Цели:
- Образовательные: проверить, систематизировать, обобщить знания обучающихся по теме.
- Развивающие: способствовать формированию умений применять полученные знания в новой ситуации, развивать логическое мышление, математическую речь.
- Воспитательные: воспитывать интерес обучающихся к математике, познавательную активность, коммуникативные навыки.
Оборудование: экран, компьютер, презентация к мероприятию, презентация индивидуальной работы, карточки, дидактический материал.
Ход мероприятия
1. Активизация познавательной деятельности
Учитель:
Нашу учебную встречу начнем словами китайской пословицы:
(презентация 1) Слайд 2
Ты можешь стать умнее тремя путями:
- путём опыта – это самый горький путь;
- путём подражания – это самый лёгкий путь;
- путём размышления – это самый благородный путь.
В основе всех математических открытий лежит практическое решение задач: как составить правильный календарь, имеющий огромное значение для древних земледельцев? Как научиться правильно определять курс корабля в открытом море по положению небесных светил? Как составить точные географические карты? Как правильно определить большие расстояния на поверхности Земли?
И более современные задачи: как охарактеризовать крутизну подъема в горах, как определить скорость движения корабля или самолета?
Попробуйте решить следующие задачи:
Слайд 3 Найти расстояние между объектами.
Слайд 4 Измерить высоту башни.
Слайд 5 Измерить ширину реки.
Какие теоретические знания помогут вам справиться с этими заданиями?
Для ответа на эти вопросы мы использовали треугольник, в котором нужно найти неизвестные элементы по трем известным элементам: стороне и двум углам, двум сторонам и углу, по трем сторонам. Это практические задачи раздела математики, изучающего зависимость между сторонами и углами треугольника, который называется тригонометрия.
2. Из истории тригонометрии
Историю возникновения тригонометрии мы узнаем, посмотрев презентацию «История тригонометрии» (презентация 2)
3. Задания классам
Учитель:
В курсе алгебры 7-9 классов мы изучали алгебраические функции. В 10 классе столкнулись с математическими моделями реальных ситуаций, связанных с функциями других классов - не алгебраическими. К ним относятся тригонометрические функции, для введения которых нам понадобилась новая математическая модель - числовая окружность.
С помощью числовой окружности мы ввели понятия синуса, косинуса, тангенса и котангенса и вывели целый ряд соотношений, связывающих значения различных тригонометрических функций. Научились решать тригонометрические уравнения и неравенства. Сегодня на нашей учебной встрече мы проверим ваши знания по всем разделам тригонометрии.
Классы получают пакеты, в которых находятся карточки с заданиями. Каждый класс делится на семь групп (по количеству карточек). Задания 1-4 выполняются на индивидуальных досках, а затем проверяются с помощью проектора (презентация 1). Задания 5-7 представители от каждой группы оформляют на индивидуальных досках, решения защищают у доски. За верно выполненное задание группа получает 2 балла, если были допущены незначительные ошибки – 1 балл, неверно – 0 баллов.
Каждому классу предложены задания «В свободную минуту», решив которые, они могут принести дополнительные баллы своей команде.
Задание 1
1. а) Найдите на числовой окружности точки, соответствующие числам
Задание 2
1. Знаки синуса, косинуса, тангенса, котангенса по четвертям:
четверть |
1 |
2 |
3 |
4 |
sint |
|
|
|
|
cost |
|
|
|
|
tgt, ctgt |
|
|
|
|
2. Заполните таблицу значений sint, cost, tgt, ctgt:
t |
0 |
2 |
7 |
3 |
7 |
2 |
|||||
sint |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
cost |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
tgt |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ctgt |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 3
Закончите равенства:
1)
sin(t+2)= |
sin(t+)= |
sin(t+ |
cos(t+2)= |
cos(t+= |
cos(t+ |
2)
sin( |
sin( |
sin(2 |
cos( |
cos( |
cos(2 |
Задание 4 Тригонометрические формулы
1.Тригонометрические функции числового аргумента:
1= |
tgt= |
= |
tgt*ctgt= |
|
1 + ctg2t = |
2.Синус и косинус суммы и разности аргументов:
sin(x+у)=
cos(x+у)=
sin(x-у)=
cos(x-у)=
3. Формулы двойного аргумента:
sin2x=
cos2x=
tg2x=
4. Формулы понижения степени:
cos2x=
sin2x=
tg2x=
5. Формулы преобразования суммы в произведение
sinx + siny = cosx + cosy = |
|
sinx – siny = cosx - cosy = |
Задание 5
Решите тригонометрические уравнения
- сos6xcos5x + sin6xsin5x = - 1
- Вычислить сумму большего и меньшего корней уравнения
2sinx + tgxctgx = 0 на промежутке (-.
- sin(= cos
- sinx + cosx = 1
- cos2x – sin2x = 1
Задание 6
Решите тригонометрические уравнения
- = - 2cosx
- (sinx – cosx)2 = 0
- cos2x + sin2x + 2cos2x = 0
Задание 7
Решите тригонометрические неравенства
- cost ;
- sint ;
- tgx1
В свободную минуту:
- Упроститите:
- ( 2 + sint)( 2 – sint) + (2 + cost)( 2 – cost);
- 2cos2t – cos2t;
- (tgt + ctgt)sin2t
- Вычислите:
- 4sin150cos150;
- 8 sin150cos150 (cos2150 – sin2150);
- cos
4. Подведение итогов