Путь к успеху

Разделы: Иностранные языки


«Что такое успешность и успешны ли вы?» – тема, которая была предложена для обсуждения на сайте в контакте, в нем  принимали участие как учителя так и учащиеся нашего лицея. Я хочу привести несколько примеров-ответов на этот вопрос наших учеников.

Иван Самылов, выпускник лицея 2008–2009 г.:

«Наверное, успех – это соответствие ожидаемого и действительного. Если человек чего-то долго хотел и достиг этого, то его считают успешным. И понятие это, как я считаю, не социальное, а философское, так как неважно, что говорят другие, а важно, достиг человек того, что хотел или нет.»

Анюта Денежкина, ученица 10б класса:

«Успешность – это самореализация человека в определенной деятельности. Достижение главной цели приносит долгожданный результат. Успех – постоянный, каждодневный труд (как говорила нам всегда учитель русского языка и литературы Нина Михайловна). Я считаю успешным человеком того, кто нашел свое место в жизни, но в то же время не стоит на  одном месте. Он постоянно расширяет свой кругозор, получает новые знания, стремится к покорению новых вершин...»

Я полностью согласна с ребятами, что 'He that would eat the fruit must climb the hill'.

Хочу немного рассказать о том, как шла к успеху своих учеников. Всегда буду помнить свою первую учительницу по английскому языку – Веру Ивановну Кузнецову в 5-м классе, затем в старших классах – Ирину Леонидовну Клясторник. С первых уроков английского я была влюблена в учительницу, для меня ее уроки были чем-то магическим и необыкновенным. И для себя я решила еще тогда, что стану учителем английского языка, как Вера Ивановна. То есть роль учителя огромна при выборе профессии.

Мне представляется, что начальная ступень к успеху – это любовь к своему делу, к своей работе. А наша профессия учителя немыслима без большой творческой самоотдачи и должна быть примером для подражания. Сейчас я могу гордиться своими учениками, что они выбрали профессии, связанные непосредственно с языком и учительской деятельностью. За последние три года пятеро из них  учатся на факультетах иностранных языков в университете им. Герцена и СпбГу. Мы до сих пор общаемся и делимся своими впечатлениями о новшествах в преподавании.

По своему опыту хочу отметить важное значение выбора УМК и различных источников дополнительной информации для обучения английскому языку.

Пройдя путь от учебников советского периода таких, как Старков, Фоломкина, Верещагина и до учебников зарубежных издательств Oxford, Macmillan, Longman, где совершенно другой подход к обучению английскому языку, современный живой разговорный язык, диски для аудирования с записью носителей языка, красочное оформление, обилее лексических и грамматических тренировочных упражнений, имеющих коммуникативную направленность, упражнения на развитие творчества учащихся и сайты в конце книги для учителя, делают эти учебники привлекательными на  книжном рынке. Появление Русских изданий  'New Opportunities' дает возможность сравнить культуру двух стран:России и Англии. В своей работе я совмещаю опыт работы с нашими и зарубежными учебниками, а также использую  журналы 'Speak out', 'Cool English', видеофильмы из серии 'Follow me', 'Windows on Britain' 1 & 2, издательств Longman, Reward, художественные и исторические фильмы серии ВВС. В 8-х и 9-х классах у нас домашнее чтение – книги серии Английский клуб и 'Penguin' c  дисками, а в 10-х и 11-х классах элективные курсы по языку, где мы используем учебники для дополнительного профобразования. Так как в нашем лицее преподается экономика, то в 10-х классах я использую учебник 'Guide to Economics' издательства Macmillan.

Хочу привести пример из моей практики как я совмещала различные источники на открытом уроке по теме 'Non-verbal means of communication-Body language'. Предварительно мы с учащимися просмотрели документальный фильм «Части тела», затем я им прочитала выдержки из книги Аллана Пиза «Язык телодвижений», объясняющий значение тех или иных жестов. Я думаю, что не всем сидящим в этом зале известно значение жеста «ОК» в других странах, мы воспринимаем его  в значении, что все в порядке. А, например, во Франции он обозначает «ноль или ничего», а в Японии «деньги». На этом же уроке я использовала статью из журнала 'Speak out»  и отрывки из серии фильмов 'Follow me'. На уроке учащиеся делали презентацию своих проектов по темам 'Teachers' faces-what is hidden behind them' и 'Teachers and their gestures-signals to act', где они рассказывали об учителях лицея.

(Можно показать видеоархив с данного урока)

Думаю, что определяющей ролью в достижении успеха является постоянное самообразование, познание нового и использование современных инновационных методов в обучении учащихся. И мой девиз: 'I'm always doing that which I can't do, in order that I may learn how to do it' Pablo Picasso. Поэтому, я начала осваивать компьютер и не могу не сказать о его роли  и роли интернета в моей работе.

Думается, что для многих из нас компьютер еще два с половиной года назад был чем-то из области фантастики, когда не знаешь  на какие кнопки нажимать, чтобы найти необходимую информацию. А сейчас, благодаря помощи наших учителей информатики Андреевой О. А и Виноградова Н. Н, у которых всегда находилось время, а самое главное терпение, я кое-что умею делать. Большую помощь в работе с компьютером мне оказало прочтение книги 'How to teach... English with technology' Gavin Dudeney & Nickey Hockly и проработка ее буквально с карандашом в руках. И мой совет: не стесняйтесь, в процессе овладения компьютерной грамотностью, обращаться к своим ученикам, что я и делаю.

Теперь я активно использую ряд социальных сетей для подготовки к урокам, повышения своего языкового уровня  и для общения со своими учениками, размещения их проектов в видеороликах, чтобы они могли оценить свои выступления и сравнить их с выступлениями своих одноклассников. Мне нравиться создавать фотоальбомы с учащимися и общаться с ними в скайпе, мэйл-агенте и в контакте. Свои письменные домашние задания они высылают мне по электронной почте, что значительно облегчает мою работу-тетради носить домой гораздо тяжелее. А учащиеся развивают свои навыки письменной речи и умение печатать грамотно и быстро на английском языке.

Интернет помогает мне осуществлять индивидуальный подход к ученикам на уроке, подобрать и создать тесты различного уровня. Во время прохождения различных тем мы обращаемся к компьютеру. Учащиеся могут найти необходимую им информацию прямо на уроке. (вставка фотографий)

Еще один пример использования интернета во время урока-ученик справился с заданием намного быстрее чем остальные ребята в группе. В этом случае я ему предлагаю сделать дополнительные  задания, установленные мной на компьютере. Он может тут же отксерить варианты своих ответов и оставить мне на проверку.

В интернете я вступила в различные сообщества учителей английского языка, где можно узнать много нового и интересного для себя и дискуссировать с коллегами, делиться своим опытом. Я часто захожу в сети на форум учителей английского языка, там много полезных сайтов для работы 

Мы участвуем  в интернет-олимпиадах, проводимых издательством Макмиллан. Они размещают на своем сайте пробные варианты ЕГЭ для 11-х классов, которые я  советую прорешать самим учителям. В ноябре 2009г. мои учащиеся  9-х классов принимали участие в интернет-олимпиаде, размещенной на форуме учителей английского языка. В 2008 г. 8-е и 9-е классы  в городской  олимпиаде 'Mathman', проводимой в 664 гимназии.

На уроках, особенно дополнительных, мы с учащимися смотрим видеоролики и слушаем новости на ВВС в интернете. Там можно найти грамматические упражнения, страноведческие тексты, упражнения на фразеологию, лексику и т. д. Правда, скорость интернета в школе оставляет желать лучшего.

Какие еще источники я использую для самообразования?

Постоянно участвую в городских семинарах, где учителя деляться своим опытом работы, а представители и методисты различных зарубежных издательств представляют новинки различных УМК на рынке.

Посещаю курсы повышения квалификации и сдаю экзамены. Последний экзамен был ТКТ в июне 2008 г.

Читаю и печатаюсь в журналах по предмету. Мои разработки уроков: 'Non-verbal means of communication-Body Language' по УМК 'Matrix' и «Изобретения. Информационные технологии на уроках английского языка» по УМК 'New Opportunities Pre-Intermediate' в 9-х классах а также статью: «Проектная работа как личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку» можно найти в рубрике «Фестиваль Открытых уроков» в газете Английский язык издательства «Первое сентября» и журнале «Английский язык в школе».

Не могу не сказать о микроклимате в нашем лицее, где царит атмосфера взаимоуважения , взаимоподдержки, соучастия. Я очень благодарна директору нашего лицея Федотовой В. И., завучам нашей школы, которые всегда меня  поддерживали и помогали. Также я руковожу МО учителей английского языка. У нас сложились доверительные и дружеские отношения. Каждый готов прийти на помощь своему коллеге, поделиться своим опытом. На заседаниях МО мы всегда обсуждаем волнующие нас проблемы, новинки в области изучения языка, делимся своим опытом и интересными находками. Все параллели, начиная с 4-го класса, принимают активное участие в международной игре «Британский Бульдог» и количество, желающих участвовать в ней, растет с каждым годом, как и количество учащихся, выбирающих английский язык для сдачи ЕГЭ в 9-х и 11-х классах. Думается, что это заслуга моих коллег, которые прививают любовь к своему предмету с самой младшей ступени.

В заключении  хочу сказать, что любой учебник и его грамотное использование на уроке, адаптация к конкретному классу с учетом его возможностей, творчество самого учителя и желание совершенствоваться, самообучаться в процессе обучения других, обязательно даст положительный итог. В связи с этим хочу привести результаты ЕГЭ моих учеников.

2006–2007 учебный год

Английский выбрали сдавать всего семь человек. Это был только эксперимент,   ученики боялись сдавать его, как и мы, учителя, принимать, после прохождения курсов экспертов. Являюсь экспертом ЕГЭ по английскому языку – раздел «говорение»' с 2006 года, принимала активное участие в приеме экзаменов как в школах, так и в вузах города.

Мои выпускники получили  в среднем  87. 5%; из них были те, кто имел  99%-это Алешина Татьяна, Львова Ксения – 96 %, обладательница  диплома второй степени Всероссийской олимпиады 2007 г. Все учащиеся подтвердили свои оценки, полученные в школе.

2008–2009 учебный год

Сдавало 16 человек – средний бал 77, 8%, самый высокий – 95% и самый низкий – 55%.

Важным показателем успешной работы учителя-предметника является уровень знаний обучаемых. И на мой взгляд, они достаточно хорошо проверяются на предметных олимпиадах различного уровня, начиная от школьной и заканчивая Всероссийской.

Мои ученики дважды доходили до этого высокого уровня  олимпиад и  были ее призерами.

Участвуя в олимпиадах, ребята набираются опыта мобилизации на  конкретных заданиях, владения своими эмоциями и применения полученных знаний в новых ситуациях.

Результаты олимпиад моих учеников за последние годы:

1. Львова Ксения – победительница и обладательница диплома второй степени на Всероссийской олимпиаде в 2006–2007 г. Сейчас студентка СПбГу – факультет филологии. Поступила бесплатно как призер олимпиады.

2. Алешин Дмитрий, ученик 11 класса. Лауреат премии по поддержке талантливой молодежи – 21.12.2009 г. Призер Всероссийской олимпиады  2008–2009 г. Призер регионального тура Всероссийской олимпиады 2009–2010 г. Победитель городской олимпиады «Mathman» в 2007–2008 г. Первое место в районе  в международной игре Британский Бульдог 2008–2009 г.

3. Егорова Наташа, ученица 11б класса. Первое место на городской олимпиаде среди 9-х классов в Первой лиге 2007–2008 г. Олимпиада «Mathman».    

4. Бычкова Алина, ученица 9а класса – 2-е место в районном туре 2008–2009 г. Прошла первый отборочный тур олимпиады, организованной Американским консульством по обмену, в СПб, октябрь 2009 г.

5. Таликова Алина, ученица 11б класса – 3-е место в райнной олимпиаде 2008–2009 г.

6. Алешина Татьяна, выпускница лицея 2006–2007 г. Прошла все три тура олимпиады по английскому языку в 2006–2007 г. – районный, городской и два этапа регионального тура.

Всем моим коллегам желаю творческих успехов, достижения своих целей, удачи, удовлетворения от своей работы. Признания, уважения и благодарности от своих учеников, чтобы ваши уроки оставили след в их душах. Как сказал наш писатель Даниил Гранин в своей книге «Причуды моей памяти»: «. . . ничто не оставляет в нашей памяти такой след как  сильные эмоции».

Литература:

  1. Газеты «Английский язык» издательство Первое сентября
  2. УМК «New Opportunities» Russian edition
  3. Награды учащихся
  4. Личные дипломы и сертификаты
  5. Личный фотоархив