Факультатив "Юный краевед"

Разделы: Начальная школа


Предлагаемый факультатив разработан с усилием линий на развитие познавательных способностей учащихся, формирование “информационной грамотности”. В стандартах второго поколения четко определены умения, которые должен формировать факультатив:

“Под термином “информационная грамотность” понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках…”

Факультатив расширяет кругозор детей, развивает любознательность, пытливость, тренирует внимание, мышление, память, развивает речь.

Познавательная деятельность в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них - ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребенка развивающе, стимулируют интерес, приносит удовлетворение, дает возможность понять, что знания – инструмент, основа творческой интуиции.

В начальной школе на одно из первых мест выступает техника проведения занятий, удачный выбор формы организации учебной деятельности в рамках факультатива: факультатив должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях; темп и ритм факультатива должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся – завершенными; необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся, на факультативе должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм; доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения; особое место на факультативе занимают игры, которые снимают усталость и напряжение, дают возможность детям сменить форму деятельности; главная цель каждой игры – помочь понять и закрепить материал занятия.

Представленная программа предлагается для обеспечения факультативного курса краеведения обучающихся в начальной школе в третьем классе, а так же ее можно использовать учителям начальных классов, родителям и организаторам досуговой деятельности. С учетом имеющихся ресурсов программа характеризует условия, в которых планируется организовать работу факультатива: анализ ресурсов, цель и задачи данного факультатива, темы, ожидаемые результаты, методической разработки занятия к учебному курсу, рекомендуемая литература для учителя и учащихся.

Волгоградская область – уникальный по своим природным условиям и ресурсам регион России и Евразии, вызывавший интерес исследователей с древности, но в системе образования, на сегодняшнем этапе аспекты экологической культуры, формирования у школьников ценностного отношения к природе родного края еще слабо включаются в образовательный процесс, поэтому родилась идея создания факультатива “Юный краевед”.

Успех преобразований в области воспитания в настоящее время зависит от того, с какого возраста произойдет обращение ребенка к природе родного края. При создании данного факультатива был выбран начальный рубеж в рамках общеобразовательной школы – младший школьный возраст. Начальная школа представляет собой фундамент, на котором базируется обучение и воспитание в школе. На этой ступени образования закладываются основы нравственного, патриотического, духовного развития личности, формируется мир чувств, эмоций, воображения, мировосприятие ребёнка. Важно, чтобы каждый ребёнок испытывал чувство ответственности за место, где он родился и живёт, за каждый уголок своей малой родины и Отечества. На это должно быть нацелено содержание современного начального образования.

В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным ее состоянием и влиянием на окружающую среду. Волгоград – это территория близкая и доступная нам уже с детства, потому уже сейчас необходимо знать и понимать обучающимся, как прекрасен и неповторим наш общий дом, как необходимы ему наше внимание и забота.

Актуальна и экологическая направленность занятий. Достаточно вспомнить известную фразу Пришвина: “…охранять природу - значит охранять Родину…”

Судьба нашего города Волгограда, нашей планеты и каждого из нас, - зависит от наших отношений с природой родного края.

Цель программы:

  • воспитание ценностного отношения к природе родного края у младших школьников.

Задачи программы:

образовательные:

  • расширение знаний об окружающем мире,
  • развитие познавательного интереса к изучению природы родного края,
  • научить работать с информацией, определять возможные источники, способы ее поиска, осуществлять поиск необходимой информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете, подбирать необходимый материал,
  • организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту,
  • обобщать и систематизировать полученную информацию и имеющиеся знания,
  • создавать свои информационные объекты сообщения, небольшие сочинения),
  • использовать информацию для построения умозаключений,
  • использовать информацию для принятия решений,
  • при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий,
  • изучить литературу о растениях, животных, родного края,

развивающие:

  • привлекать детей к разнообразной творческой деятельности, приучать детей активно участвовать в конкурсах, викторинах,
  • развивать интерес к окружающему миру,
  • развивать личностные качества: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.

воспитательные:

  • воспитание ценностного отношения к природе родного края у младших школьников,
  • воспитание у обучающихся желания к совместной деятельности,
  • формирование первичных навыков правильного поведения в природе,
  • воспитание у детей чувства патриотизма,
  • формирование общественно-активной личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения предполагающего формирование у обучающихся умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Методические занятия факультатива являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, аналитические и эвристические беседы, подвижные и интеллектуальные игры, викторины, работа с презентациями, экскурсии, создание гербариев.

Занятия чередуются с посещением музеев города и экскурсиями. Важную роль играет посещение городской детской библиотеки, где обучающиеся смогут найти книги по интересующим их темам.

На занятиях факультатива используются современные технологии (проблемно-диалогическое обучение, игровые технологии, здоровьесберегающие, технология проектов) в том числе и информационно-коммуникационные, а так же проводится демонстрация фотографий и различный дидактический материал.

Все это позволит учащимся познать красоту и уникальность природы, понять необходимость ее охраны и бережного отношения к ней и позволит обучающимся усваивать материал в деятельности.

Формы занятий: занятия могут проводиться со всем коллективом, по группам или индивидуально.

Формы контроля промежуточных результатов:

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:

  1. Тестирование.
  2. Творческие задания.
  3. Викторины.
  4. Конкурсы.
  5. Интеллектуальные игры.
  6. Выставка творческих работ обучающихся.

Условия реализации программы:

Программа будет успешно реализована, если:

  • будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия,
  • будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Литература для обучающихся.
  2. Канцелярские товары (альбом, карандаши, линейка, ластик, ножницы и т.д.)
  3. Медикаменты.
  4. Компьютер, проектор, экран, презентации, дидактические игры, видео.

Методическое обеспечение:

  1. Программа факультатива.
  2. Литература для учителя.
  3. Флаг, герб и гимн Волгоградской области.

Темы для факультатива

  1. Удивительная природа. Растительный мир степи Волгоградской области.
  2. Удивительная природа. Растительный мир байрачных лесов.
  3. Лекарственные растения нашего края.
  4. Растения Красной книги Волгоградской области (на эту тему отведено 2 часа).
  5. Осенняя экскурсия в близлежащий парк.
  6. Осенние краски Волгоградской природы. (Смена окраски листьев, листопад). Создание гербариев.
  7. Викторина “В царстве растений”.
  8. Викторина “Экологический марафон”.
  9. Животный мир степи Волгоградской области.
  10. Животный мир байрачных лесов Волгоградской области.
  11. Животные нашего края, занесенные в Красную книгу России.
  12. Викторина “В мире животных”.
  13. Охрана природы. Природные парки Волгоградской области (на эту тему отведено 2 часа).
  14. Памятники природы, заповедники Волгоградской области.
  15. Экскурсия в краеведческий музей.
  16. Экскурсия в городскую детскую библиотеку.

По темам “Удивительная природа. Растительный мир степей и байрачных лесов Волгоградской области” обучающиеся должны знать:

  • названия растений степей и байрачных лесов нашей области,

должны уметь:

  • отличать по внешнему виду и описанию растения степей и байрачных лесов Волгоградской области,
  • устно описывать растения степей и байрачных лесов,
  • называть наиболее распространенные объекты растительного мира области,
  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете,
  • создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения),
  • выпускать факультативную стенгазету,
  • подготовить аппликацию.

По темам “Лекарственные растения и растения Красной книги Волгоградской области” обучающиеся должны знать:

  • названия лекарственных растений и растений Красной книги нашей области,
  • где растут эти растения,

должны уметь:

  • отличать лекарственные растения по внешнему виду и описанию,
  • отличать растения Красной книги нашей области по внешнему виду и описанию,
  • устно описывать лекарственные растения и растения Красной книги Волгоградской области,
  • называть наиболее распространенные лекарственные растения и растения, занесенные в Красную книгу области,
  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете,
  • создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения),
  • выпускать факультативную стенгазету,
  • подготовить рисунок,
  • подготовить страничку Красной книги с рисунком или фотографией растения, занесенного в Красную книгу нашей области.

По темам “Осенняя экскурсия в близлежащий парк и осенние краски Волгоградской природы. (Смена окраски листьев, листопад). Создание гербариев” обучающиеся должны знать:

  • признаки осени, характерные для нашей местности,
  • почему происходит смена окраски листьев,
  • что такое листопад и почему деревья на зиму сбрасывают свои листья,
  • какими средствами и приемами пользуются поэты, художники и композиторы, создавая образы осенней природы,

должны уметь:

  • сделать творческий отчет по итогам экскурсии в форме книжек-малышек,
  • подготовить поговорки, пословицы об осени,
  • создать гербарий,
  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете.

По темам “Животный мир степей и байрачных лесов Волгоградской области. Животные нашего края, занесенные в Красную книгу России” обучающиеся должны знать:

  • названия животных области,
  • названия животных области, занесенных в Красную книгу России,

должны уметь:

  • отличать животных нашей области по внешнему виду и описанию,
  • устно описывать животных нашей области,
  • устно описывать животных нашей области, занесенных в Красную книгу России,
  • называть наиболее распространенных животных нашей области,
  • называть наиболее распространенных животных нашей области, занесенных в Красную книгу России,
  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете,
  • создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения),
  • выпускать факультативную стенгазету,
  • подготовить рисунки, фотографии, аппликации животных нашей области,
  • подготовить поговорки, пословицы, стихи о животных нашей области.

По темам “Охрана природы. Природные парки Волгоградской области. Памятники природы, заповедники Волгоградской области” обучающиеся должны знать:

  • названия природных парков и заповедников нашей области,
  • названия растений и животных природных парков и заповедников нашей области,
  • правила поведения в природе,

должны уметь:

  • отличать животных и растения природных парков и заповедников по внешнему виду и описанию,
  • устно описывать растения и животных природных парков и заповедников Волгоградской области,
  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете,
  • создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения),
  • выпускать факультативную стенгазету,
  • подготовить рисунок.

По окончании обучения обучающиеся должны знать:

  • особенности природных зон своей области (лесостепь, степь, полупустыня),
  • представителей животного и растительного мира родного края,
  • содержание Красной книги России и своей области,
  • формы охраны природы,
  • символику Волгоградской области.

По окончании обучения обучающиеся должны уметь:

  • самостоятельно работать с дополнительной литературой,
  • устно описывать объекты природы,
  • называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира области,
  • изготавливать гербарий: частей растения,
  • соблюдать правила поведения в природе,
  • отличать растения и животных области по внешнему виду и описанию,
  • определять возможные источники информации и способы ее поиска, осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении,
  • анализировать полученные сведения,
  • наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания,
  • создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения),
  • использовать информацию для построения умозаключений,
  • использовать информацию для принятия решений, использовать информацию для построения умозаключений,
  • при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий,
  • выпускать факультативные стенгазеты,
  • вести исследовательскую работу.

Литература для детей

  1. Акимушкин А.А. Мир животных. Москва “Мысль” 1998 г.
  2. Все обо всем. Энциклопедия для детей. Том №5. Москва “Слово АСТ” 1998 г.
  3. Сладков Н.И. Азбука леса. Изд. Детская литература 1986 г.
  4. Верзилин Н.И. По следам Робинзона. Москва “Просвещение” 1977 г.
  5. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. Москва “Просвещение” 1977 г.
  6. Голубев И.Р. Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Москва “Просвещение” 1985 г.
  7. Акимушкин И.И. Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние животные. Москва “Мысль” 1988 г.
  8. Плешаков А.А. Зеленые страницы. Москва “Просвещение” 1995 г.
  9. Лащилин Б. Родное и близкое. Нижне-Волжское книжное издательство Волгоград 1978 г.
  10. Граубин Г.Р. Почему осенью листопад? Москва Издательство “Малыш” 1985 г.

Литература для учителя

  1. Салагаев В.А. Растения “Красной книги” Волгоградской области. Москва “Глобус” 2008 г.
  2. Брылев В.А., Рябинина Н.О. Особо охраняемые природные территории Волгоградской области. Издательство “Альянс” 2006 г.
  3. Оданович М.В. Краеведение 6 класс. Рабочая тетрадь-практикум. Москва “Глобус” 2008 г.
  4. Сушинскас Л.Л., Шевердина Н.А. Викторины, конкурсы, кроссворды для начальной школы. Ростов-на-Дону. Феникс 2008 г.