Цель:
- совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;
- развивать логическое мышление;
- познакомить с исследовательской работой на уроке математики.
Оборудование:
- карточки с алгоритмом;
- индивидуальные задания;
- карточки с нормами и реальными результатами
- карточки со словами: исследование, площадь кабинета, расписание уроков и звонков.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Определение темы и задачи урока.
- Какую тему мы изучаем? “Внетабличное умножение и деление”.
- Составьте алгоритм изучения темы. (Ответы фиксируются на доске.)
- Начало.
- Подготовка к изучению темы.
- Знакомство с новым материалом (правила, приемы).
- Закрепление.
- Контрольная работа.
- Нет. Справился с работой?
- Да.
- Конец.
- На каком этапе изучения темы находимся мы? Закрепление.
- Сформулируйте тему урока. “Закрепление внетабличного умножения и деления”.
- Поставьте учебную задачу к уроку. Закреплять умение выполнять внетабличное умножение и деление.
- Что необходимо знать, чтобы выполнять внетабличное умножение и деление. Таблицу умножения.
3. Актуализация. Устный счет.
- Сегодня у нас урок – исследование.
- Выполним два задания и узнаем объекты исследования.
1) - Проверяем знание таблицы умножения. (Учитель показывает карточки, дети записывают в тетрадь только ответы в строчку.)
7*9=63 18:3=6 8*3=24 7*7=49 25:5=5 4*6=24 36:6=6 9*8=72 40:8=5 2*5=10
Дополнительный вопрос: - На какие две группы можно разделить эти числа? Однозначные и двузначные. Четные и нечетные. Круглые и некруглые…
- Используя ключ, отгадайте слово.
6 24 5 49 72 10 63 А С И П Н Е Р
63 6 24 49 5 24 6 72 5 10 Р А С П И С А Н И Е
- Это первый объект исследования. Расписание уроков и звонков.
2) - Решите головоломку.
С какого примера начнем решать (№4).
- Назовите второй объект исследования. Площадь кабинета.
4. Работа над темой.
- Цель нашего исследования: Выяснить соответствует ли наше расписание и площадь кабинета санитарным нормам. Для работы необходимы две группы.
1) - Группа исследователей. Знакомьтесь.
Максим. Определяет площадь нашего кабинета, используя план.
Дарья. Считает нагрузку на каждый день недели по расписанию и по таблице, в которой указана сложность предмета в баллах.
Алексей. Решает задачу и узнает, сколько времени отводится на перемены ежедневно.
Владимир. По расписанию звонков считает продолжительность каждой перемены. И находит общую продолжительность всех перемен.
Консультант исследователей – Максим. К нему можно подойти за помощью, если возникли сложности. Выполнив задание, присоединяйтесь к работе класса.
2) - Группа контроля – все учащиеся класса. Она рассчитывает нормы, которым должна соответствовать:
- площадь кабинета,
- ежедневная нагрузка на уроках,
- продолжительность уроков и перемен.
- Приступаем к работе.
3) - Решаем задачу и определяем норму площади кабинета начальных классов.
Задача написана на доске. Длина кабинета 11метров, а ширина на 6 метров короче. Узнай площадь кабинета.
Решают самостоятельно с последующей проверкой.
1) 11 – 6 =5(м) - ширина кабинета.
2) 11*5 = 55(кв. м) - площадь кабинета.
11*(11 – 6) = 55(кв. м)
Ответ: 55 кв. м – площадь кабинета.
- 55кв. м – это норма.
Площадь кабинета начальных классов не должна быть меньше 55кв. м.
Проверим работу исследователя 1. 6*9 + 1*3= 57(кв. м) – площадь нашего кабинета.
Соответствует ли площадь кабинета норме?
Вывод: площадь кабинета соответствует норме.
4) - Решаем примеры с объяснением и узнаем норму нагрузки на каждый день.
Понедельник 78:2=39 Четверг 95- 28*2=39 Вторник 11*4=44 Пятница 72:(80 – 78)=36 Среда 21*2=42
Еженедельная норма нагрузки: понедельник - 39б., вторник – 44б., среда – 42б., четверг – 39б., пятница – 36б.
Дополнительное задание. Прочитайте выражения возможными способами. Используя выражения, составьте и запишите равенство: 72:2 = 95 – 28*2
- Проверяем работу исследователя 2.
- Зачитайте результаты.
Понедельник 7+11+11+6+4=39 баллов
Вторник 7+11+11+10+5=44 балла
Среда 9+11+11+7+4=42 балла
Четверг 11+11+10+5+2=39 баллов
Пятница 7+11+11+6+1=36 баллов
Вывод: нагрузка соответствует норме.
5) Физминутка “Бодрячок”.
6) - Определяем, сколько времени ежедневно отводиться на перемены.
Выберите уравнения, которые решаются делением.
4 * х = 84
96 : х = 16
52 : х = 4
х : 5 = 26 – 22
Желающий ученик решает последнее уравнение на доске с объяснением.
- Сложив корни уравнений, мы определим, сколько времени вы должны отдыхать на переменах в течение учебного дня.
21+ 6 + 13 + 20 = 60(мин)
- 60(мин) – это норма.
Проверяем работу исследователя 3.
Ежедневно у нас в расписании 5 уроков по 35 минут каждый. Сколько времени отводится на перемены, если в школе мы находимся 4 часа.
1) 60 * 4 =240(мин)
2) 240 – 175 = 65 (мин)
Проверяем работу исследователя 4.
Изучив расписание звонков, ответь на вопросы.
- Какова продолжительность каждой перемены?
- Какова общая продолжительность перемен? 10+20+20+10 = 60 (мин)
- Почему в задаче получилось 65 минут. Куда уходят лишние 5 минут?
Вывод: общая продолжительность перемен соответствует норме.
5. Итог урока.
- Что мы выяснили в ходе проведения исследовательской работы?
Определили, что площадь кабинета, нагрузка и продолжительность перемен соответствует норме.
- А зачем нам это необходимо знать? Чтобы заботиться о здоровье.
- Какая учебная задача была поставлена на урок?
Закрепить умение выполнять внетабличное умножение и деление.
- Как вы считаете, решена ли учебная задача?
- Что было трудным?
- Чему научились?
6. Д.з. по выбору. Учебник с.22 №3, 6. Желающие могут составить своё задание, соответствующее теме исследования.
Задание исследователя 1. Определи площадь нашего кабинета, используя план.
Задание исследователя 2.
- МАТЕМАТИКА ________ 11 баллов
- РУССКИЙ ЯЗЫК________ 11 баллов
- ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ_ 7 баллов
- ОКРУЖАЮЩИЙ МИР____ 6 баллов
- ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО_ 2 баллов
- ТЕХНОЛОГИЯ __________ 4 баллов
- ФИЗКУЛЬТУРА__________ 5 баллов
- ИСТОКИ ________________ 10 баллов
- АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК_____ 10 баллов
- МУЗЫКА________________ 1 баллов
Сосчитай нагрузку на каждый день недели по расписанию и таблице, в которой указана сложность предмета в баллах.
- Понедельник __________________________________ = ….. баллов
- Вторник _______________________________________= ….. баллов
- Среда _________________________________________= ….. баллов
- Четверг _______________________________________ = ….. баллов
- Пятница ______________________________________ = ….. баллов
Задание исследователя 3.
Реши задачу.
Ежедневно у нас в расписании 5 уроков по 35 минут каждый. Сколько времени отводится на перемены, если в школе мы находимся 4 часа.
Задание исследователя 4.
Изучи расписание звонков. Сосчитай, какова продолжительность каждой перемены?
Какова общая продолжительность перемен?