Цели:
Образовательные:
- Формировать графические умения и навыки.
- Учить применять на практике ЗУН, полученные в ходе изучения данной темы.
- Помогать осмыслить художественно-творческое отношение представлений об окружающем мире.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь к родной природе, умение видеть ее красоту.
- Укреплять межпредметные связи.
Развивающие:
- Развивать навыки композиционного решения рисунка, эмоционально-чувственную сферу ребёнка и его художественно-образное мышление как основу творческой личности.
- Дать представление об изменениях в жизни растений весной; познакомить с разнообразием весенних цветов, поговорить о пользе которую они приносят человеку, необходимости охраны растений и растительного мира нашей Родины, нашего края.
- Способствовать развитию детского воображения, эстетического восприятия, наблюдательности.
Оборудование: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки.
Изобразительный ряд: репродукция картины Ф.П. Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка", фотографии весенних цветов, образец педагогического рисунка.
Литературный ряд: стихотворение П. Соловьева "Подснежник"; Т. Собакина "Цветы.
Музыкальный ряд: П.И. Чайковский "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик".
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проктор для показа слайдов; презентация "Весенние цветы".
Форма урока: урок с компьютерной поддержкой.
ХОД УРОКА
I. Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Смачивание красок.
Эмоциональный настрой.
II. Актуализация знаний.
- Ребята сегодня на уроке я приглашаю вас отправиться в гости. А вот к кому попробуйте догадаться:
С чего это всюду
Такое веселье.
Такое -
С зари до зари
Торжество?
И только всего,
Что так прежде красна
Пришла, прилетела, вернулась : весна!
Презентация <Слайд2>
- Весна замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.
III. Сообщение темы и цели урока.
1. - Итак, мы отправимся в гости к Весне.
- Весна приходит к нам в гости не одна, а со своими друзьями. А кто они, вы узнаете, прослушав загадки.
Презентация "Весенние цветы" <Слайды3-7>
Желтые, пушистые шарики душистые.
Их укроет от мороза в своих веточках:
(Мимоза)Он - цветочек, принц - поэт
В шляпу желтую одет.
Про весну сонет на бис прочитает вам:
(Нарцисс)На лесной проталинке, вырос цветик маленький.
Прячется в валежник беленький:
(Подснежник)Белые горшки на зеленой ножке:
(Ландыши)Их в Голландии найдете, там везде они в почете.
Словно яркие стаканы, в скверах там цветут :
(Тюльпаны)
2. - Апрель - месяц последнего снега и первых цветов. Именно в апреле на проталинах зацветают весенние первоцветы: мать-и мачеха, голубая пролеска, перелеска, чина весенняя.
Презентация, показ фотографий первоцветов <Слайд8 - 11>
IV. Физкультминутка.
(пальчиковая гимнастика)
Покажем, как распускается бутон цветка.
Набухай скорей бутон.
Распускайся наш цветок!
Мы живём в родном краю.
Всех я вас приветствую!
3. Разговор о весенних цветах.
-
Первоцветы появляются после холодной зимы, когда ещё не везде растаял снег. Вырастают быстро, цветы превращаются в плоды с семенами, а корни и луковицы растут и накапливают силу на будущую весну. Летом первоцветы увядают. Кажется, что растения погибли, но они спят и готовятся к новой весне.- Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в "Красную книгу" красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности.
- Стоит губить красоту растения из-за нескольких дней?
Ведь недаром говорят:
<Слайд12>
"Поймал я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь сердцем."
Чтение стихотворений детьми.
<Слайд13>
- Запомните правила: "Нельзя срывать растения для букетов.
Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком!"
<Слайд14>
- Давайте прочтём стихотворение и посмотрим, что будет, если мы будем небрежно относиться к природе:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Дерево, цветок, трава и птицы
Не всегда умеют защищаться
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
(Т. Собакина)
V. Знакомство с картинами художников.
<Слайд15>
- Цветы изображали на своих картинах известные художники. Они передавали неповторимую красоту. Предлагаю вашему вниманию картину Фёдора Петровича Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка".
На ней изображена стеклянная ваза с букетом цветов. На вазе сидит красивая бабочка и рядом птичка - щегол на жёрдочке. Тёмная поверхность стола сливается с фоном.
- Как художником написаны цветы? (ответы детей)
- Зрительным центром композиции в этой картине является простой розовый цветок с капелькой росы на лепестках, который сразу притягивает наш взор. Неброская красота свежесобранного букета завораживает нас.
- А как вы думаете, ребята, зачем художник нарисовал на картине бабочку и птицу?
- Какие цвета и их оттенки преобладают в картине?
- Какое настроение вызывает у вас этот натюрморт?
- Понравилась ли вам эта картина?
VI. Физпауза.
(гимнастика для глаз)
- Ребята, отгадайте, а что необходимо для цветов
Среди поля голубого -
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце,
Ну конечно, это : солнце!
- Давайте представим, что мы тоже цветочки и понаблюдаем глазками за солнышком.
<Слайд16>
VII. Этапы выполнения рисунка.
Организационный.
- А теперь мы с вами станем настоящими художниками, и сами изобразим весенние цветы, у кого как получится.
- Какие краски вы будете использовать в своем рисунке?
- А пока вы будете рисовать, я предлагаю вам прослушать музыкальное произведение Петра Чайковского "Вальс цветов".
Практическая работа.
Задание: выполнить рисунок "Весенний цветок".
VIII. Итог урока.
Выставка работ учащихся (проводится на фоне музыкальных звуков произведения П.И. Чайковского "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик"). - Давайте встанем, подойдем друг к другу и представим, что мы попали в весенний сад.
IX. Заключительное слово учителя.
- Ваши рисунки преобразили общий вид вашего класса: он стал нарядным, свежим, весенним, пёстрым! В своих работах используя яркие краски, вы сумели передать радость, удивление от того, что появились первые цветы. Спасибо за работу, молодцы!
X. Рефлексия "Солнышко".
На доске висит солнышко. Его лучики - это косички с бантиком на конце, такие лучики есть у каждого ребенка. Цвет бантика соответствует определенному настроению.
Оранжевый - радостное, восторженное настроение.
Синий - грустное настроение, усталость, желание отдохнуть.
Зеленый - активность.
Желтый - спокойствие, уверенность.
Черный - уныние, отрицание.
- Каждый из вас по-своему воспринял этот урок: кого-то он порадовал, кто-то остался им недоволен, кому-то надо еще над собой поработать. Пусть каждый из вас прикрепит к солнышку лучик своего настроения от нашего урока. Итак, оцените свою сегодняшнюю работу.
- Спасибо за урок!