Урок по предмету "Окружающий мир". Жизнь луга

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • сформировать у детей представление о природном сообществе – луг: растениях и животных луга, их взаимосвязи.
  • развивать мышление, память, речь детей, способность выдвигать гипотезы, приводить аргументы.
  • развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ.
  • учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания.
  • воспитывать бережное отношение к природе.
  • формировать представление о правилах поведения на лугу.

Оборудование: 

  • Презентация (Приложение 1);
  • интерактивная доска;
  • учебник «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой;
  • карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Тест (Приложение 1), слайды 1, 2)

1. Рассмотреть внимательно картинки и записать на карточке название сообществ. 
2. Самопроверка.

III. Изучение нового материала

1. Введение в тему

У. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы подумайте, какая же тема нашего урока?

Нынче удались цветы повсюду,
Вволю им дано покрасоваться
Я смотрю на землю, как на чудо,
Просто не могу налюбоваться.
Вот раскрылся лютик милый, милый,
А на холм, где расцвела ромашка,
Где калина руки заломила,
Вышел  клевер в розовой рубашке!
О чем это стихотворение?

Итак, тема нашего урока “Жизнь луга” (Приложение 1, слайд 3)

2. Особенности природного сообщества – луг

У.

Давай пройдемся медленно по лугу
И “здравствуй” скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

У. Закройте глаза. Представьте, что сейчас лето. Ярко светит солнце. Мы выходим на пестрый луг. Дует легкий, приятный ветерок. Он перемешал ароматы множества цветов.
Прислушайтесь и присмотритесь. Здесь вы увидите целый мир.
В каждом крае есть немало мест, где растут только одни травянистые растения. Небольшие участки с травянистой растительностью обычно называют – лужайками, большие – лугами.
Часто луга расположены по берегам рек, озер. Эти луга – одни из лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются – заливные. В половодье луга заливаются вешними водами, летом в их почве много влаги. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут – вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, т.к. в половодье жильё может быть залито. (Приложение 1, слайд 4)
Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчелы, гудят шмели. (Приложение 1, слайд 5)

3. Растительность луга

У. Какие растения луга вы знаете?
Наверное, нигде нельзя встретить такого разнообразия трав, как на лугу. Среди них много растений, похожих на пшеницу, рожь, ячмень. Это мятлик, лисохвост, тимофеевка. Они являются ценными кормовыми растениями.

4. Сообщение о луговых травах (Приложение 1, слайд 6)

У. Листья у луговых трав узкие и длинные. Луговые травы растут ярусами – этажами; выше всех светолюбивые; нижние – теневыносливые. Эти растения довольно-таки неприхотливы. Почти все они не имеют длинных корневищ и растут в виде рыхлого куста.
Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер луговой и мышиный горошек. (Приложение 1, слайд 7)

– О клевере нам расскажет…

Белый клевер не так высок, как красный, и головка у него поменьше, чем у красного. Покороче и трубочки цветов. Вот почему над лугом, где растет белый клевер, всегда много пчел.
Красный клевер живет два года, и если за эти два года у него ни разу не созреют семена, то на лугу этого растения можно больше и не встретить.
А вот белый клевер – растение многолетнее. Из года в год будет он расти на одном и том же месте, даже если у него не созреют семена. Белый клевер лучше красного переносит и холода, и засуху, словом, он всем хорош, но вот меньше красного клевера. И поэтому на лугу, где растет белый клевер, меньше косят сена. Придите к вечеру на луг, где растет клевер, и увидите, что листочки клевера приподнялись кверху и сложились. Так листья клевера спасаются от ночного холода.

 – С мышиным горошком нас познакомит…

Мышиный горошек – это растение, очень похожее на горох. Только листочки у него поменьше, цветочки помельче и горошинки совсем маленькие. На концах листьев у мышиного горошка тонкие и гибкие усики. Коснется такой усик стебелька другого растения и сразу начинает обвиваться вокруг него. Так и растет – ведь стебелек у мышиного горошка совсем слабенький, вот и приходится ему опираться на “соседей”. Цветы у мышиного горошка синие или фиолетовые. В цветах много нектара, поэтому и относятся пчеловоды с большим уважением к мышиному горошку. К тому же, растение это очень хороший корм и для коров, и для овец, и для лошадей.

У. На лугу очень много цветущих растений – синих, желтых и красных. К ним относятся и одуванчики, и ромашки, и колокольчики и многие другие.

Отгадайте загадку:

Держит девочка в руке
Облачко на стебельке (Одуванчик)

(Приложение 1, слайд 8)

У.

Носит одуванчик желтый сарафанчик,
Подрастет, нарядится в беленькое платьице,
Легкое, воздушное, ветерку послушное.

Желтыми россыпями сияет он, куда ни глянь. Луг, на котором растут эти цветы,  становится веселым и радостным. Об одуванчике нам расскажет...

Сообщение об одуванчике  

Расцветают одуванчики еще в апреле. Но и теплой осенью отыщите вы эти золотые цветы. Растут одуванчики по всей нашей земле, и в каждом месте их называют по разному. То зубной травой, то молочниками, то пуховиками. Зубной травой называют одуванчик за целебные свойства. С помощью одуванчиков до сих пор лечат самые разные болезни. Молочником называют одуванчик за белый, как молоко, сок. Коровам, кроликам одуванчики по вкусу. Ну, а пуховиками называют одуванчики за их пуховички. Желтая головка одуванчика – это целая корзиночка маленьких цветочков, и вместо каждого из них появляется пуховичок-парашютик. На таких пуховичках-парашютиках при первом же ветерке и отправляются путешествовать семена, но только в ясную погоду. На ночь и при дожде парашютики складываются в плотную трубочку.

5. Работа по учебнику по вариантам, стр. 119-120

У. Рассмотрите рисунки на 119-120 страницах. Какие растения вы видите? Найдите, что говорится о… 1 в. – фиалке трехцветной, 2 в. – тысячелистнике, 3 в.– доннике. Прочитайте!

У. Еще один красивый цветок растет на наших лугах – это зверобой. (Приложение 1, слайд 9)

Этот многолетник в народе снискал славу главной врачебной травы, средством от 99 болезней, лекарством от всех недугов. Он обладает противомикробным действием, целебен в свежем и сухом виде, без него не обходится ни одна смесь лекарственных трав. Применяют как ранозаживляющее средство, лечат язвы, ожоги и гастрит. Оно, хотя и целебное, но ядовито для животных – само название предупреждает об этом. Сено из него вызывает на коже у скота болезненные раны.

У. На лугах растут и ядовитые растения, например, лютик едкий, чемерица, вех ядовитый. (Приложение 1, слайд 10)
А с лютиком нас познакомит...

На весеннем лугу растет очень много разных лютиков. Есть тут и лютик едкий, и лютик жгучий, и лютик ядовитый.
За что же эти веселые цветы получили такие странные имена? Сок у всех лютиков ядовит – попадет на кожу, и это место будет жечь, щипать, да и само название лютик обозначает жестокий. Иногда лютики называют еще куриной слепотой. А откуда это название?
В сумерках куры видят плохо и тычутся из стороны в сторону будто слепые. И поэтому еще до наступления вечера забираются на насест, где проводят ночь. Очень рано “отправляются на покой” и лютики – еще задолго до наступления сумерек цветочки их закрываются и наклоняются к земле. Отсюда и пошло название цветов – куриная слепота.

6. Физминутка

– Я предлагаю вам выйти из-за парт и немного подвигаться: Пройдём немного (ходьба на месте). Увидели цветок. Присядем, рассмотрим его. Двигаемся дальше. Увидели цветок на кусте сирени. Вдохнём аромат, рассмотрим цветок. И бегом за парту. Сядем и продолжим урок.
Мы сейчас увидели столько много цветов, а в руках у нас нет ни одного. Почему? (...)

Мы не будем рвать цветы –
Это капли красоты!
Пусть они растут, цветут,
Радость нам они несут!

7. Животные луга

А) Насекомые.

У. Богат и разнообразен также животный мир лугов. (Приложение 1, слайд 11).

У. Найдите и прочитайте в учебнике на 124 странице,  кто такие насекомые.
– Расскажите, что вы узнали?

У. В зелени трав находятся питающиеся растениями гусеницы бабочек. Здесь же находят корм разноцветные бабочки: махаон, зорька, голубянка.
– О бабочках очень хорошо рассказывается в учебнике на 125 странице.  Прочитаем. (Чтение вслух по абзацам). Рассмотрите их на 126 странице.
– Что можно о них сказать? Как бабочки летают? (Порхают)

8. Физминутка  (сидя за партой)

– Кроме бабочек на лугу пристроились и другие насекомые. Кто это? Угадайте! (Приложение 1, слайд12)

У. А это кто? (Приложение 1, слайд 13)

У.

В траве сидел кузнечик,
Совсем, как огуречик, зелененький он был…

Д.

На лужайке жарко стало.
Дремлет каждая травинка.
Звонко вдруг застрекотала швейная машинка.
Сгорбив худенькие спинки,
Подымая плечики,
На невидимой машинке шьют в траве...”

9. Чтение по учебнику (самостоятельно) стр.127.

У. Что узнали нового для себя? (Высказывания детей по одному предложению).

У. На лугу всем хватает пищи. Много здесь и пауков. Они могут жить везде, только бы были растения, которые служат опорой для плетения паутины. Пауки – хищники. Они не насекомые, т.к. у них 8 ног (Приложение 1, слайд 14)

Б) Птицы.

У. Насекомые луга являются пищей для птиц. Каких же птиц мы встретим на лугу? (Приложение 1, слайд 15): жаворонок (пение);
(Приложение 1, слайд 16): коростель, перепел (Чтение о птицах материала на листочках)

Перепел – наряд у перепела скромный, но для глаз удивительно приятный: по коричневому фону разбегаются беловатые и черные пестринки, горлышко – шоколадное. Летать перепел не любит. Собирает на земле опавшие семена, насекомых тоже не пропускает, охотно купается в пыли. Когда придет пора строить гнездо, выкопает перепелка неглубокую ямку, натаскает туда травинок – вот и все гнездо.

Коростель – питается он разным кормом: ловит насекомых, собирает семена, с удовольствием склевывает молодые проростки трав. Гнездо прячет в густой траве, откладывает в него до 10 яиц. Птенцы у коростеля удивительные: на цыплят похожи, но черные.

У. Что нового вы узнали о луговых птицах?

В) Звери.

У.  Каких вы знаете зверей? Что вы о них знаете?

У. То тут, то там на лугу встречаются холмики – это кротовины. (Приложение 1, слайд 17) О кроте нам расскажет…

Крот всю жизнь проводит под землей, он редко выходит на поверхность. Как землекоп,  он не знает себе равных. Все в нем приспособлено для подземной жизни: гладкий, короткий мех (чтобы за землю не цепляться, но он быстро вытирается – линяет крот 3 раза в год), передние лапы – настоящие лопаты, кисть вывернута наружу, чтобы удобнее было копать. Крот делает подземные ходы двух видов: гнездовые, в которых он отдыхает, и кормовые. Чуткое обоняние указывает кроту, в каком направлении копать, чтобы добраться до дождевого червя, гусениц и куколок бабочки и другого корма. Порой охотится крот и на земле, шаря носом по опавшим листьям и мху. В спячку кроты не впадают. В малоснежье они гибнут. У крота много врагов: лесная куница, сова, лисица и другие. Крот приносит большую пользу, поедая вредных насекомых в почве. Роя землю, он способствует ее увлажнению. Но все же крот причиняет и вред: повреждает корневую систему растений, поедает дождевых червей”.

Г) Травоядные животные

У. На лугу мы встречаем и травоядных животных (Приложение 1, слайд 18).

10. Луга и человек

У. Что дают луга человеку?

Д. Продукты (ягоды, грибы, мёд), молокопродукты, мясо, шерсть, лекарства, сено для домашних животных, места для отдыха.

У. Как вы думаете, можно ли жечь сухую траву? Почему?

IV. Закрепление

У. А сейчас мы у себя в классе “вырастим” луг. На доске плакат, на который мы должны “посадить” растения, которые встречаются на лугу. А потом и животных, для которых луг является родным домом. (Работа в группах)

У. Луга – стол и дом для насекомых, птиц, грызунов. Луга дают корм домашним животным, продукты питания, материалы для одежды человеку, места отдыха, лекарства. Луга нуждаются в уходе и охране. (Приложение 1, слайд 19)

V.  Итог

Интервью берет ученик.

– Скажите, что вы узнали о луге? (Несколько человек)
– Как нужно относиться к лугу и его обитателям?
– Понравился ли вам урок?

У. Всем большое спасибо (Приложение 1, слайд 20)