В России стартовал национальный проект "Образование", в ходе реализации которого изменение целей обучения (формирование инициативной, творческой личности), важность конечного результата (компетентность выпускника) повлекли и изменение, совершенствование подходов, методов и приемов обучения. Изменение стратегии обучения сопровождается и совершенствованием способов оценки достижений школьников. Другими словами, задача каждого учителя - создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.
Рейтинговая система оценивания учебных достижений школьников может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленной задаче. Учитывая потребность современного общества в "комплексной образованности", я считаю, что переход к рейтинговой системе оценки в старшей (профильной) школе необходимым. Рейтинг дает возможность получить объективную и полную картину образовательных результатов: освоение знаний, умений и навыков по предмету, формирование компетенций и даже становления личностных характеристик.
Накопленный опыт убедил меня, что из всех систем оценивания: традиционной (пятибалльной), тестовой, "портфолио", рейтинговая система позволяет более объективно оценить индивидуальные достижения школьников в учебной и внеурочной деятельности, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, к началу самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Рейтинговая система оценивания позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения предметом, помогает учителю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности.
Главная цель рейтинговой системы оценивания - влияние на активность учащихся в получении знаний, а также оценка динамики уровня знаний на каждом этапе их усвоения. Рейтинговая система оценивания реализует на практике лекционно-семинарское, модульное, проблемное, дифференцированное обучение, игровые, проектные, информационно-коммуникативные технологии на этапе проверки и оценки достижений школьника при помощи индивидуального числового показателя - рейтинга. Данная система оценивания позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность.
Рейтинг - это система оценки накопительного типа, которая отражает успеваемость школьников, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая оценка результатов труда ученика в соответствии с его реальными достижениями, система поощрения успевающих учащихся.
Цели и задачи введения рейтинговой системы оценивания учебных достижений:
- расширить компетентность школьников в области изучения дисциплины;
- развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;
- создать условия, учитывающие индивидуальные способности, возможности учащихся, для успешной реализации общих, единых целей обучения;
- повысить ответственность школьников за результаты своего обучения.
Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся основана на учете накапливаемых баллов за текущие результаты обучения. Для обеспечения непрерывного контроля учебной деятельности школьников я выбрала простую модель рейтингового оценивания. Каждый вид деятельности учащихся оценивается соответствующими баллами по разработанной рейтинговой шкале, т.е. вместе с привычной пятибалльной системой, работа ученика оценивается еще и по системе "рейтинг". Рейтинг - индивидуальный коэффициент старшеклассника определяется по результатам всех видов занятий, вариантов контроля, подсчитывается как общая сумма баллов на этапе рубежного, итогового контроля. При этом весь профильный курс 10 и 11 классов разбивается на тематические модули. В каждом модуле планируется система текущего контроля, определяется количество баллов за выполняемое задание, максимальное и минимальное число баллов по каждому виду деятельности, количество и формы рубежного контроля. На первом же уроке профильного курса знакомлю учащихся с рейтинговой системой, ее условиями, шкалой перевода рейтинговых баллов в традиционную систему оценивания.
Этапы введения рейтинговой системы оценивания учебных достижений учащихся:
Разработка оценочной шкалы по теме (модулю) с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником.
Ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся и родителей.
Изучение материала по теме, занесение результатов в рейтинговый лист учащегося.
Подведение итогов по теме и составление рейтинговой шкалы по классу.
Перевод суммы баллов в оценку и выставление в журнал.
При разработке оценочной шкалы применяю следующие виды рейтинга:
- стартовый рейтинг - это определение начального уровня знаний;
- текущий рейтинг включает оценку работы ученика на уроках;
- дисциплинарный рейтинг включает текущий, промежуточный, итоговый контроль;
- творческий рейтинг - это самостоятельная работа ученика во внеурочное время.
Рейтинговая оценочная шкала.
Вид рейтинга | № | Вид учебной деятельности. | Баллы. | Вид баллов. |
стартовый рейтинг | 1. | Входное диагностирование. | до 30 баллов | Обязательные баллы. |
2. | Проверочная работа. | до 10 баллов | ||
текущий рейтинг | 3. | Текущие ответы (устные ответы на уроке, индивидуальная работа). | 1-3 балла за урок | |
4. | Решение дополнительных задач. | 1-3 балла | ||
5. | Практическая работа. | 5 - 10 баллов | ||
6. | Практикум. | 5 баллов | ||
7. | Семинар. | до 10 баллов | ||
8. | Домашняя работа. | 1-3 балла | ||
дисциплинарный рейтинг | 9. | Тематический срез, тестирование. | 5-15 баллов | |
10. | Контрольная работа. | до 20 баллов | ||
11. | Зачетная работа. | до 20 баллов | ||
творческий рейтинг | 12. | Сообщение, реферат. | до 10 баллов | Дополнительные баллы. |
13. | Творческая работа (кроссворды, наглядные пособия, макеты и т.п.) | 5 - 10 баллов | ||
14. | Исследовательская работа (проект, презентация) |
30 - 50 баллов | ||
15. | Решение задач повышенной сложности. | 5-10 баллов | ||
16. | Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.п. (от уровня). | 10-30 баллов |
Для определения рейтинга вводятся обязательные и дополнительные баллы. Обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных, контрольных работ, тестов, сдача зачетов, решение задач и т.д. Дополнительные баллы используются для поощрения учащихся при выполнении ими творческих заданий (написание рефератов, выполнение проектов), за участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, за решение задач повышенной сложности. Дополнительными баллами также поощряется активное участие в практических и семинарских занятиях, работа консультантом, ассистентом на зачетах, проведение занятий с учеником, пропустившим уроки (5-20 баллов). Если ученик отсутствовал на уроке, то за пропущенную работу получает "0" баллов. Если учащийся набирает не удовлетворяющее его количество баллов, он имеет право "добрать" недостающие баллы (закрыть пробелы в знаниях). Такие работы ученик может выполнить в специально отведенное время. Общее количество баллов по каждому модулю определяется в зависимости от часов, отведенных на его изучение, а также значимости данной темы по сравнению с другими.
Рейтинговый балл по изученному модулю переводится в оценку и выставляется в журнал. Учащиеся, имеющие 86-100% от общей суммы баллов, получают оценку "отлично", 71 - 85% - оценку "хорошо", а 56 - 70% - оценку "удовлетворительно".
Начиная с 1 сентября и до окончания учебного года, полученные баллы за все виды учебной деятельности учащегося суммируются. По количеству набранных баллов выставляются полугодовые и годовые оценки. Ученики, набравшие 86% - 100% от общей суммы баллов за I полугодие, за год освобождаются от зачетов за полугодие, от итоговой контрольной работы.
Например, рассмотрим рейтинговую шкалу, составленную по модулю: "Преобразование тригонометрических выражений" (учебник А.Г.Мордковича, П.В.Семенова "Алгебра и начала анализа") 10 класс (профильный уровень).
На изучение темы отводится 22 часа.
Проверочная (установочная) работа | 5 баллов |
Работа на уроке (за все уроки) | 1-3 балла (15) |
Решение дополнительных задач | 5-10 баллов |
Практикумы (№1, №2, №3, №4) | 20 баллов |
Семинар | 10 баллов |
Домашняя работа | 15 баллов |
Тестирование (№6, №7) | 20 баллов |
Контрольная работа №5 | 20 баллов |
Зачет по теме (теоретический) | 5 баллов |
Максимальное количество баллов за тему | 120 баллов |
Рейтинговое оценивание знаний я начинаю использовать с 5-го класса, например, при проведении уроков-соревнований, уроков-путешествий, игровых уроков, зачетов, при выполнении проектов. Применение творческого рейтинга с 5-го класса активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает их творческие способности, интерес к математике. Активность учащихся на уроках возрастает, дети перестают испытывать страх перед опросом, так как понимают, что оценка по предмету зависит от их способностей, возможностей и трудолюбия.
Схема урока по математике с использованием рейтинговой оценки знаний
Цели урока:
- создать условия для практического применения изученного материала, выявления
- уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности;
- развивать умения самостоятельно применять знания на практике с учетом уровней усвоения материала, развивать умения анализировать, сравнивать; формировать навыки творческой, познавательной деятельности, способностей к оценочной деятельности;
- формировать навыки самоконтроля, самооценки, взаимопомощи; развивать инициативу, самостоятельность, уверенность в своих силах.
Технология: уровневая дифференциация с использованием рейтинговой оценки знаний.
Оборудование:
- дифференцированные задания каждому ученику;
- судовой дневник каждому ученику (рейтинговый лист).
СУДОВОЙ ДНЕВНИК ученика(цы) 5 класса __________________________________ |
||
Этапы регаты | Баллы | За устный ответ - 1 балл, за письменные задания от 1 до 5 баллов. |
1. Проверка снаряжения | ||
2. Бухта уравнений | ||
3. Остров смекалки | 12-14 баллов - оценка
"5". 9-11 баллов - оценка "4". 6-8 баллов - оценка "3". |
|
4. Задачный залив | ||
5. Мыс Успеха | ||
Итоговый балл | ||
Оценка |
Структура урока.
Организационный этап. Что такое "регата". Сообщение темы, целей регаты, правила заполнения судового дневника.
Этап актуализации опорных знаний.
Проверка снаряжения. Устная работа: решение примеров, уравнений.
За верно выполненное задание - 1 балл.
Этап применения знаний, умений в сходной и новой ситуациях:
Бухта уравнений. Решение уравнений разного уровня сложности: от 1 до 3 баллов.
Самопроверка по образцу.
Остров смекалки. Устная работа: задания на смекалку (по 1 баллу за верный ответ).
Задачный залив. Решение задач разного уровня сложности: от 2 до 4 баллов.
Работа в парах. Самопроверка, самоконтроль.
Физкультминутка.
Семафорное сообщение (расшифровать слово).
Этап контроля и самоконтроля.
Мыс Успеха. Самостоятельная дифференцированная работа:
I уровень: уравнение - 1 балл, задача - 2 балла;
II уровень: уравнение - 2 балл, задача - 2 балла;
III уровень: уравнение - 2 балл, задача - 3 балла.
Проверка по ответам, самоконтроль.
Информация о домашнем задании (дифференцированная домашняя работа).
Творческое задание: составить условие и решить задачу по теме регаты аналогично задачам, которые решали в классе.
Итог урока. Учащиеся подсчитывают баллы в судовом дневнике, переводят в оценку.
Определяются победители регаты (учащиеся с высокими рейтинговыми баллами).
Рефлексия (например, с помощью "солнышка и тучки").
В 7-9 классах рейтинговую систему оценивания знаний я применяю не только на отдельных уроках, но и при изучении некоторых тем. Например, 7 класс: "Многочлены"; 8 класс: "Функции ", "Квадратные уравнения"; 9 класс: "Неравенства и системы неравенств", "Системы уравнений", "Числовые функции". Рейтинговая система оценки учебных достижений школьников эффективно используется в ходе изучения дополнительных курсов. Например, применяю творческий рейтинг при изучении факультативного курса "Дополнительные вопросы курса алгебры 8 класса", элективного курса "Элементы финансовой математики" (в рамках предпрофильной подготовки в 9 классе). С помощью рейтинга всегда видно положение данного ученика на фоне всего класса, и легко определить, как "близко" или "далеко" в данный момент времени до оценки в четверти или в году, на которую ученик рассчитывает.
Профильные 10-11 классы обучаются по зачетной системе с использованием рейтинговой технологии оценивания учебных достижений школьников. На уроках в основном даются задания базового и повышенного уровня, а на факультативе рассматриваются задания более высокого уровня. После прохождения темы проводится тематический зачет, в котором используются дифференцированные задания. В конце полугодия проводятся итоговые зачеты. Ученики, которые хорошо сдавали текущие зачеты, имеют высокий рейтинг, освобождаются от итоговых зачетов. Учащиеся знают об этом, таким образом, повышается мотивация учащихся к усвоению знаний, повышается качество знаний. Такая система обучения - хорошая подготовка к учебе в высших учебных заведениях.
Рейтинговая система оценки в значительной степени отвечает условиям формирования успешности учащихся профильных классов. Благодаря рейтингу, стирается противоречие между объемом вложенного труда и результатами, оценкой этого труда. Чем больше затраченных усилий, тем гарантированнее высокий результат, тем выше уровень удовлетворения от успешного выполнения поставленной перед учеником учебной задачи. Меняется уровень самооценки школьника, появляется стремление к достижению новых побед. А это прекрасный стимул к активному, осознанному, творческому труду.
Используемая рейтинговая система оценивания знаний позволяет:
- определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;
- получить объективную динамику усвоения знаний в течение учебного года;
- дифференцировать значимости оценок, полученных учащимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, домашняя, творческая и др. работы);
- отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;
- повысить объективность оценки знаний.
Преимущества, связанные с использованием рейтинговой системы оценивания учебных достижений как средства успешного развития компетентности школьников очевидны, так как они позволяют значительно повысить эффективность учебной деятельности учащихся за счет целого ряда факторов.
Во-первых, стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес учащихся к конкретной теме, а, следовательно, к предмету в целом.
Во-вторых, процесс обучения и контроля охватывает всех учащихся, их обучение при этом контролируется учителем и одноклассниками.
В-третьих, дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает стрессовой ситуации.
В-четвертых, развиваются элементы творчества, навыки самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся.
В-пятых, наблюдается поворот мышления и поведения школьников в направлении более продуктивной и активной познавательной деятельности.
Рейтинговая система помогает старшеклассникам при выстраивании индивидуальной образовательной траектории, при планировании и достижении результатов обучения в соответствии со способностями, склонностями и интересами. Рейтинговая система оценивания знаний заставляет ученика заниматься предметом систематически, быть внимательным на уроке, заниматься самостоятельно, использовать дополнительную литературу, что способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, повышению учебной мотивации, развитию интереса к изучаемому предмету. Данная система развивает аналитическое и критическое мышление, коммуникативные способности, позволяет психологически перевести учащихся с роли пассивных "зрителей" в роль активных участников педагогического процесса. Рейтинговое оценивание способствует контролю целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также формированию самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетентностей. Мои ученики с удовольствием выполняют различные творческие работы по математике: информационные, исследовательские проекты, рефераты, доклады, сочиняют сказки, составляют кроссворды, ребусы, шарады. Лицеисты принимают активное участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах. Они нацелены на творчество, самореализацию, успех.
Эффективность использования рейтинговой системы оценивания учебных достижений подтверждается повышением "качества знаний" учащихся (за последние три года - рост на 15%). Наблюдается стабильно положительная динамика уровня математической компетентности выпускников по результатам независимой оценки их образовательных достижений (качество знаний выпускников выросло на 20%).
В отечественной педагогике этот метод завоевывает все больше и больше популярности и используется не только в вузах, но и во многих школах.
Современные подходы в образовании требует отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от традиционных форм побуждения к учению с помощью оценок. Поиск новых способов стимулирования учебного труда учащихся, принцип личной заинтересованности, набирающий силы в обучении и воспитании, определяют новые подходы. Дополняясь принципом добровольности в выборе уровня обучения (а значит, и контролирования), оценка может превратиться в способ рационального определения личного рейтинга - показателя значимости (веса) человека в цивилизованном обществе.
Приложение 1. Индивидуальный рейтинговый лист учащегося.
Приложение 2. Рейтинговая шкала 10 класса за I полугодие.
Приложение 3. Урок по алгебре и началам анализа с использованием рейтинговой системы оценивания знаний в 11 классе.
Литература:
- УМК А. Г. Мордкович, П. В. Семенов "Алгебра и начала анализа". 10 класс, 11 класс. Профильный уровень. 2007 г.
- Программы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы / авт.-сост. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. М. 2009 г.
- М.В.Калужская "Внедрение рейтингов в старшей школе". М. "Справочник заместителя директора школы". 2008 г.
- Интернет-ресурсы:
- http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id "Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве".
- https://urok.1sept.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2008 - 2009 учебного года.