Формирование мотивации учебной деятельности обущающихся через психолого-педагогическое образование учителей

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


В “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”, выступающей в качестве одной из базовых нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования, указывается, что “общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования”. Таким образом, целью современного образования является воспитание компетентного человека, где под компетентностью понимается не только усвоение знаний, умений и навыков, но и практическое применение их в социуме. Однако складывается типичная ситуация: есть способности, знания, но нет желания их применять. Анализ результатов изучения уровней сформированности основных мотивов деятельности обучающихся 6-8 классов за 3 года по школе показал, что у 40% мотивация слабо выражена, а у 45% - вообще не сформирована. Поэтому возникает необходимость говорить о психологическом подходе формирования мотивации. Такой подход может организовать учитель новой формации, открытый ко всему новому, понимающий детскую психологию и особенности развития школьников. С учетом этого стратегическая цель методической работы в школе стала заключаться в том, чтобы, во-первых, учитель мог строить свое психолого-педагогическое самообразование как систему деятельности, основу которой составляет изучение закономерностей развития человека; во-вторых, использовать накопленный опыт работы учителей с разными контингентами детей: в-третьих, создать условия учителю для формирования у детей компетентностей, которых ожидает от них возраст и которые хотим мы сформировать у этих детей. Результатом методической работы стало умение педагогами организовать процесс обучения и воспитания по типу игровой учебной, учебно-исследовательской деятельности учащихся, что улучшило качество образования и, как следствие, улучшился результат обученности. Об этом свидетельствуют высокие результаты ГИА в 9 классах и ЕГЭ в 11 классах. Методическая работа школы строится на принципах деятельностного и компетентностного подходов, которые эффективно реализуются через образовательные технологии: учебно-деловая игра, развитие критического мышления, игровые и групповые технологии, технологии коллективного взаимодействия школьников.

Нами была разработана программа постоянно действующего семинара “Формирование мотивации учебной деятельности обучающихся через психолого-педагогическое самообразование учителя”, которая успешно реализовалась в течение 2008–2010 гг.

Изучив состояние уровней формирования мотивации УД(е) обучающихся, мы выдвинули гипотезу, которая заключалась в том, что формирование мотивации УД(е) будет происходить:

- если образовательный процесс организовать на основе деятельностного и компетентностного подходов;

- если учитель по-новому подойдет к изучению вопросов психологических механизмов мотивации и на основе их будет строить свою работу;

- если внедрять продуктивные технологии в урочное и внеурочное время.

Цель данной программы – поиск и освоение психолого-педагогических способов, методов и приемов, способствующих формированию мотивации учебной деятельности и качественному усвоению знаний, сохранению и укреплению психологического здоровья школьников.

Для решения поставленной цели выдвинули следующие задачи:

- систематизировать теоретические знания по проблеме деятельностного и компетентностного подходов в образовании;

- изучить вопросы психологических механизмов мотивации;

- разработать дидактические, методические материалы по обучению таким видам деятельности, как проектной, групповой, познавательной, информационной, коллективно-распределенной, на основе продуктивных технологий.

Программа составлена на 40 часов изучения в течение 2-х лет и включает следующие разделы:

  1. Что такое деятельностный и компетентностный подходы в образовании?
  2. Педагогические технологии как средство формирования мотивации учебной деятельности.
  3. Психологические механизмы мотивации.
  4. Модель коллективного творческого решения проблем.

Освоение курса предполагает, помимо изучения теоретических основ материала, проведение практических занятий по содержанию программы – учебно-деловые игры; проведение учебных и внеурочных занятий, разработанных по технологиям развития критического мышления, организации коллективного взаимодействия школьников.

Изучение программы завершается открытыми мероприятиями с учащимися, позволяющими учителю продемонстрировать те компетенции, которыми он владеет в своей профессиональной деятельности, а также сделать вывод об эффективности обучения различным видам деятельности.

В результате прохождения программы семинара руководители методических объединений и учителя упорядочат представления о:

- принципах деятельностного и компетентностного подходов;

- методологическом базисе систем обучения и воспитания;

- о новых подходах в изучении природы мотива, его внутренней структуры и взаимосвязи с другими формами мотивации.

систематизируют:

- подходы к классификации педагогических и образовательных технологий;

- характеристики игровых технологий и учебно-деловой игры;

повысят компетентность:

- в проведении занятий по технологиям организации коллективного взаимодействия школьников и развития критического мышления;

- в организации проектной деятельности.

Изучение материала программы ПДС поможет учителю достичь важнейшей компетенции – компетенции “рефлексивного практика”, т.е. практика, способного к проведению научного исследования, встроенного в собственную профессиональную деятельность.

Формы представления результатов освоения программы:

? материалы практических работ: разработки различных учебно-деловых игр, занятий по технологии развития критического мышления; разработка модели по обучению проектной, исследовательской, коллективно-распределенной деятельности, составление комплекса диагностических методик по формированию мотивации, а также научные проекты, предполагающие самостоятельное формулирование педагогической проблемы, самостоятельного сбора информации и данных в этой области, синтеза этих данных.

Ряд разработок уже были представлены на 4-й дистанционной олимпиаде психологов образования 2007 г., Фестивале педагогических идей “Открытый урок” 2007/2008, 2009/2010 учебные годы.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

№ п\п Разделы Количество часов Формы контроля
    всего теория практика  
I. Что такое деятельностный и компетентностный подходы в образовании? 8 4 4 Проект “Деятельностный и компетентностный подходы в образовании”
II. Педагогические технологии как средство формирование мотивации учебной деятельности. 16 6 10 Разработки учебных и внеклассных занятий по технологии развития критического мышления, групповых и игровых технологий.
III. Психологические механизмы мотивации.

Модель коллективного творческого решения проблем.

16 9 7

Комплекс диагностических методик “Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий ее развития”

Разработки учебно-деловых игр.

СОДЕРЖАНИЕ РОГРАММЫ

Раздел I.
Что такое деятельностный и компетентностный подходы в образовании?

Деятельность и действия. Виды деятельности. ЗУН как основа учебной деятельности. Этапы обучения деятельности. Предмет и продукт деятельности. Компоненты структуры учебной деятельности. Модель умения учиться. Деятельностный подход как методологический базис систем образования. Реализация компетентностного подхода как средство модернизации образовательного процесса школы. Общетеоретические подходы к выбору определения понятия “компетентностного подхода”. Реализация компетентностного подхода через групповые технологии. Здоровьесберегающие и игровые технологии как способ формирования ключевых компетенций на предметах гуманитарного цикла.

Практическая работа: создание проекта “Деятельностный и компетентностный подходы в образовании”. Учебная деловая игра “Что такое деятельностный подход в образовании?” (см. материалы 4-й дистанционной олимпиады психологов образования 2007 г.). Поиск и изучение литературы, электронных и интернет-ресурсов практического опыта по теме “Общетеоретические подходы к выбору определения понятия “компетентностного подхода”. Систематизация и осмысление выявленных позиций. Самоопределение.

Раздел II.
Педагогические технологии как средство
формирования мотивации учебной деятельности

Место технологии в системе образования. Педагогические и образовательные технологии. Определение и классификация. Технологии по обучению информационной и познавательной деятельности. Технология внеурочной проектной деятельности. Технологии с коллективно-распределенной формой организации учебной деятельности. Технология развития критического мышления. Метод “Зигзаг”. Кластер. Инсерт. Таблица “Т – М – И”. Бортовой журнал. Концептуальная таблица. Графические организаторы: Fisch, карта размышлений, кольца Венна, лестница ранжирования. Игра как метод обучения. Игровые технологии. Учебная деловая игра. Структура игры. Функции игровой деятельности. Педагогическая игра. Технологическая схема учебной деловой игры (УДИ).

Практическая работа. Учебно-деловая игра “Воспитание и воспитанность”. Урок-игра по технологии развития критического мышления “Мораль и счастье”. Разработка практикума “Критическое мышление как социальная компетентность”. Приложение 1

Раздел III.
Психологические механизмы мотивации

Мотив как компонент учебной деятельности. Механизмы мотивации. Мотивационная сфера. Компоненты мотивационной сферы. Мотивационное ядро. Механизмы формирования мотивов. Модель действия, направленная на формирование мотивов учебной деятельности. Теория ожидания. Приложение 2

Практическая работа. Составление комплекса диагностических методик “Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее развития” Приложение 3. Разработка памятки учителю, психологу, родителям, кл. руководителю для составления программы действий по формированию мотивов учебной деятельности соответственно возрастному периоду. (Cм.материалы Фестиваля педагогических идей “Открытый урок” 2009/2010 уч. год “Мотивация учебной деятельности как средство реализации компетентностного подхода в образовательном процессе”).

Раздел IV.
Модель коллективного творческого решения проблем

Технологии организации коллективного взаимодействия школьников. Коллективный анализ. Коллективное целеполагания. Коллективное планирование. Общая логика формирования проекта. Технологическая цепочка групповой проблемной работы. Групповые технологии. Этапы совместной работы. Социальные роли в группе. Метод “малых групп”. Этапы проблематизации, группировка, систематизации. Тезис-план. Блок-схема. Защита проекта. Алгоритм организации деятельности в малых группах.

Практическая работа. Внеклассные занятия “Наши проблемы”, “Мое здоровье – основа моей жизни”. (см. материалы Фестиваля педагогических идей “Открытый урок” 2009/2010 уч.год в разделе “Помощь классному руководителю”).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занятия Тема занятия Кол-во часов
  Раздел I. Что такое деятельностный и компетентностный подходы образовании? 8
1. Учебно-деловая игра “Деятельностный подход в образовании”. 2
2.

Учебно-деловая игра “Деятельностный подход как методологический базис систем обучения и воспитания”

Методический ринг “Компетентностный подход “точка зрения”.

Поиск и изучение литературы, электронных и интернет-ресурсов практического опыта по теме “Общетеоретические подходы к выбору определения понятия “компетентностного подхода”. Систематизация и осмысление выявленных позиций. Самоопределение.

Круглый стол “Частнопредметные аспекты реализации компетентностного подхода”.

6
  Раздел II. Педагогические технологии как средство формирования мотивации учебной деятельности. 16
3. Современные образовательные технологии: определение и классификация. 2
4.

Технология развития критического мышления.

Практикум “Критическое мышление как социальная компетентность”.

8
5. Игра как метод обучения. Игровые технологии и учебно-деловая игра. 2
6. Учебно-деловая игра “Воспитание и воспитанность”. 2
7. Урок-игра по технологии развития критического мышления “Мораль и счастье” 2
8.

Раздел III. Психологическиемеханизмы мотивации.

Изучение теоретического материала “Механизмы мотивации” в текстовом варианте и в схемах: мотивационная сфера, мотивационное ядро, компоненты мотивационной сферы, механизмы формирования мотивов.

Составление комплекса диагностических методик, памяток.

Поиск и изучение литературы, электронных и интернет-ресурсов практического опыта по теме “Общетеоретические подходы к выбору определения понятия “компетентностного подхода”. Систематизация и осмысление выявленных позиций. Самоопределение.

8
  Раздел IV. Модель коллективного творческого решения проблем. 8
9. Технологии организации коллективного взаимодействия школьников. 2
10. Организация проектной деятельности через технологии организации коллективного взаимодействия школьников. Внеклассное занятие “Мое здоровье – основа моей жизни”. 2
11. Групповые технологии. Малые группы как единица учебного процесса. 2
12. Внеклассное занятие “Наши проблемы”. 2
ВСЕГО:   40

ЛИТЕРАТУРА

  1. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” (статья) / А.В. Горячев. – Начальная школа. – 2004. - № 5. – С. 3-8.
  2. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? (статья) / А.А.Леонтьев. – Начальная школа: плюс – минус. – 2001. - №1. – С. 3-6.
  3. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации (текст) / В.Г.Леонтьев. – Н., 1992. – 213 с.
  4. Национальная инициатива “Наша новая школа” МОН РФ, 2010.
  5. Морголис А., Рубцов В. Учитель для новой школы (статья)/ А.Марголис, В.Рубцов. – Образовательная политика. - 2010. - №4 (42). – С.42-54.
  6. Никитина Н.Н., Сидорова Н.А., Сущик О.Н. Методические рекомендации по организации коллективного планирования деятельности школьников (текст) / Н.Н.Никитина, Н.А.Сидорова, О.Н.Сущик. – Магадан, 1991. – 216 с.
  7. ФГОС общего среднего (начального) образования, МОН РФ, 2009.
  8. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация (текст) / Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 114 с.
  9. Хохлов Н.А. Метод “малых групп”. Теоретические основы и технология развивающего обучения (текст) / Н.А. Хохлов. – Н., 1995. – 54 с.

Приложение 3