ИКТ на интегрированном уроке изобразительного искусства + музыки + окружающего мира "Рисование с натуры или по представлению. Весенний цветок"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

Образовательные:

  • Формировать графические умения и навыки.
  • Учить применять на практике ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы.
  • Помогать осмыслить художественно-творческое отношение представлений об окружающем мире.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей любовь к родной природе, умение видеть ее красоту.
  • Укреплять межпредметные связи.

Развивающие:

  • Развивать навыки композиционного решения рисунка, эмоционально-чувственную сферу ребёнка и его художественно-образное мышление как основу творческой личности.
  • Дать представление об изменениях в жизни растений весной; познакомить с разнообразием весенних цветов, поговорить о пользе которую они приносят человеку, необходимости охраны растений и растительного мира нашей Родины, нашего края.
  • Способствовать развитию детского воображения, эстетического восприятия, наблюдательности.

Оборудование: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки.

Изобразительный ряд: репродукция картины Ф.П. Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка", фотографии весенних цветов, образец педагогического рисунка.

Литературный ряд: стихотворение П. Соловьева "Подснежник"; Т. Собакина "Цветы.

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик".

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проктор для показа слайдов; презентация "Весенние цветы".

Форма урока: урок с компьютерной поддержкой.

ХОД УРОКА

I. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Смачивание красок.

Эмоциональный настрой.

II. Актуализация знаний.

- Ребята сегодня на уроке я приглашаю вас отправиться в гости. А вот к кому попробуйте догадаться:

С чего это всюду
Такое веселье.
Такое -
С зари до зари
Торжество?
И только всего,
Что так прежде красна
Пришла, прилетела, вернулась : весна!

Презентация <Слайд2>

- Весна замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.

III. Сообщение темы и цели урока.

1. - Итак, мы отправимся в гости к Весне.

- Весна приходит к нам в гости не одна, а со своими друзьями. А кто они, вы узнаете, прослушав загадки.

Презентация "Весенние цветы" <Слайды3-7>

Желтые, пушистые шарики душистые.
Их укроет от мороза в своих веточках:
(Мимоза)

Он - цветочек, принц - поэт
В шляпу желтую одет.
Про весну сонет на бис прочитает вам:
(Нарцисс)

На лесной проталинке, вырос цветик маленький.
Прячется в валежник беленький:
(Подснежник)

Белые горшки на зеленой ножке:
(Ландыши)

Их в Голландии найдете, там везде они в почете.
Словно яркие стаканы, в скверах там цветут :
(Тюльпаны)

2. - Апрель - месяц последнего снега и первых цветов. Именно в апреле на проталинах зацветают весенние первоцветы: мать-и мачеха, голубая пролеска, перелеска, чина весенняя.

Презентация, показ фотографий первоцветов <Слайд8 - 11>

IV. Физкультминутка.

(пальчиковая гимнастика)

Покажем, как распускается бутон цветка.

Набухай скорей бутон.
Распускайся наш цветок!
Мы живём в родном краю.
Всех я вас приветствую!

3. Разговор о весенних цветах.

- Первоцветы появляются после холодной зимы, когда ещё не везде растаял снег. Вырастают быстро, цветы превращаются в плоды с семенами, а корни и луковицы растут и накапливают силу на будущую весну. Летом первоцветы увядают. Кажется, что растения погибли, но они спят и готовятся к новой весне.

- Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в "Красную книгу" красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности.

- Стоит губить красоту растения из-за нескольких дней?

Ведь недаром говорят:

<Слайд12>

"Поймал я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь сердцем."

Чтение стихотворений детьми.

<Слайд13>

- Запомните правила: "Нельзя срывать растения для букетов.

Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком!"

<Слайд14>

- Давайте прочтём стихотворение и посмотрим, что будет, если мы будем небрежно относиться к природе:

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Дерево, цветок, трава и птицы
Не всегда умеют защищаться
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
(Т. Собакина)

V. Знакомство с картинами художников.

<Слайд15>

- Цветы изображали на своих картинах известные художники. Они передавали неповторимую красоту. Предлагаю вашему вниманию картину Фёдора Петровича Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка".

На ней изображена стеклянная ваза с букетом цветов. На вазе сидит красивая бабочка и рядом птичка - щегол на жёрдочке. Тёмная поверхность стола сливается с фоном.

- Как художником написаны цветы? (ответы детей)

- Зрительным центром композиции в этой картине является простой розовый цветок с капелькой росы на лепестках, который сразу притягивает наш взор. Неброская красота свежесобранного букета завораживает нас.

- А как вы думаете, ребята, зачем художник нарисовал на картине бабочку и птицу?

- Какие цвета и их оттенки преобладают в картине?

- Какое настроение вызывает у вас этот натюрморт?

- Понравилась ли вам эта картина?

VI. Физпауза.

(гимнастика для глаз)

- Ребята, отгадайте, а что необходимо для цветов

Среди поля голубого -
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце,
Ну конечно, это : солнце!

- Давайте представим, что мы тоже цветочки и понаблюдаем глазками за солнышком.

<Слайд16>

VII. Этапы выполнения рисунка.

Организационный.

- А теперь мы с вами станем настоящими художниками, и сами изобразим весенние цветы, у кого как получится.

- Какие краски вы будете использовать в своем рисунке?

- А пока вы будете рисовать, я предлагаю вам прослушать музыкальное произведение Петра Чайковского "Вальс цветов".

Практическая работа.

Задание: выполнить рисунок "Весенний цветок".

VIII. Итог урока.

Выставка работ учащихся (проводится на фоне музыкальных звуков произведения П.И. Чайковского "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик"). - Давайте встанем, подойдем друг к другу и представим, что мы попали в весенний сад.

IX. Заключительное слово учителя.

- Ваши рисунки преобразили общий вид вашего класса: он стал нарядным, свежим, весенним, пёстрым! В своих работах используя яркие краски, вы сумели передать радость, удивление от того, что появились первые цветы. Спасибо за работу, молодцы!

X. Рефлексия "Солнышко".

На доске висит солнышко. Его лучики - это косички с бантиком на конце, такие лучики есть у каждого ребенка. Цвет бантика соответствует определенному настроению.

Оранжевый - радостное, восторженное настроение.

Синий - грустное настроение, усталость, желание отдохнуть.

Зеленый - активность.

Желтый - спокойствие, уверенность.

Черный - уныние, отрицание.

- Каждый из вас по-своему воспринял этот урок: кого-то он порадовал, кто-то остался им недоволен, кому-то надо еще над собой поработать. Пусть каждый из вас прикрепит к солнышку лучик своего настроения от нашего урока. Итак, оцените свою сегодняшнюю работу.

- Спасибо за урок!

Приложение.