглашению её исконных жителей,
в) завоевали Лаконию и подчинили своей власти её исконных жителей.
5. Найдите лишнее. В одежду греков входило:
а) хитон,
б) длинные штаны,
в) гиматий.
6. Олимпийские игры проходили:
а) каждые 10 лет,
б) каждые 4 года,
в) каждые 2 года.
7. В каком году произошла Марафонская битва:
а) 480 г до н.э.,
б) 490 г. до н.э.
в) 776 г. до н.э.
8. Местом проведения конных состязаний на Олимпийских играх был:
а) Акрополь,
б) ипподром,
в) Эрехтейон.
9. Главным занятием спартанцев было:
а) военное дело,
б) ремесло,
в) земледелие.
БЛОК В
1. Вычеркните того, кто лишний в этом перечне: Тесей, Эгей, Минотавр, Осирис, Минос.
2. Вставьте вместо пропуска: «Греки, жившие в Спарте, Афинах, колониях, называли себя_______________________________________».
3. Назовите битву, которая соответствует описанию:
«На месте этой битвы в древности был поставлен памятник со стихами:
О, чужестранец,
поведай спартанцам о нашей кончине:
верны законам своим,
мы здесь костьми полегли».а) битва при Марафоне,
б) битва при Фермопилах,
в) битва при Саламине.
4. Приведите в соответствие определения и термины (один термин будет лишним):
Определения: а) один из 9 выборных
правителей Афин |
Термины: 1) илоты |
БЛОК С
Выполните 1-2 задания:
Задание 1
Прочитайте отрывок из произведения «Солон» древнегреческого писателя Плутарха и ответьте на все вопросы после текста:
«Тогда наиболее рассудительные люди в Афинах , видя, что Солон, – пожалуй, единственный человек, за которым нет никакой вины, который не является сообщником богатых в их преступлениях и в то же время не угнетён нуждою, как бедные, стали просить его взять в свои руки государственные дела и положить конец раздорам».
Вопросы:
1) Почему афиняне доверили Солону
государственные дела?
2) Почему афиняне считали достоинством Солона то,
что он не был беден?
3) Почему афиняне считали, что Солон не был
сообщником богатых?
4) Что сделал Солон для Афин и почему таких людей,
как Солон, мало?
5) Какие качества он сочетал в себе, почему
афиняне считали его «пожалуй, единственным
человеком, за которым нет никакой вины»?
Задание 2
Прочитайте текст «Илоты» – отрывок из сочинения древнегреческого географа Страбона и ответьте на все вопросы после отрывка:
«Завоеватели-дорийцы покорили земледельцев, живших вокруг новой Спарты и превратили их в своих рабов. Эти рабы назывались илотами. Их рабство имело некоторые ограничения: владелец не мог ни освободить их, ни продать за границу. Спартанцы имели в лице илотов род общественных рабов, отводя им поселения и определив повинности».
Вопросы:
1) Определите, кого спартанцы называли илотами?
2) Какие особенности имело рабство в Спарте?
3) Сравните положение рабов в Спарте и в Афинах:
найдите, в чём было сходство и в чём различие?
4) Как спартанцы относились к илотам?
Задание 3
Прочитайте загадку, впишите ответ, а так же ответьте на все вопросы после загадки:
«Состязанья там проходят,
Зрители с трибун не сходят.
И сейчас везде есть он
Во всём мире__________________________»
Вопросы:
1) Когда в Древней Греции прошли первые
Олимпийские игры?
2) В каком городе проводились Олимпийские игры?
3) В каких видах спорта проходили соревнования?
4) Кто мог участвовать в соревнованиях и кто мог
быть зрителем?
5) Как награждали победителей Олимпийских игр?
II вариант
БЛОК А
1. Отметьте главную особенность природы Греции:
а) гористая местность,
б) большие полноводные реки,
в) маленькая протяжённость береговой линии
2. Кого называли архонтами в Афинском поливе:
а) правителей,
б) народ,
в) переселенцев
3. Когда были приняты законы Солона:
а) 525 г. до н.э.
б) 594 г. до н.э.
в) 776 г. до н.э.
4. Кто управлял Спартой:
а) совет старейшин,
б) фараон,
в) ареопаг
5. Полис – это:
а) область в Южной Греции,
б) небольшой самостоятельный город-государство в Греции,
в) город на острове Крит
6. Олимпийские игры древние греки посвящали богу:
а) Зевсу,
б) Гермесу,
в) Аполлону
7. Укажите причину греко-персидских войн:
а) завоевательная политика персов,
б) ненависть греков к персам,
в) стремление греков расширить свою территорию
8. Кир – Дарий – Ксеркс. Что объединяет эти имена:
а) это правители Греции,
б) это правители Египта,
в) это правители Персидской державы
9. В каком году произошло сражение у острова Саламин:
а) 490 г. до н.э.,
б) 480 г. до н.э.,
в) 313 г. до н.э.
10. Единственным полисом Греции, не имевшим крепостных стен, т.к. жители считали лучшими стенами могучие тела своих воинов, была:
а) Олимпия,
б) Мессена,
в) Спарта
БЛОК В
1. Приведите в соответствие определения и термины (один термин – лишний):
Определения: а) простой народ |
Термины: 1) Арес |
2. Назовите город-государство, который соответствует этому описанию:
«Греки не любили приезжать в этот город. В нём не было ни роскошных зданий, ни статуй на площадях. Мужчины были одеты в одинаковые одежды, а мальчики бегали полуголыми н необутыми, всегда голодными и готовыми подчиниться строгой команде самого храброго из них».
Ответ: _____________________________
3. Вставьте слова вместо пропусков:
«Олимпийские игры проходили один раз в _____ года в городе ___________________________. На время игр во всей Греции запрещались ____________. Игры продолжались в течение ________ дней. Победителя награждали венками из _______________. В честь победителя в его родном городе ставили __________________________.
4. Прочитайте загадку и дайте ответ, о ком она:
Он написал про Илион и Одиссея,
И греки его чтят, любя.
Но до сих пор гадают, где, когда
Он сочинял поэмы, там живя.
Ответ: ____________________
БЛОК С
Выполните 1-2 задания:
Задание 1
Прочитайте текст «Вперёд, сыны Эллады!» – фрагмент из трагедии «Персы» древнегреческого поэта Эсхила и ответьте на все вопросы после текста:
Весь флот спешил, и слышен в то же время
Был громкий крик: «Вперёд, сыны Эллады!
Спасайте родину, спасайте жён.
Детей своих, богов отцовских храмы,
Гробницы предков: бой теперь – и всё!»
Вопросы:
1) Найдите в тексте слова, которыми греки
призывали друг друга в бой.
2) Почему греки оказывали персам упорное
сопротивление? Найдите ответ в тексте.
3) За что сражались древние греки в борьбе с
персами? Что они защищали?
Задание 2
Прочитайте отрывок из «Политии» – произведения древнегреческого философа Аристотеля – и ответьте на все вопросы после текста:
«В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (т.е. власть немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жёны... на арендных условиях они обрабатывали поля богачей.Вся же вообще земля была в руках немногих...Если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих, и детей...Самым тяжёлым и горьким для народа было рабское положение... В виду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных».
Вопросы:
1) Кто управлял государством?
2) Кому принадлежала вся земля в государстве?
3) За счёт чего жили бедные?
4) Что происходило с тем бедняками, которые не
могли заплатить арендную плату?
5) Как простой народ выражал своё недовольство?
Задание 3
Прочитайте слова древнегреческого аристократа «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял» и дайте ответ на все вопросы:
Вопросы:
1) К каким событиям в истории Древней Греции VIII-VI
вв. до н.э. относится это высказывание?
2) Почему многие аристократы покидали Грецию?
3) Где они находили новое местожительство?
4) Как назывался этот процесс?
Список использованной литературы:
- Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. Ростов-на-Дону, 2006.
- Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории древнего мира. 5 класс. М.,2005.
- Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 класс. Учебно-методическое пособие. М., 2002.
- Ванина Э.В. История древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь. М., 2010.
- Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. Учебник для 5 класса. М., 2010.
- Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. 5 класс. Пособие для учителя. М., 2003.
- Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. 5 класс. М., 1996.
- Кишенкова О.В. Сборник тематических тестов по истории древнего мира. 5 класс. М.,2006.
- Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира. Методическое пособие. М.,2003.
- Максимов Ю.И. Тесты по истории древнего мира. 5 класс. 2010 г.
- Саплина Е.В., Саплин А.И. История древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь. М.,2008.
- Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории древнего мира. 5 класс.М.,2004.
- Цветкова Г.А. Тематический контроль по истории. Древний мир. 5 класс. М., 2002.