Проблема "эмоционального выгорания" учителя и пути ее решения

Разделы: Администрирование школы


Кто не ценит собственного здоровья,
тот меньше заботится и о здоровье других.

О проблеме здоровья в школе говорят очень мало. Для учащихся придумали и здоровьесберегающие программы, и “школы здоровья”… А про здоровье учителей до недавнего времени вообще мало кто заботился… Следовательно, необходимо уделять больше времени учительскому здоровью, особенно его психологической составляющей.

Для этого на базе нашей школы был создан Центр содействия и укрепления здоровья обучающихся, который распространил поле своей деятельности не только на учащихся ОУ и их родителей, но и на весь большой коллектив.

Наш школьный Центр содействия и укрепления здоровья обучающихся – дело молодое. В его структуру входят следующие основные службы: Первая из которых, служба административного сопровождения, работа которой основывается на научно-методических рекомендациях окружного научно-методического центра и Московского института открытого образования.

В службу педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса вошли учителя предметники, классные руководители и педагоги дополнительного образования.

В организационную структуру нашего Центра входит так же и служба социально-психологического сопровождения, в которую входят педагоги-психологи, социальные педагоги, учитель-логопед. В школе организованы и успешно функционируют Медико-психолого-педагогический консилиум и Совет школы по здоровьесбережению.

Служба медицинского сопровождения представлена школьными медицинскими работниками, а так же врачами-специалистами Городской детской поликлиники № 138, с которой школа заключила долгосрочный договор о сотрудничестве.

В целях сохранения и укрепления здоровья учащихся и всего педагогического коллектива наша школа внедряет в образовательный процесс следующие здоровьесберегающие технологии, такие как:

  • рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;
  • создание безопасной и комфортной школьной среды, благоприятного психологического климата;
  • организация двигательной активности учащихся;
  • ведется целенаправленная работа по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • организовано рациональное питания для учащихся и сотрудников ОУ;
  • осуществляется медицинский контроль за развитием учащихся, работа с “детьми группы” риска по здоровью, социально-профилактическая работа, а так же происходит наблюдение за всеми видами здоровья педагогов.

Всем известно, что учителя обладают различной стартовой готовностью к различным эмоциональным воздействиям. А этих воздействий в педагогической деятельности предостаточно: директор вызывает в кабинет по поводу и без повода; родители выясняют, почему их чадо получило только удовлетворительную оценку; пришел на урок замдиректора; на носу аттестация; выступление учеников на конкурсе; класс плохо написал контрольную работу; скоро выступление на педагогическом совете; открытый урок на район; коллега не уступил кабинет; будет ли на следующий год нагрузка и т.д. Все это вызывает эмоциональное переживание, беспокойство у педагогов. У одних эта эмоциональная возбудимость протекает безболезненно, быстро гаснет, у других педагогов вызывает физиологические сдвиги в организме. Чаше всего медики отмечают, что наблюдается повышение кровяного давления, усиление сердцебиения, нарушение ритма дыхания, учащение пульса и т.д. В психологическом плане такие педагоги суетятся, теряют уверенность в своих силах, трудно сосредотачиваются. Такие профессиональные заболевания педагогов, как радикулит, потеря зрения, инфаркты провоцируются эмоциональным перенапряжением. Так мало радости в нашей педагогической работе.

Для того, чтобы предостеречь себя от эмоционального выгорания необходимо знать, к какому психологическому типу себя отнести. Психологи называют два типа людей “А” и “Б”.

К типу “А” относятся педагоги, которым присуще остро развитое чувство ответственности, они крайне честолюбивы, постоянно устремлены к личностному успеху, отличаются большой работоспособностью, систематически пренебрегающие отдыхом, отличаются высокой потребностью в своем признании. Такие педагоги — конфликтны, они обидчивы и порой не удовлетворены своим положением, статусом в коллективе. Они максимально отдают себя работе, нет времени на себя, слаб самоконтроль.

Известный английский биолог М. Медавар утверждает, что человека с таким типом можно обнаружить уже за партой начальной школы. Это тот, кто всегда тянет вверх руку, знает ответ на вопрос учителя, мешает ему вести урок и молит: “Спросите меня, пожалуйста!”

К типу “В” относятся спокойные, неторопливые, уравновешенные педагоги, не берущие на себя дополнительных нагрузок, любящие и умеющие хорошо отдыхать. Они не участвуют в профессиональных конкурсах, не дают открытых уроков, не выступают на собраниях, не переживают за успехи своих учеников. Они больше думают о себе, о своей семье, об отдыхе. Они степенны, добродушны, несуетливы, легко переносят трудности, философски смотрят на требования директора: “На то и щука в реке, чтобы карась не дремал”.

Приложение данных моделей на себя позволит скорректировать свое поведение и отношение к здоровью.

Как свидетельствуют медицинские данные, люди типа “А” в четыре раза больше получают инфаркт, у них встречается в шесть раз чаше атеросклероз коронарных сосудов, наблюдается повышенный холестерин, чем у типа “Б”. Чтобы избежать такой участи психологи рекомендуют использовать “рыдающее дыхание”, научиться четыре-пять раз в день плакать; научиться радоваться, чаще слушать музыку, общаться с природой, играть с маленькими детьми и заниматься двигательной активностью, бегать, кататься на велосипеде, на лыжах и коньках, ходить в походы и делать физические упражнения.