О проблеме здоровья в школе говорят очень мало. Для учащихся придумали и здоровьесберегающие программы, и “школы здоровья”… А про здоровье учителей до недавнего времени вообще мало кто заботился… Следовательно, необходимо уделять больше времени учительскому здоровью, особенно его психологической составляющей. |
Для этого на базе нашей школы был создан Центр содействия и укрепления здоровья обучающихся, который распространил поле своей деятельности не только на учащихся ОУ и их родителей, но и на весь большой коллектив.
Наш школьный Центр содействия и укрепления здоровья обучающихся – дело молодое. В его структуру входят следующие основные службы: Первая из которых, служба административного сопровождения, работа которой основывается на научно-методических рекомендациях окружного научно-методического центра и Московского института открытого образования.
В службу педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса вошли учителя предметники, классные руководители и педагоги дополнительного образования.
В организационную структуру нашего Центра входит так же и служба социально-психологического сопровождения, в которую входят педагоги-психологи, социальные педагоги, учитель-логопед. В школе организованы и успешно функционируют Медико-психолого-педагогический консилиум и Совет школы по здоровьесбережению.
Служба медицинского сопровождения представлена школьными медицинскими работниками, а так же врачами-специалистами Городской детской поликлиники № 138, с которой школа заключила долгосрочный договор о сотрудничестве.
В целях сохранения и укрепления здоровья учащихся и всего педагогического коллектива наша школа внедряет в образовательный процесс следующие здоровьесберегающие технологии, такие как:
- рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;
- создание безопасной и комфортной школьной среды, благоприятного психологического климата;
- организация двигательной активности учащихся;
- ведется целенаправленная работа по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
- организовано рациональное питания для учащихся и сотрудников ОУ;
- осуществляется медицинский контроль за развитием учащихся, работа с “детьми группы” риска по здоровью, социально-профилактическая работа, а так же происходит наблюдение за всеми видами здоровья педагогов.
Всем известно, что учителя обладают различной стартовой готовностью к различным эмоциональным воздействиям. А этих воздействий в педагогической деятельности предостаточно: директор вызывает в кабинет по поводу и без повода; родители выясняют, почему их чадо получило только удовлетворительную оценку; пришел на урок замдиректора; на носу аттестация; выступление учеников на конкурсе; класс плохо написал контрольную работу; скоро выступление на педагогическом совете; открытый урок на район; коллега не уступил кабинет; будет ли на следующий год нагрузка и т.д. Все это вызывает эмоциональное переживание, беспокойство у педагогов. У одних эта эмоциональная возбудимость протекает безболезненно, быстро гаснет, у других педагогов вызывает физиологические сдвиги в организме. Чаше всего медики отмечают, что наблюдается повышение кровяного давления, усиление сердцебиения, нарушение ритма дыхания, учащение пульса и т.д. В психологическом плане такие педагоги суетятся, теряют уверенность в своих силах, трудно сосредотачиваются. Такие профессиональные заболевания педагогов, как радикулит, потеря зрения, инфаркты провоцируются эмоциональным перенапряжением. Так мало радости в нашей педагогической работе.
Для того, чтобы предостеречь себя от эмоционального выгорания необходимо знать, к какому психологическому типу себя отнести. Психологи называют два типа людей “А” и “Б”.
К типу “А” относятся педагоги, которым присуще остро развитое чувство ответственности, они крайне честолюбивы, постоянно устремлены к личностному успеху, отличаются большой работоспособностью, систематически пренебрегающие отдыхом, отличаются высокой потребностью в своем признании. Такие педагоги — конфликтны, они обидчивы и порой не удовлетворены своим положением, статусом в коллективе. Они максимально отдают себя работе, нет времени на себя, слаб самоконтроль.
Известный английский биолог М. Медавар утверждает, что человека с таким типом можно обнаружить уже за партой начальной школы. Это тот, кто всегда тянет вверх руку, знает ответ на вопрос учителя, мешает ему вести урок и молит: “Спросите меня, пожалуйста!”
К типу “В” относятся спокойные, неторопливые, уравновешенные педагоги, не берущие на себя дополнительных нагрузок, любящие и умеющие хорошо отдыхать. Они не участвуют в профессиональных конкурсах, не дают открытых уроков, не выступают на собраниях, не переживают за успехи своих учеников. Они больше думают о себе, о своей семье, об отдыхе. Они степенны, добродушны, несуетливы, легко переносят трудности, философски смотрят на требования директора: “На то и щука в реке, чтобы карась не дремал”.
Приложение данных моделей на себя позволит скорректировать свое поведение и отношение к здоровью.
Как свидетельствуют медицинские данные, люди типа “А” в четыре раза больше получают инфаркт, у них встречается в шесть раз чаше атеросклероз коронарных сосудов, наблюдается повышенный холестерин, чем у типа “Б”. Чтобы избежать такой участи психологи рекомендуют использовать “рыдающее дыхание”, научиться четыре-пять раз в день плакать; научиться радоваться, чаще слушать музыку, общаться с природой, играть с маленькими детьми и заниматься двигательной активностью, бегать, кататься на велосипеде, на лыжах и коньках, ходить в походы и делать физические упражнения.