1 . Вступительное слово директора. Мы живём в 21 веке, когда информация перешла в разряд важнейших универсальных категорий общественного развития, возрос её объём. Сегодня мы можем говорить о появлении нового – дистанционного этапа в коммуникации людей. Благодаря современным технологиям коммуникация приобретает всё более интенсивный характер, и сегодня от того, насколько оперативно люди ( или организации) обмениваются информацией, зависит характер отношений между ними и успешность их совместной деятельности.
Как считают специалисты, специфика человеческой коммуникации заключается в том, что в процессе общения информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается ( Г.М.Андреев). В ходе взаимодействия люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и др. Основная цель информационного обмена в коммуникативном процессе – выработка общего смысла, согласия по поводу различных проблем и явлений.
Готово ли сегодня наше образовательное учреждение к осуществлению этого важного процесса? ( информационного обмена)
Готовность к осуществлению какой-либо деятельности в науке называется компетентностью. Следовательно, можно говорить об информационной компетентности.
Компетентность – способность к активной, самостоятельной обработке информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств, а также технические навыки использования компьютеров, оперирование с визуальным представлением информационных процессов и моделей. В состав информационной компетентности входят умения, относящиеся к публичным выступлениям, использование библиотек на бумажных и электронных носителях, аудиовизуальное восприятие телевизионной рекламы, осмысленное запоминания фактов. Это предъявляет новые требования к построению образовательного процесса в школе.
От уровня информационной компетентности всего педагогического коллектива зависит качество социальных связей и прежде всего – связи с семьёй, так как родителя учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.
Сегодня современная семья (особенно молодая) обладает довольно высоким уровнем информационной, но относительно низким уровнем психолого-педагогической компетентности, специалистам необходимо научиться взаимодействовать с ней на понятном и привычном языке с помощью современных средств коммуникации. В этом случае значительно возрастает уровень сотрудничества с семьёй для достижения общих целей в развитии и воспитании детей.
Когда родители охотно включаются в образовательный процесс?
Ответы учителей: Если понимают смысл и видят продуктивность взаимодействия со школой.
Когда родители проникаются уважением к школе?
Ответы учителей: Когда она сама стремится помогать им. Сегодня родители оказались под своеобразной «информационной лавиной», им, как никогда, необходим доброжелательный и компетентный проводник в мире образования и воспитания. Это позволит каждой семье выстроить собственную педагогическую стратегию. Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Им требуется комплексное сопровождение, которое на разных ступенях образования ребёнка должно иметь разную интенсивность, объём и направленность. Одно лишь должно оставаться неизменным: родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное развитие взаимодействия с ней. Системой же можно назвать только совокупность связанных между собой элементов, объединённых общей целью функционирования, единства управления и выступающих как целостное явление во взаимодействии со средой. Работа должна строится не от праздника к празднику, а иметь своеобразную мотивационную сетку, когда родители вместе с педагогическим коллективом и постепенно становятся готовыми к партнёрскому взаимодействию. Сегодня в школе есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни.
Чем наша школа может быть полезна родителям?
Как помочь семье стать компетентной в выборе образовательного маршрута ученика, в подборе средств его освоения, в самообразовании родителей как воспитателей своих детей?
Образовательный уровень многих родителей достаточно высок
Они охотно учатся и переучиваются, многие осваивают новые профессии или постоянно повышают свою квалификацию. Очень часто взрослые не в состоянии помочь своему ребёнку не из-за лени, а из-за плохой информированности о том, что и как конкретно требуется сделать и какую пользу принесёт то или иное мероприятие.
При построении системы работы с семьёй всем членам коллектива необходимо определиться со своей позицией в отношении семьи ( субъект-субъектная или объект- объектная) и осознать её.
Если коллектив придерживается субъект-субъектной позиции – это значит, что в процессе взаимодействия он выступает в роли своеобразного навигатора, помогающего семье обнаружить и использовать имеющиеся ресурсы. В современной науке такая позиция называется тьюторской.
Вовлечение семьи в образовательный процесс способствует разделению ответственности за конечный результат и снижению нагрузки на обе стороны.
Специальная работа по подготовке семьи к сотрудничеству необходима прежде всего для образовательного учреждения.
При проектировании сотрудничества с родителями складывается как минимум два направления:
- Работа, направленная на помощь родителям в воспитании и образовании их детей;
- Работа, направленная на стимулирование (получение ) помощи от семьи.
Если эти направления выстроены грамотно и находятся во взаимосвязи, можно говорить о том, что система существует и что ресурсы семьи используются максимально. Только взаимообмен может поставить субъектов в равные условия, а значит, позволит создать поле для сотрудничества и далее для партнёрства.
Система работы с семьёй включает шесть направлений:
- Изучение
- Совместная деятельность
- Обучение
- Консультирование
- Просвещение
- Информирование
Приложение № 1. Диаграммы.
Комментарий: Процесс изучения и информирования должен охватывать всех родителей ( 100%), а вот контингент следующих по ступеньке направлений определяется на основе изучений запросов родителей. В результате появляется информация о наиболее активных родителях ( заинтересованных, располагающих временем), готовых принимать участие в совместной деятельности. Естественно, что привлечение родителей должно быть адресным и посильным для семьи.
Изображение системы работы с семьёй в виде лесенки не случайно. Оно символизирует и ещё одну закономерность: на начальном этапе усилия ( активность) образовательного учреждения в отношении семьи должны быть гораздо большими, чем ответная реакция родителей. Только постепенное накопление родителями знаний и умений, повышение доверия к педагогам приведут обе стороны к полноценному партнёрству.
На диаграмме видно, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно они должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству. ( на диаграмме синий цвет – деятельность школы, красный – деятельность родителей).
О взаимодействии с семьёй мы говорили на педагогическом совете прошлого года.
«Профессиональное кредо классного руководителя» 31.03.2009
Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями как социальными партнёрами, с учётом их запросов, степени социальной активности и уровня психолого-педагогической компетентности.
Особое значение имеет уровень готовности родителей к построению партнёрских отношений со школой.
2. Выступление педагога-организатора Авраменко Е.В. о степени готовности семьи к построению партнёрских отношений со школой.
Во втором полугодии 2009-2010 учебного года проводилось анкетирование родителей учащихся 5-7 классов. В анкетировании приняло участие 156 человек.
Цели анкетирования:
- выявить степень удовлетворенность родителей воспитательной деятельностью школы;
- выявить степень активности родителей во взаимодействии со школой.
Первая часть анкеты позволила оценить уровень удовлетворенности родителей различными сторонами школьной жизни детей. Для оценки различных сторон школьной жизни учеников предлагалась 4-х бальная система: 3 – очень доволен 2 – доволен 1 – не совсем доволен 0 – недоволен. Приложение № 2. Таблица
Данные таблицы свидетельствуют о достаточно высоких оценках удовлетворенности родителей различными сторонами школьной жизни детей. Первые позиции занимают разнообразные взаимоотношения в школе. На последних позициях – удовлетворенность воспитанностью и отношением детей к учебному труду.
Вторая часть анкеты позволила выявить актуальность для родителей различных мероприятий, их ожидания и запросы. Родителям предлагалось ответить на вопрос: «Если бы Вы были директором школы, что бы Вы сделали обязательно для того, чтобы дети росли хорошо воспитанными?» (ответ ДА или НЕТ). Сводная таблица результатов позволяет проанализировать установки родителей более подробно. Приложение № 3. Таблица.
Данные таблицы позволяют сделать вывод о высокой активности родителей во взаимоотношении со школой (на основании общего количества положительных выборов), что в свою очередь говорит о готовности родителей к сотрудничеству со школой. Родители имеют достаточно активную позицию, они готовы взаимодействовать с педагогами и школой в целом.
Предложенный выше список мероприятий помогает выявить установку родителей на тот или иной тип организационной культуры школы.
Актуальная культура школы | Кол-во выборов, % |
Школа – община | 58 |
Школа – научный центр | 51 |
Школа – фабрика | 43 |
Школа – супермаркет | 34 |
Школа – община – «школа хорошего воспитания», которая культивирует диалог, диалогические отношения семейного типа. Школа – научный центр – «школа хорошего обучения», где все учатся всему и где выражена ценность творчества. Школа – фабрика – традиционная школа, строгая и требовательная, сводящая к минимуму все личностные проявления участников образовательного процесса. Школа – супермаркет – школа по типу товарно-денежных отношений, оказывающей услуги.
Данные таблицы позволяют говорить о том, что родители в первую очередь ориентированы на школу-общину, ждут от школы качественной воспитательной работы, личного участия и нравственного примера для своего ребенка.
3. Выступление директора школы.
Родители – партнёры
Школа должна проектировать долговременную стратегию совместной деятельности, понимая, что позитивное сотрудничество «здесь и сейчас» будет влиять на её репутацию и формирование ресурсной базы в дальнейшем. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.
Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.
Реальные партнёрские отношения с родителями строятся поэтапно.
Приложение № 4. Схема «Динамика изменения отношения школы к родителям»
Приложение № 5. Этапы социального партнёрства.
Рассмотрим каждый этап социального партнёрства.
Знакомство
На этом этапе определяются общие цели, ценности и ресурсная база образовательного учреждения и родителей. Наличие общих целей – важный фактор для построения партнёрства, так как если родители больше ориентированы, к примеру, на предметное обучение, а школа – на развитие социальных навыков детей, то конфликт неизбежен: у родителей будет много претензий и к содержанию обучения, и к формам воспитательной работы с детьми.
Общие ценности понимаются здесь как принципы ( способы) достижения цели. В современном обществе особую актуальность приобретают гуманистические ценности - толерантность, уважение, свобода выбора.
Определение взаимной полезности – изучение возможностей ( ресурсов) друг друга.
На первом этапе необходимо провести два мероприятия: мониторинг родительских запросов и ресурсов и собственный ценностный аудит.
Как правило, у каждой школы есть своё представление о своих приоритетах в образовании детей.
4. Задание. У каждого есть представление о своих приоритетах в образовании детей. Удовлетворить запросы всех невозможно. «Самое смешное желание – нравиться всем» (Гёте) Обсудите в группе и представьте своё видение сильных сторон школы, её уникальности. ( слоган, предложение, небольшой текст, который можно разместить в холле школы, на сайте, в специальном буклете).
Сильные стороны школы, по мнению учителей: «личностное, гуманное отношение к учащимся», «творческий педагогический коллектив», «отсутствие конфликтов «учитель- ученик», «школа – семья, династия», «администрация - пример для всего коллектива», «субъект-субъектные отношения между учащимися и педагогами». «Школа сильна своими традициями». «Маленькая школа семейного типа». «Каждый ученик – личность, каждый учитель – творец». «Учись состязаться, развиваться, давай пример»!
5. Выступление директора.
Согласование целей и ценностей позволит обеим сторонам – и школе, и семье - начать путь к объединению ресурсов. Для социального партнёрства школы и родителей важно понятие общего вклада и разделение ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Но желание родителей сделать этот вклад возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательному учреждению.
Формирование доверия происходит при наличии трёх основных факторов:
- Порядочности (соблюдение этических норм и договорённостей)
- Поддержки ( тех, у кого необходимо вызвать доверие)
- Продуктивности
Что даёт детям развитие социального партнёрства между семьёй и образовательным учреждением?
- Знания в предметных областях
- Развитие общеучебных и социальных навыков
- Рост самоуважения (гордость за родителей)
- Психологическая комфортность ( в том числе в детской среде)
- Обретение новых материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов
- Могут существенно измениться отношения
Информационная работа с семьёй в образовательном учреждении
Информация имеет несколько качественных свойств: 1.Объективность.2.Достоверность.3.Полнота.4. Точность. 5. Актуальность. 6. Полезность.7. Ценность.8. Своевременность.9. Понятность. 10. Доступность.11.Краткость
Способы передачи информации и её видов:
- По времени: ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная;
- Функциям управления: аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная;
- Источникам поступления: внутришкольная, ведомственная, вневедомственная;
- Целевому назначению: директивная, ознакомительная, уведомительная, рекомендательная;
- Способу передачи: устная, письменная, дистанционная;
- Типу представления: текстовая, графическая;
- Объёму: краткая, подробная;
- Количеству реципиентов: массовая, групповая, индивидуальная;
- Типу влияния на реципиента: побуждающая к определённым действиям; нейтральная, успокаивающая, мотивирующая;
- Месту проведения: стендовая, раздаточная, информация-объявление;
- Виду носителя: бумажные, электронные;
- Целевой группе: для семьи в целом, отдельных членов семьи, педагогов, учащихся и т.д.
Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.
Насколько эффективна информационная работа в нашей школе?
Один из способов проверки – анализ школьных дневников.
Параметры анализа школьных дневников:
Информация о владельце (возраст, пол, успеваемость)
Целевая группа (родители, отдельные члены семьи)
Авторы (классный руководитель, учитель-предметник, социальный педагог)
Цели сообщений;
Содержание:
- Тип информации (информирование, жалоба, просьба и т.д.)
- Соотношение характера информации (негативная/позитивная, нейтральная)
- Соотношение конструктивной/неконструктивной информации;
- Количество записей на условную единицу времен( неделя, четверть)
- Наличие характера обратной связи от семьи ( подпись, ответное сообщение)
- Стиль текста (директивный, недирективный)
Грамотность записей;
Иллюстрации ( цитаты, характерные записи)
6. Выступление заместителя директора по УВР Сергиной Л.Н., заместителя директора по ВР Капустиной Е.А.
7. Задание: Анализ информационных источников ( стендов школы) по следующим параметрам:
- Тип
- Целевая группа
- Назначение
- Авторы (если есть)
- Содержание
- Грамотность
- Дизайн
- Соответствие содержания целям
- Психолого-педагогическое влияние на целевую и нецелевую аудиторию.
Работа в группах. Заполнение таблицы. Предложения. Обсуждение.
Приложение № 7. Таблица.
Приложение № 8 Презентация. Информационные источники (стенды).
8. Работа в группах. Заполнение таблицы. Составление плана-проекта информационной работы ОУ на 2010-2011 учебный год.
9. Анкета « Изучение информационных запросов педагогов»
Подведение итогов педагогического совета. Как однажды отметил У.Черчиль, «учителя обладают такой властью, о которой министры могут только мечтать». Но этой властью стоит поделиться с родителями, и от этого только выиграют основные участники образовательного процесса – дети.
Решение педагогического совета.
- Включить в план воспитательной работы на 2010-2011 учебный год совместные мероприятия с родителям ( 4 мероприятия). Ответственные: классные руководители.
- Включить в план воспитательной работы школы на 2010-2011 учебный год совместные мероприятия с родителями: «Весёлые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья». Ответственные: заместитель директора по ВР
- 15 мая – день семьи. Провести спортивные соревнования, праздники. Ответственные: заместитель директора по ВР, учителя физической культуры.
- Разработать план-проект информационной работы школы на 2010-2011 учебный год. Ответственные: администрация.
- Проанализировать анкеты педагогов «Изучение информационных запросов». Составить план информационной работы. Ответственные: администрация.
- Провести анкетирование родителей: «Изучение информационных запросов родителей». Ответственные: заместитель директора по ВР Капустина Е.А., педагог-организатор Абраменко Е.В.
Литература:
- Хоменко И.А. Система работы образовательного учреждения с семьёй. Часть 1. Информирование. – М.: Сентябрь, 2009. – 160с.
- Хоменко И.А. Система работы образовательного учреждения с семьёй. Часть 1. Изучение семьи. – М.: Сентябрь, 2010. – 160с.