Эпиграф урока (заранее записывается на доске):
"От рассказа требуется четкость изображения места действия,
живость действующих лиц, точность и краткость языка, –
рассказ должен быть написан так, чтобы читатель видел все,
о чем рассказывает автор”.
М.Горький
Цель урока: Совершенствовать письменную и устную формы речевых умений учащихся.
Задачи урока:
- Образовательные: Совершенствовать знания учащихся по изучаемой теме, развивать речь учащихся.
- Воспитательные: Продолжить формирование у учащихся уважительного отношения к своему труду и труду своих товарищей, собственным поступкам и поступкам окружающих людей.
- Коррекционные: Совершенствовать методы написания учащимися сочинения повествовательного характера с элементами описания по данному сюжету.
Оборудование урока:
- Классная доска
- Учебник по русскому языку (необходим при анализе домашнего задания)
- Различные виды лингвистических словарей
- Сюжетные картинки
Ход урока
1. Оргмомент. Объяснение целей и задач урока. Мотивация учащихся.
Проверка домашнего задания у учащихся осуществляется на протяжении всего урока.
2. Вступительное слово с учащимися (в форме беседы).
Рассказ – небольшое прозаическое произведение, рисующее одно, реже – несколько событий с малым количеством действующих лиц, Повесть, сказка, рассказ относятся к повествовательным жанрам литературы.
Композиция рассказа
В рассказе выделяются три части: завязка, развязка и кульминация.
Завязка – событие, с которого начинается действие и от которого зависит развитие последующих событий.
Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия рассказа.
Развязка – заключительное событие, которое явилось результатом действия.
Как-то раз, однажды, это случилось, когда..., эта история произошла недавно – так или примерно так нередко начинаются рассказы о каких-то случаях из жизни.
3. Анализ предыдущего домашнего задания по материалу учебника.
Рассмотрите рисунки.
- О каком случае рассказывают эти рисунки?
- С чего все началось?
- Как развивались события?
- На какой картинке изображен самый острый момент в развитии действия?
- Чем все закончилось?
- Какой разговор мог произойти между героями этого происшествия?
Представьте, что история, изображенная на рисунках или подобная ей, произошла в вашей или знакомой вам семье. И вот в кругу близких вам людей вы рассказываете, как все произошло. Вам хочется поделиться своими впечатлениями.
4. Корректировка ранее составленного плана сочинения.
Продумайте свой рассказ устно.
Как вы его начнете?
Может быть, так: “Однажды папа (мой дядя, наш сосед и т. д.) принес откуда-то свой портрет – большой и в большой рамке...”
5. Определение типа речи и формы сочинения
- В серьезном или шутливом тоне вы будете рассказывать?
- Будете ли вы использовать в этом рассказе жесты и мимику?
Тип речи – повествование с элементами описания действий человека. (Оно будет присутствовать обязательно, так как мы рассказываем о событии.)
Форма сочинения – сочинение-рассказ по данному сюжету.
6. Анализ сочинения ученика.
Анализ сочинения.
Макароны
Как-то раз я решил сварить макароны. “Да что там варить? Вскипятил воду и бросил в нее макароны”, – решил я. И как раз мне представился такой случай.
Однажды мама ушла в магазин, а время подходило к обеду. Я решил сварить макароны. Взял кастрюлю, налил туда воды, поставил на огонь и стал ждать, когда она закипит. Но вскоре вода закипела, затем я быстро забрасываю в кастрюлю макароны и сижу жду. А между тем есть хочется. Я решил поварить пять минут и наложить их в тарелку. Так и сделал, но, попробовав штучку, я почувствовал, что они недоваренные и к тому же несоленые. Но, к счастью, скоро пришла мама и сварила мне нормальные макароны. (Андрей К.)
7. Непосредственно написание сочинения по сюжетным картинкам.
6. Объяснение нового домашнего задания (учащимся необходимо повторить материал по изучаемой теме).
Итог урока подводится после проверки работ учащихся.