Предлагаемый факультатив разработан с усилием линий на развитие познавательных способностей учащихся, формирование “информационной грамотности”. В стандартах второго поколения четко определены умения, которые должен формировать факультатив:
“Под термином “информационная грамотность” понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках…”
Факультатив расширяет кругозор детей, развивает любознательность, пытливость, тренирует внимание, мышление, память, развивает речь.
Познавательная деятельность в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них - ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребенка развивающе, стимулируют интерес, приносит удовлетворение, дает возможность понять, что знания – инструмент, основа творческой интуиции.
В начальной школе на одно из первых мест выступает техника проведения занятий, удачный выбор формы организации учебной деятельности в рамках факультатива: факультатив должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях; темп и ритм факультатива должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся – завершенными; необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся, на факультативе должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм; доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения; особое место на факультативе занимают игры, которые снимают усталость и напряжение, дают возможность детям сменить форму деятельности; главная цель каждой игры – помочь понять и закрепить материал занятия.
Представленная программа предлагается для обеспечения факультативного курса краеведения обучающихся в начальной школе в третьем классе, а так же ее можно использовать учителям начальных классов, родителям и организаторам досуговой деятельности. С учетом имеющихся ресурсов программа характеризует условия, в которых планируется организовать работу факультатива: анализ ресурсов, цель и задачи данного факультатива, темы, ожидаемые результаты, методической разработки занятия к учебному курсу, рекомендуемая литература для учителя и учащихся.
Волгоградская область – уникальный по своим природным условиям и ресурсам регион России и Евразии, вызывавший интерес исследователей с древности, но в системе образования, на сегодняшнем этапе аспекты экологической культуры, формирования у школьников ценностного отношения к природе родного края еще слабо включаются в образовательный процесс, поэтому родилась идея создания факультатива “Юный краевед”.
Успех преобразований в области воспитания в настоящее время зависит от того, с какого возраста произойдет обращение ребенка к природе родного края. При создании данного факультатива был выбран начальный рубеж в рамках общеобразовательной школы – младший школьный возраст. Начальная школа представляет собой фундамент, на котором базируется обучение и воспитание в школе. На этой ступени образования закладываются основы нравственного, патриотического, духовного развития личности, формируется мир чувств, эмоций, воображения, мировосприятие ребёнка. Важно, чтобы каждый ребёнок испытывал чувство ответственности за место, где он родился и живёт, за каждый уголок своей малой родины и Отечества. На это должно быть нацелено содержание современного начального образования.
В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным ее состоянием и влиянием на окружающую среду. Волгоград – это территория близкая и доступная нам уже с детства, потому уже сейчас необходимо знать и понимать обучающимся, как прекрасен и неповторим наш общий дом, как необходимы ему наше внимание и забота.
Актуальна и экологическая направленность занятий. Достаточно вспомнить известную фразу Пришвина: “…охранять природу - значит охранять Родину…”
Судьба нашего города Волгограда, нашей планеты и каждого из нас, - зависит от наших отношений с природой родного края.
Цель программы:
- воспитание ценностного отношения к природе родного края у младших школьников.
Задачи программы:
образовательные:
- расширение знаний об окружающем мире,
- развитие познавательного интереса к изучению природы родного края,
- научить работать с информацией, определять возможные источники, способы ее поиска, осуществлять поиск необходимой информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете, подбирать необходимый материал,
- организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту,
- обобщать и систематизировать полученную информацию и имеющиеся знания,
- создавать свои информационные объекты сообщения, небольшие сочинения),
- использовать информацию для построения умозаключений,
- использовать информацию для принятия решений,
- при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий,
- изучить литературу о растениях, животных, родного края,
развивающие:
- привлекать детей к разнообразной творческой деятельности, приучать детей активно участвовать в конкурсах, викторинах,
- развивать интерес к окружающему миру,
- развивать личностные качества: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.
воспитательные:
- воспитание ценностного отношения к природе родного края у младших школьников,
- воспитание у обучающихся желания к совместной деятельности,
- формирование первичных навыков правильного поведения в природе,
- воспитание у детей чувства патриотизма,
- формирование общественно-активной личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме.
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения предполагающего формирование у обучающихся умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Методические занятия факультатива являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, аналитические и эвристические беседы, подвижные и интеллектуальные игры, викторины, работа с презентациями, экскурсии, создание гербариев.
Занятия чередуются с посещением музеев города и экскурсиями. Важную роль играет посещение городской детской библиотеки, где обучающиеся смогут найти книги по интересующим их темам.
На занятиях факультатива используются современные технологии (проблемно-диалогическое обучение, игровые технологии, здоровьесберегающие, технология проектов) в том числе и информационно-коммуникационные, а так же проводится демонстрация фотографий и различный дидактический материал.
Все это позволит учащимся познать красоту и уникальность природы, понять необходимость ее охраны и бережного отношения к ней и позволит обучающимся усваивать материал в деятельности.
Формы занятий: занятия могут проводиться со всем коллективом, по группам или индивидуально.
Формы контроля промежуточных результатов:
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:
- Тестирование.
- Творческие задания.
- Викторины.
- Конкурсы.
- Интеллектуальные игры.
- Выставка творческих работ обучающихся.
Условия реализации программы:
Программа будет успешно реализована, если:
- будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия,
- будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся.
Материально-техническое обеспечение:
- Литература для обучающихся.
- Канцелярские товары (альбом, карандаши, линейка, ластик, ножницы и т.д.)
- Медикаменты.
- Компьютер, проектор, экран, презентации, дидактические игры, видео.
Методическое обеспечение:
- Программа факультатива.
- Литература для учителя.
- Флаг, герб и гимн Волгоградской области.
Темы для факультатива
- Удивительная природа. Растительный мир степи Волгоградской области.
- Удивительная природа. Растительный мир байрачных лесов.
- Лекарственные растения нашего края.
- Растения Красной книги Волгоградской области (на эту тему отведено 2 часа).
- Осенняя экскурсия в близлежащий парк.
- Осенние краски Волгоградской природы. (Смена окраски листьев, листопад). Создание гербариев.
- Викторина “В царстве растений”.
- Викторина “Экологический марафон”.
- Животный мир степи Волгоградской области.
- Животный мир байрачных лесов Волгоградской области.
- Животные нашего края, занесенные в Красную книгу России.
- Викторина “В мире животных”.
- Охрана природы. Природные парки Волгоградской области (на эту тему отведено 2 часа).
- Памятники природы, заповедники Волгоградской области.
- Экскурсия в краеведческий музей.
- Экскурсия в городскую детскую библиотеку.
По темам “Удивительная природа. Растительный
мир степей и байрачных лесов Волгоградской
области” обучающиеся должны знать:
должны уметь:
- отличать по внешнему виду и описанию растения степей и байрачных лесов Волгоградской области,
- устно описывать растения степей и байрачных лесов,
- называть наиболее распространенные объекты растительного мира области,
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете,
- создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения),
- выпускать факультативную стенгазету,
- подготовить аппликацию.
По темам “Лекарственные растения и растения
Красной книги Волгоградской области”
обучающиеся должны знать:
должны уметь:
- отличать лекарственные растения по внешнему виду и описанию,
- отличать растения Красной книги нашей области по внешнему виду и описанию,
- устно описывать лекарственные растения и растения Красной книги Волгоградской области,
- называть наиболее распространенные лекарственные растения и растения, занесенные в Красную книгу области,
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете,
- создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения),
- выпускать факультативную стенгазету,
- подготовить рисунок,
- подготовить страничку Красной книги с рисунком или фотографией растения, занесенного в Красную книгу нашей области.
По темам “Осенняя экскурсия в близлежащий парк
и осенние краски Волгоградской природы. (Смена
окраски листьев, листопад). Создание гербариев”
обучающиеся должны знать:
должны уметь:
- сделать творческий отчет по итогам экскурсии в форме книжек-малышек,
- подготовить поговорки, пословицы об осени,
- создать гербарий,
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете.
По темам “Животный мир степей и байрачных
лесов Волгоградской области. Животные нашего
края, занесенные в Красную книгу России”
обучающиеся должны знать:
должны уметь:
- отличать животных нашей области по внешнему виду и описанию,
- устно описывать животных нашей области,
- устно описывать животных нашей области, занесенных в Красную книгу России,
- называть наиболее распространенных животных нашей области,
- называть наиболее распространенных животных нашей области, занесенных в Красную книгу России,
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете,
- создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения),
- выпускать факультативную стенгазету,
- подготовить рисунки, фотографии, аппликации животных нашей области,
- подготовить поговорки, пословицы, стихи о животных нашей области.
По темам “Охрана природы. Природные парки
Волгоградской области. Памятники природы,
заповедники Волгоградской области” обучающиеся
должны знать:
должны уметь:
- отличать животных и растения природных парков и заповедников по внешнему виду и описанию,
- устно описывать растения и животных природных парков и заповедников Волгоградской области,
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете,
- создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения),
- выпускать факультативную стенгазету,
- подготовить рисунок.
По окончании обучения обучающиеся должны знать:
- особенности природных зон своей области (лесостепь, степь, полупустыня),
- представителей животного и растительного мира родного края,
- содержание Красной книги России и своей области,
- формы охраны природы,
- символику Волгоградской области.
По окончании обучения обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно работать с дополнительной литературой,
- устно описывать объекты природы,
- называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира области,
- изготавливать гербарий: частей растения,
- соблюдать правила поведения в природе,
- отличать растения и животных области по внешнему виду и описанию,
- определять возможные источники информации и способы ее поиска, осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении,
- анализировать полученные сведения,
- наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания,
- создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения),
- использовать информацию для построения умозаключений,
- использовать информацию для принятия решений, использовать информацию для построения умозаключений,
- при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий,
- выпускать факультативные стенгазеты,
- вести исследовательскую работу.
Литература для детей
- Акимушкин А.А. Мир животных. Москва “Мысль” 1998 г.
- Все обо всем. Энциклопедия для детей. Том №5. Москва “Слово АСТ” 1998 г.
- Сладков Н.И. Азбука леса. Изд. Детская литература 1986 г.
- Верзилин Н.И. По следам Робинзона. Москва “Просвещение” 1977 г.
- Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. Москва “Просвещение” 1977 г.
- Голубев И.Р. Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Москва “Просвещение” 1985 г.
- Акимушкин И.И. Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние животные. Москва “Мысль” 1988 г.
- Плешаков А.А. Зеленые страницы. Москва “Просвещение” 1995 г.
- Лащилин Б. Родное и близкое. Нижне-Волжское книжное издательство Волгоград 1978 г.
- Граубин Г.Р. Почему осенью листопад? Москва Издательство “Малыш” 1985 г.
Литература для учителя
- Салагаев В.А. Растения “Красной книги” Волгоградской области. Москва “Глобус” 2008 г.
- Брылев В.А., Рябинина Н.О. Особо охраняемые природные территории Волгоградской области. Издательство “Альянс” 2006 г.
- Оданович М.В. Краеведение 6 класс. Рабочая тетрадь-практикум. Москва “Глобус” 2008 г.
- Сушинскас Л.Л., Шевердина Н.А. Викторины, конкурсы, кроссворды для начальной школы. Ростов-на-Дону. Феникс 2008 г.