Цели и задачи:
Программа рассчитана на включение в работу всех участников образовательного процесса:
- детей и подростков;
- родителей;
- педагогов.
Цель программы: обеспечение оптимальных психопрофилактических, развивающих, безопасных условий образовательной среды, способствующих минимизации стрессовых факторов в образовательном процессе, сохранению и укреплению психологического, психического здоровья всех участников образовательного процесса, успешной социализации, самореализации и достижению высокого качества образования учащихся.
К приоритетным для данной программы областям исследования относятся:
- исследование состояние психологического здоровья учащихся, их личностных особенностей;
- исследование уровня познавательного развития учащихся; выявление детей с отклонениями в учебной сфере (педагогически запущенные дети, интеллектуально пассивные, учащиеся с пониженной обучаемостью);
- исследование межличностной сферы участников образовательного процесса;
- исследование профессиональных намерений учащихся;
- исследование мотивации к учебной деятельности;
- исследование личностных особенностей педагогического персонала, администрации; профессиональных затруднений; уровня профессиональной тревожности; уровня стрессоустойчивости, степени удовлетворения различными аспектами жизнедеятельности школы и своими результатами в частности;
- исследование уровня социальной фрустрированности родителей, установок воспитания, родительской тревожности.
Задачи:
1. Соорганизация, гармонизация процесса сопровождения всех субъектов образовательной среды в целях создания полноценных условий для их психологически комфортного, безопасного сотрудничества.
- оптимизация форм общения в педагогическом коллективе (формы работы: тренинги, круглые столы, организация совместного досуга (музыкальные, поэтические гостиные, творческие мастерские);
- способствование улучшению форм толерантного, ненасильственного общения педагогов с учащимися и родителями, родителей с детьми и, наконец, учащихся между собой (формы работы: проведение совместных творческих мероприятий, соревнований, ролевых игр, конкурсов);
- апробация форм эффективного взаимодействия классных руководителей, классных воспитателей и учителей-предметников, социальных педагогов и педагога-психолога, педагогов дополнительного образования (формы работы: круглые столы, дискуссионный клуб, проблемные семинары, психолого-педагогические консилиумы).
Развитие содружества всех участников образовательного процесса предполагает проведение совместных игровых мероприятий, направленных на повышение культуры общения, снижение коммуникативных барьеров общения, соучастие в радостном диалоге.
2. Реализация многоуровневого мониторинга исследования состояния психологического здоровья учащихся в целях вероятностного прогнозирования, своевременного предупреждения возникновения личностных проблем учащихся, а также исследования стрессогенных факторов, нарушающих психологическое здоровье учащихся.
Следует отметить, что подзадачей этого аспекта деятельности является обеспечение профессионального доступа к полученным с помощью мониторинга данным и использования их специалистами всех звеньев системы сопровождения, контроль за соблюдением мер безопасности и ответственности при выполнении данной работы.
3. Обеспечение оптимального формирования непрерывного взаимодействия между дошкольной и начальной ступени образования.
Данная задача реализуется за счет предшколъной адаптации детей к новым условиям, которая включает в себя диагностику функциональной готовности к школе, развитие творческих, познавательных способностей на базе образовательного учреждения - это способствует снижению страхов, риска возникновения адаптационного синдрома у будущих первоклассников.
4. Обеспечение поддержки детей с трудностями в обучении.
- Участие специалистов системы сопровождения в специализированном сопровождении учебных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся классов коррекционно-развивающего обучения.
- Внедрение развивающе-коррекционных программ для детей с отставанием в обучении (педагогически запущенные дети, интеллектуально пассивные, учащиеся с пониженной обучаемостью).
- Организация консулътативно-рекомендаттвной работы с родителями, воспитателями, учителями.
5. Создание условий для формирования, сохранения, укрепления психологического здоровья учащихся.
В рамках реализации этой задачи разрабатываются, подбираются профилактические, развивающие программы, ориентированные на:
- профилактику возрастных трудностей (программа социальной адаптации первоклассников, программа адаптации учащихся при переходе на среднюю ступень образования, программы профилактики личностных трудностей младших и старших подростков и др.);
- формирование установок на здоровый образ жизни, способности противостояния негативным социальным влияниям, профилактику табакокурения, алкоголизма, развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;
- активное использование в воспитательном процессе тренингов личностного роста, уверенности в себе, межличностного общения, бесконфликтного взаимодействия, самостоятельности, развития критического мышления.
6. Создание психолого-педагогических условий для оздоровления межличностной сферы (развитие атмосферы терпимости, взаимоуважения в классных коллективах, снижение факторов стресса в межкультурном общении) и профилактика жестокого обращения с детьми.
Специалист сопровождения призван решить особый тип проблемных ситуаций, связанных с отвержением ребёнка сообществом, например из-за этнических различий, особенностей внешности; низкого статуса в группе и др. Основными факторами, провоцирующими жестокость в ученическом сообществе, являются:
- внутриличностная агрессивность учащихся, зависящая от индивидуальных особенностей (она обостряется в период подросткового кризиса);
- недостаточный уровень развития коммуникативных навыков; общий психоэмоциональный фон учреждения, характеризующийся высоким уровнем тревожности и психической напряжённости; система взаимоотношений внутри классного коллектива; особенности взаимоотношений педагогов со школьниками.
Исходя из этого, реализация данной задачи предполагает:
- внедрение развивающих программ, тренингов, ролевых игр, направленных на развитие толерантности учащихся, эмпатии, сотрудничества, критического мышления, навыков бесконфликтного общения, культуры диалога; преодоление стереотипов восприятия, и др.;
- использование индивидуальной, групповой форм работы с агрессивными учащимися (снятие психологических установок агрессивного поведения, выработка навыков саморегуляции, формирование опыта сотрудничества);
- организация совместной деятельности школьников и педагогов (ролевые игры).
7. Реализация программы психологической поддержки педагогов включает в себя:
- внедрение психологических методов работы с педагогическим персоналом в целях укрепления психологического здоровья персонала;
Критерии психологического здоровья педагогов: эффективное восприятие и комфортные взаимоотношения с реальностью, понимание и принятие себя, свежий взгляд на вещи, креативность, творческая адаптивность, искреннее служение делу, которым они занимаются; воля и активность, социализированность, целостность, динамичность и др.:
- внедрение психолого-педагогических методов повышения психологической компетентности педагогов (организационно-деловая игра, профессиональные студии с элементами тренингов, тренинги, научно-практический семинар, дискуссия, открытый психологический анализ урока);
- совершенствования толерантных технологий педагогического общения;
- овладение здоровьесберегающими и психосберегающими педагогическими технологиями; выработка умения выявлять и изучать особенности ученика, его учебных затруднений, строить учебно-воспитательный процесс с их учётом;
- профилактика педагогического “сгорания” педагогов;
- организация психологического консультирования педагогов, администрации;
8. Создание полноценных условий для профессионального самоопределения учащихся.
Реализация данной задачи включает в себя следующие направления деятельности:
- разновозрастная диагностика интересов, профессиональных намерений учащихся; раннее выявления интересов и способностей школьников, изучение их психологических особенностей и качеств личности в соотнесении с профессиональными намерениями;
- включение в образовательный процесс профориентационных программ, (формирование профессиональных намерений учащихся, формирование способности к сознательному ответственному выбору) тренингов, обучение учащихся навыкам снятия эмоционального напряжения, управления стрессом во время подготовки и сдачи экзаменов;
- консультационная работа со старшеклассниками по определению дальнейшей программы обучения в связи с его дифференциацией;
- проектирование “индивидуальной траектории профессионализации”;
- осуществление профилизации обучения.
Реализации внутренней дифференциации обучения в старшей школе позволит организовать профильное обучение как вид личностно-ориентированного обучения, позволяющего раскрыться и реализоваться каждому учащемуся.
- просветительская работа с родителями по вопросам профессионального выбора.
9. Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
Данная задача реализуется в рамках следующих направлений:
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
- профилактика неврозов;
- предупреждение изоляции одарённых детей в группе сверстников.
10. Создание благоприятных условий для успешной адаптации молодых специалистов.
- оценка педагогического статуса молодого учителя;
- осуществление психологического сопровождения молодых учителей ознакомление их с основами психологической защиты и методами повышения стрессоустойчивости.
11. Организация работы с родителями учащихся.
Организация следующих форм работы:
- семинар-тренинг по особенностям, методам и таким как воспитания в семье, умению разрешать конфликты и кризисы;
- социально-психологический тренинг (тренинг партнёрского общения);
- совместные занятия для детей и их родителей;
- лектории для родителей (развитие психолого-педагогической компетентности родителей);
- психологическое консультирование;
- проведение индивидуальных и групповых флэштренингов.