Введение
Пути повышения эффективности обучения чтению ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема эффективности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.
Воспитание и обучение функционально – грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Функциональная грамотность закладывается в начальных классах и основывается на различных видах речевой деятельности – чтении и письме, говорении и слушании.
Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Достижение эффективности чтения предлагает решение следующих задач:
1) Формирование техники чтения и приемов понимания текста – функциональной грамотности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения потребности читать;
2) ведение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
4) развитие устной и письменной речи (в том числе обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.
Реализация задач эффективности обучению чтению связана с целями развития речи (устной и письменной):
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
- развитие личности ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «Русский язык».
Для этого необходимо решить ряд следующих задач:
- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознавая его красоту и эстетическую ценность;
- осознание себя носителем языка;
- формирование у детей чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
- формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
На начальном этапе эффективности обучения чтению, основное внимание уделяется технике чтения. По мере ее совершенствования все больше места на уроках занимает работа с текстом, формирование приемов понимания прочитанного на уровне смысла.
Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная, устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Языковые особенности устной и письменной речи объясняются и психолого-ситуативными различиями, которые существуют между ними. Л.С. Выготский характеризует письменную речь, как речь монолог: «Эта речь – монолог, разговор с белым листом бумаги, с с воображаемым собеседником, в то время как всякая ситуация устной речи сама по себе, без всяких усилий со стороны ребенка, есть ситуация разговорная.»
Глава I. Чтение – вид речевой деятельности и его особенности
Оценка эффективности занятий по обучению младших школьников чтению обретает наибольшую глубину, если исходить из того значения, которое имеет чтение в школьной учебе ребенка и в его жизни в целом.
«Чтение, - писал виднейший представитель отечественной методики начального обучения Н.Ф. Бунаков, - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность. (Руководство для учителей к книге «В школе и дома». – М., 188 6. – с.3).
«Чтение, - продолжал и углублял эту мысль выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» («Сердце отдаю детям» – Киев, 1969 – с. 169). Действительно, чтение – это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе, к периодике. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развитие эстетических чувств. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. Иначе говоря, умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер и, следовательно, используемый учеником при изучении почти всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни, когда им приходится иметь дело с печатными или рукописными материалами, источниками какой-либо информации.
Комплекс умений и навыков, который в школьном обиходе для краткости и удобства именуют «навыком чтения», может быть представлен в общем виде такой схемой:
Главенствующее место в этом комплексе занимает осознанность, понимание того, что прочитывается. Собственно, чтение осуществляется ради того, сто бы извлечь определенное содержание (информацию), заключенное в читаемом тексте, понять и осознать его смысл. Смысловая сторона чтения – это сумма понимания читающим:
- значение большей части слов;
- содержание каждого из предложений, уяснение смысловой связи между ними;
- предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (то есть о чем говорится и что этим сказано);
- основного смысла всего содержания текста, то сеть осознания его и своего отношения к прочитанному.
Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств:
а) возрастных возможностей читателя;
б) его общей развитости;
в) уровня притязаний;
г) круга интересов и потребностей;
д) начитанности;
е) жизненного опыта;
ё) запаса наблюдений и многого другого.
Вот почему одно и то же произведение может быть принято и осознанно по- разному не только ребенком и взрослым, но и людьми одного и того же возраста.
Все другие компоненты навыка чтения составляют его техническую сторону или то, что подразумевают под техникой чтения. Она подчинена смысловой стороне, пониманию. Каждый из компонентов имеет свои особенности, которые, так или иначе, сказываются на всем процессе чтения.
Важным компонентом, составляющим технику чтения и воздействующим на душе ее стороны, является способ чтения.
Известны пять основных способов чтения:
- побуквенное;
- отрывистое слоговое;
- плавное слоговое;
- плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов;
- чтение целыми словами и группами слов.
Первые два способа относятся к непродуктивным. Они крайне нежелательны. Последние три способа – продуктивные. Их надо обстоятельно отрабатывать и побуждать детей к скорейшему переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, то есть к самому продуктивному способу чтения.
Не менее важным компонентом является темп (скорость) чтения. Темп чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и естественно, понимания.
В учебных программах (см. стр. 155 – 156. Сборник программ. Образовательная система «Школа 2100». – М.: Баласс», 2001.-288 с.) для каждого из начальных классов указаны ориентировочные показатели по темпу чтения:
1 класс – 30-40 слов в минуту в конце учебного года;
2 класс – 40-50 слов в минуту (в конце первого полугодия),
55-60 слов в минуту (в конце второго полугодия);
3 класс – 60-70 слов в минуту (в конце первого полугодия),
75-80 слов в минуту (в конце второго полугодия);
4 класс – 80-90 слов в минуту (в конце первого полугодия),
90 и выше слов в минуту (в конце второго полугодия).
Если результаты ниже - это сигнал недоработки. При методически верной эффективной работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен не только достигнуть обозначенных в программе показателей скорости, но и превзойти их.
Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, напротив, допускает: а) замены; б) пропуски; в) перестановки; г) добавления; д) искажения; е) повторы в читаемом тексте, правильно или ошибочно делает ударения в словах.
Ошибки в отношении правильности неоднородны. Одни из них появляются из-за непонимания или искаженного понимания читаемого текста; другие вызываются непониманием учеником значения прочитываемого слова или смысла предложения; третьи возникают из – за нетвердого усвоения учеником графического образа каких-то букв; четвертые происходят в результате рассогласования процессов зрительного опознания букв, графических частей прочитываемого слова.
Выразительность чтения проявляется в умении ученика обоснованно, исходя из содержания, читаемого текста, использовать паузы (логико-грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений); делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания; читать достаточно громко и внятно.
При оценке занятий по обучению детей чтению желательно в первую очередь обратить внимания на то, как отрабатывается навык чтения в целом и каждый из составляющих его компонентов. Судить о навыке чтения только по одной какой-либо его стороне (часто ею выступает скорость) неправильно. И если случится, что ученик, допустим, читает со скоростью, несколько меньшей, чем это предусмотрено программными требованиями, но при этом пользуется продуктивным способом чтения, не делает ошибок в отношении правильности и выразительности, читает осознанно, то, конечно же, общая оценка в данном случае может быть только положительной. Другой вопрос, что сам факт определенной замедленности чтения не останется без внимания учителя, побудит последнего выявить причины, которые влекут за собой снижение темпа чтения (чаще всего они кроются в индивидуальных особенностях учащихся).
При оценке уровня сформированности чтения у младших школьников чрезвычайно важно проследить, создаются ли надлежащие условия для использования этого навыка как общеучебного. Иначе говоря, надо выявить, поручается ли на уроках русского языка, математики, окружающего мира и так далее ученикам, особенно слабой или средней подготовки, читать условия и тексты упражнений, математических задач, статей. Если названное чтение не практикуется, то ясно, что заметно ослабляется вся работа, связанная с формированием полноценных навыков чтения у младших школьников. Известно, что общий объем тестов в учебниках русского языка, математики и окружающего мира, приходящийся на один день учебных занятий в каждом из начальных классов, равен и даже несколько превышает объем текста учебника по чтению, который приходится на тот же день занятий на уроке чтения.
Непременным условием эффективности формирования полноценного навыка чтения является регулярность и системность проведения занятий по внеклассному чтению. Его содержательная сторона определяется как рекомендациями соответствующей программы и советами учителя по выбору круга чтения, так и каждой самостоятельно прочитанной учеником дома или в библиотеке книгой. Однако желаемая цель достигается не всегда. Такое случается из-за того, что самостоятельное чтение выпадает из поля внимания родителей.
Следовательно, оценку эффективности чтения надо производить так, чтобы охватывались все три сферы приобретения детьми умения и навыков чтения – уроки классного чтения, уроки по другим учебным предметам начального цикла, внеклассное чтение.
Учитывая индивидуальные особенности детей (отклонения в здоровье, медлительность, нарушение речевого развития и т.д.) можно установить определенный диапазон нормативной скорости чтения по окончании начальной школы: от 70 до 90 слов в минуту при чтении вслух и от 100 до 140 слов при чтении про себя. А использование эффективных приемов обучения чтению достигает результатов от 150, 180 и более слов в минуту.
Список литературы
- Выготский Л.С. «Мышление и речь». – Избр. психол. исслед. М.; 1956, с.264.
- Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. «Организация текущего и рубежного контроля за усвоением знаний, умений и навыков в процессе обучения детей чтению в начальных классах». – М.: Новая школа, 1994 – 48 с.
- Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению». Книга для учителя. – М: Просвещение, 1991. – 32 с.
- Лысенкова С.Н. «Методом опережающего обучения». Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. – М.: «Баласс», 2001. -288 с.
- «Педагогический мониторинг в образовательном учреждении». Авт. – сост.: Т.А. Фральцова, Г.А. Вертохвостова. – Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2003. 94 с.
- Политова Н.И. «Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка». – М.: Просвещение, 1984. – 191 с.
- Федоренко И.Т. «Подготовка учащихся к усвоению знаний». – Киев, 1980 г.
- Яковлев Н.М., Сохор А.М. «Методика и техника урока в школе» - 3-е изд., перераб. и доп., М.: Просвещение, 1985. – 208 с.