Тип урока: применение знаний на практике.
Цель данного урока:
научить определять необходимость написания удвоенной согласной на стыке приставки и корня в словах русского языка
.Задачи:
Образовательные:
– научить применять полученные теоретические
знания для правописания орфограмм в разных
частях слова;
– закрепить умения и навыки определения состава
слова, различения приставки и предлога,
правописания приставок в словах
Воспитательные:
– вовлечь в активную познавательную
деятельность ;
– совершенствовать навыки общения в учебном
диалоге и групповой работе
Развивающие:
– совершенствовать умения работы с
источниками знаний;
– развивать творческие способности;
– развивать познавательный интерес к окружающей
жизни и изучению краеведения Удмуртии.
Ход урока
Этапы |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методические рекомендации |
1.Оргмомент | 2 мин | Организация настроя на продуктивную
учебную работу: - проверьте положение мебели, наклон тетради, осанку. |
Выполняют просьбы учителя, записывают в тетради число | Похвалить |
2.Работа по
совер-шенствованию каллиграфических навыков
учащихся. Словарная работа |
8 мин | 1.Запишите правильно буквы по
заданию: – опасный парный звонкий согласный слова берег; – безударный гласный слова часы; – непроизносимый согласный слова солнце; – этот соединительный гласный в сложных словах пишется после мягких согласных в 1 корне; – буква, которая в алфавите между п , с; – непроверяемый безударный гласный слова перрон; – буква записывает звук (а) и используется для обозначения мягкости согласного на письме. 2.Подровняйте буквы и поставьте их на строчку. 3.Проверка работы у доски. 4.Назовите, какое слово получилось? 5.Хоровое пропевание слова, запись правее записанных букв, соединяя буквы (галерея ). 6.Назовите значение слова. На какой вопрос отвечает? Определите часть речи? Род? число? 7.Выполните деление на слоги и для переноса (запись). 8.Поставьте ударение. 9.Какая встретилась орфограмма? Выделите зеленой пастой. 10. Какая ассоциация поможет запомнить написание слова? (Имена Гале, Лере) 11.Есть ли в нашем городе галерея? Что полезного можем увидеть там? 2. Введение слов
“картина”, “пейзаж”: чтение по карточке с
пропущенными орфограммами, узнавание,
прогнозирование написания орфограмм, сравнение
с правильным написанием; похвали свою
орфографическую зоркость и память (погладь себя
по голове) 3. Какое слово и почему может быть “3 лишним” (по кол-ву слогов, кол-ву букв; орфограмме; наличию звонкого согласного в начале; гласного в конце слова). 4.Составление предложения со словами (цепочкой) 5. Какие фамилии удмуртских художников
вам известны? |
Все работают в тетради.2 чел
выполняют работу за створками доски. Проверяют работу у доски, называют получившееся слово. Участвуют в учебном диалоге. Выполняют задания учителя. Самооценка чистописания на полях. Следим за правильным написанием букв и соединений весь урок! |
Похвалить работавших у доски. Релаксация. Подсказки даются лишь в случае затруднения, после выслушивания ответов учащихся. |
3.Актуализация знаний | 4 мин | 1. Что такое приставка? 2. Как ее можно найти в слове? 3. Для чего она служит? 4.Каким значком обозначается приставка? 5.Как пишется приставка со словом? 6.Как ее отличить от предлога? Покажите на табло: 1 – если приставка 2 – если это предлог. До ехал до березы, по деревне по бежал, прочитал про город, от комнаты от мел, под полз под яблоню, на собаку на кричал, перед машиной пере бежал 6. Возможные действия для слова картина, пейзаж (учащиеся называют цепочкой друг за другом) 7. С какими приставками можно получить новое значение слова “смотреть”? 8.Когда и почему появляется и пишется удвоенная согласная в этом слове? |
Отвечают на вопросы учителя Показывают на цифровом веере |
Повесить на доске табличку с
приставками с, за, вы, под, про, от, при, над, до, рас |
4.Физминутка: | 2 мин | Если в слове есть приставка, надо хлопнуть; если нет– присесть:Бег, забег, побег, бегония, полет, летчик, вылет, перелет, запах, забота. | Выполняют задания | |
5.Групповая работа по теме урока | 8 мин | Образуйте 4 группы. Выполняется упр.162
учебника. Беседа после выполнения задания: 1.О каком городе идет речь в тексте? 2.Как узнали? 3.Почему так названа галерея? 4.Картины каких художников мы можем увидеть в Третьяковской галерее? 5.Названия каких пейзажей и фамилии их создателей можете назвать? 6.Выполняется проверка работы групп (проводится презентация) и коллективная проверка работы у доски 7.Сколько слов названо? Кто сможет повторить все слова? Какие словарные слова использовались сегодня на уроке? Слоговое пропевание по опоре. Напомните значение слова “галерея”. |
Образуют 4 учебных группы У доски Катя, Амир, Саша М. Алина, Ваня (По заданию 2, затем выполняют взаимоконтроль) |
Класс делится на 4 группы, т.к. они функционируют давно, задержки времени это не вызывает |
6. Введение знаний по НРК Удмуртии. Контроль знаний. | 8 мин | 1.Исследователи Удмуртии отмечали
наблюдательность и искусство удмуртских
охотников, прекрасно знавших повадки зверей и
птиц. Угадайте по подсказкам, кто помещает портрет в нашей галерее: 1.Встречается в удмуртских народных сказках 2.Не смог перехитрить сказочного журавля Назовите встретившееся слово с приставкой? Назовите приставку? 3.Какой зверь жаловался Айболиту, что пострадал от осы Назовите слово с приставкой? Какой? 4.Литературный отец Айболита 5.Баснословная похити-тельница сыра Какое встретилось слово с приставкой? Какой? 6.Наказал Колобка за пренебрежение правилами общения с незнакомыми животными Какое слово с приставкой встретилось? (незнакомыми, в остальных– часть корня) Портрет животное помещает тоже в стиле русского языка - ребус . Кто это? 2.Возьмите на парте карточку с номером своего варианта Задание: 1.Прочитайте. 1 вариант: Лисные звери вскасках и жызни. Мы знаем, што леса вскасках хитрая.На самом деле
это долеко не так. 2 вариант: Встричяетца зверь в нашых удмурцких лисах. Иногда устраивает гнезда в дуплах поваленных диревьев. Охотится поначям, а земой – днем. Очень хетер и осторожен. Ловит мышов, мелких птиц, зайцев, ящериц. Летом поидает ягады и сочьные травы. Мех кросивый, тьоплый. (леса) В удмуртских народных сказках еще встречаются медведь, петух, кот, волк Персональный контроль 3. Встаньте те, кто выполнял задание 1
варианта. Найди глазами пару, быстро
объединитесь. Поднимите руки те, кто захотел узнать для чего
удмурты приносились жертвы при вырубке леса,
каких животных особо почитали, каких
обожествляли. Как это можно узнать? |
Выполняют задание Самоконтроль: Воротов, Вахрушева взаимоконт-роль: Лебедев-Гумеров, Кропачева-Мадьярова, Объединение в пары для взаимоконтро-ля |
Рассказать о бережном, трепетном, отношении удмуртов к лесу и его обитателям. |
7.Обобщение. | 2 мин | Тест 1. Безударную гласную можно
проверить: |
Работа с табло: показывают выбранный вариант ответа | |
8. Рефлексия. Оценки за урок. |
5 мин | 1.– Что нового узнали на уроке? – Закрепление каких знаний было на уроке? – Назовите возможные причины ошибок: слабые позиции гласных; слабые позиции согласных. 2.Наша цель сегодня – научиться определять необходимость написания удвоенной согласной на стыке приставки и корня в словах русского языка 3.Самооценка усвоения темы урока: продемонстрируйте
на табло цифру, соответствующую самооценке
достигнутого уровня: |
Отвечают на поставленные вопросы. Самопроверка письменной работы и самооценка аккуратности |
Фронтальный опрос |
9.Домашнее задание для желающих | 1 мин | а) животные леса в фольклоре народов,
традиционно проживающих на территории Удмуртии; б) творческая работа со словарными словами; в) Фамилии удмуртских художников и названия их картин. |
Носит необязательный характер |