Урок русского языка в разноязычном 5-м классе по теме "Глагол как часть речи"

Разделы: Русский язык


Цель: Знакомство с понятием глагол, действие предмета.

Цель косвенная: сопоставление грамматической модели глагол + существительное в языках, изучаемых в школе (русский, английский).

Ход урока

Введение понятия “действия”

У. Работа с картинками. С классом:

Тает, сеет, хвалит, пашет, зеленеет, теплеет.

У доски: тает, сеет, пашет, хвалит, держит, всходит.

У. Говоря о каком времени года, мы употребляем эти глаголы?

Д. О весне.

У. Ребята, вы дали много разных ответов. И все они правильные!

Как вы думаете, почему так вышло? (Ответы детей.)

Вывод: Рассказывая о весне, вы назвали разные действия.

1. Фонетическая минутка

Слабые ученики: отработка согласных звуков [ч], [c], [ш], [ж].

Сильные ученики (ведущие): работа над интонацией стихотворения .

У. Прочитайте стихотворение про себя. Повторите выразительно.( работа по рядам).

Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы висят на месте.

У. А теперь мы проведём разминку для речевого аппарата.

2. Работа с картинками (работа в подгруппах)

Каждой группе даётся отдельное задание: назвать только слова – предметы или только слова – действия : предметные – шляпа, ковёр, чайник, аквариум, ложка; предмет в действии – бегущий заяц, летящая птица, прыгающая девочка, смеющийся клоун. Учащимся предъявляются картинки:

У. Прочитайте слова, которые называют действие? Предъявление всех карточек поочерёдно.
Давайте вспомним, какие действия вы называли: прыгать, бегать…

Дети продолжают перечисление.

Задайте вопрос от названия предмета к действию.

Ученики приводят свои примеры.

– На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действие?

Д. Что делать? Что делает? Что делал?....

У. Какая часть речи обозначает действие предмета?

Д. Глагол.

3. Работа с правилом

Чтение правила. Обращается внимание детей на вопросы “что делать?” и “что сделать?”. Дети придумывают свои примеры к правилу.

У. А сейчас, ребята, вам предстоит ответственная работа, в которой нашим пальчикам придётся потрудиться. И чтобы они с ней справились, мы проведём пальчиковую гимнастику

4. Физкультминутка “Пальчиковая гимнастика”

Есть пальчик маленький, Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит, Никогда его не бросит.

Ну, а этот – средний, длинный,

Он живёт посередине.

Всё укажет замечательный

Палец указательный.

Всем поможет палец большой

Каждому пальчику очень родной. Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. При произнесении слова безымянный встряхиваем кисть, не разжимая остальные пальцы (“кольцо не сбросит”). Средний длинный сгибаем и разгибаем. Указательным показываем. В конце игры большой палец соединяем с каждым в отдельности по очереди, начиная с мизинца, а затем снова сжимаем в кулак. Большой палец кладется сверху.

Игра, в которой особенно активное участие принимают билингвы.
Ведущий показывает палец, а билингв, повторяя слова из рифмовки), отвечает, какое действие совершает палец.

5. Работа с текстом

Лексическая работа.

1. Задание (инофонам, носители языка помогают). Сопоставьте словосочетания. Объясните, как вы их понимаете?

Дышится легко – дышится трудно.
Трава пробивается – трава завяла, трава высохла.
Звенит капель – звенит колокольчик
Сидеть дома - сидеть на стуле.

2. Чтение текста учителем. Определите тему. Озаглавьте текст.(Текст написан на доске и на карточках, предъявляемых ученикам ).

Д. Этот рассказ о том, как наступила весна. Можно озаглавить “Весна наступила”, “Наконец-то весна!”

Задание для сильных учеников:

Прочитай текст. Определите тему и подберите заголовок к рассказу. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

Весна в этом году долго не наступала. Потом вдру… всё пр…снулось, заш…велилось, запело, зашумело, заг…ворило.

И вот уже разносится многоголосное пение птиц. Пог…лубело небо, поч…рнели сугробы. Кое-где из-под снега проб…вается прошлогодняя трава. Журчит и св…ркает под яркими лучами солнца ручей. Зв…нит капель.

Дыш…тся легко. В такое время не хоч…тся сидеть дома.

Выдели окончания глаголов. Определи спряжение. Найдите и обозначьте глаголы как члены предложения.

Задания для средних учеников:

Прочитай текст. Спиши текст, вставляя орфограммы.

В…сна в этом году долго не наступала. Потом вдруг всё пр…снулось, заш…велилось, запело, зашумело, заговорило.

И вот уже разносится многоголосное пение птиц. Пог…лубело небо, поч…рнели сугробы. Кое-где из-под снега проб…вается прошлогодняя трава. Журчит и сверкает под яркими лучами солнца ручей. Звенит капель.

Дыш…тся легко. В такое время не хочется сидеть дома.

Выдели окончания глаголов. Надпишите части речи над существительными и глаголами.

2. Прочитай текст.

Задания для слабых учеников.

1. Восстанови слова

Поголубело – стало ____________.
Почернели – стали ____________.

2. Спиши текст.

Весна в этом году долго не наступала. Потом вдруг всё проснулось, зашевелилось, запело, зашумело, заговорило

И вот уже разносится многоголосное пение птиц. Поголубело небо, почернели сугробы. Кое-где из-под снега пробивается прошлогодняя трава. Журчит и сверкает под яркими лучами солнца ручей. Звенит капель.

Дышится легко. В такое время не хочется сидеть дома.

Послетекстовое упражнение:

Выписать глаголы, слова, обозначающие действие и отвечающие на вопросы что делать? Что сделать? Подобрать синонимы. На какие основные признаки вы обращаете внимание, когда находите в рассказе глаголы? Что ещё обозначают глаголы в этом рассказе? Использую приём способ самопроверки.(Весна наступила. Наконец-то весна! Весна.

Движение природы, просыпающейся весной: проснулось, зашевелилось, пробивается; звуковые впечатления: запело, зашумело, заговорило, разносится, журчит, звенит; зрительные впечатления: сверкает, поголубело, почернели.)

В этом рассказе чувства человека выражены в предложениях: Дышится легко. В такое время не хочется сидеть дома.- Хочется веселиться, петь.

6. Игра. “Поиграем в мяч”

Цель: Образование однокоренных глаголов от существительных. Работа с понятием “действие предмета”.

Учитель бросает мяч, говорит существительное, а учащиеся по цепочке – однокоренной глагол.

Образец: У (бросает мяч) Свет – У.(ловит мяч) светить.

Этап 1. Слова первого столбца для билингвов, а второго для русскоязычных детей.
Этап 2. Игра в парах. Пары составлены по принципу сильный и слабый (билингв) ученики. Слова второго столбца предлагаются парам с билингвами. Мяч ловит билингв, а сильный имеет право подсказать.

Блеск –
Звук –
Крик –
Стук –
Звон –
Треск –
Плеск –
Плач –
Груз –
Цветок –
Игра –
Отгадка –
Загадка –
Баловство –

7. Сопоставление грамматической модели глагол + существительное в языках, изучаемых в школе

(Русский язык, английский язык.)

У. А теперь давайте вернёмся к стихотворению, которое мы читали в начале урока.
Ребята, найдите в этом стихотворении словосочетания: гл + сущ.

Д.

У. А как мы скажем на английском языке?

Д.

the clock stands – часы стоят
the clock is fast –часы бегут
the clock work –часы идут

У. Давайте сравним две группы словосочетаний (сначала русск.яз, затем англ. яз).В каком положении находится глагол в каждом из этих языков: перед сущ. или после него?

8. Домашнее задание

  1. Прочитайте слова. Назовите глаголы. Упр. 523 учебник М.М. Разумовской.
  2. Напишите диалог, используя глаголы из упр. 523.
  3. Придумайте и запишите предложения, используя глаголы из упр.523.

Задания для сильных учеников:

Творческая работа. Вспомнить, какие чувства испытывает человек, если у него хорошее настроение. Составить диалог или рассказ, используя глаголы из упр 523. по учебнику М.М.Разумовской.

Задания для средних учеников:

Творческая работа. Вспомнить, какие чувства испытывает человек, если у него хорошее настроение. Составьте предложения с глаголами. Слова для справок: Расхрабриться, оживиться, осмелеть, повеселеть.

Задания для слабых учеников:

Объясни каждый глагол.
Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался. (“Маша и медведь”).
Удивился народ, а Иванушка повернул Сивку и ускакал.(“Сивка – Бурка”).

9. Подведение итогов

У. Ребята, наш урок подходит к завершению. Закройте, пожалуйста, глазки, вспомните наш урок. Что понравилось в нём больше всего? Что запомнилось: опишите своё состояние.