Цели урока:
- повторение и систематизация изученного о причастии;
- знакомство с образованием и правописанием страдательных причастий настоящего времени, формирование навыка правописания данной морфемы;
- работа над развитием устной и письменной связной речи.
Оборудование: таблица, карточки, приложение, рабочий лист учащегося,
Учебники: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д Русский язык. Теория 5-9 кл –М.Дрофа, 2008;
Русский язык. Практика. 7 класс. Под редакцией Пименовой С.Н. – М.;Дрофа,2009
Ход урока.
1. Организационный момент. (Приложение, слайд № 2)
2.1Вводная часть. Повторение и систематизация изученного.(Приложение, слайд № 3)
- что изучает морфология?
-какие части речи нам известны?
-что же мы знаем о причастии?
- расскажите о причастном обороте.
-от чего зависит орфограмма – гласная в суффиксе действительного причастия?
2.2. Индивидуальные задания по карточкам.
Карточки № 1,2 (Приложение, слайд № 4, 5 )
2.3 Проверка домашнего задания.
- Из домашнего задания № 125 приведите примеры действительных причастий настоящего времени, объясняя свой выбор написания гласной в суффиксе.
Начинающиеся (начинаться -1спр.), машущая (махать -1спр.),
колеблющийся (колебаться -1спр.), занимающийся (заниматься -1 спр.),
строящийся (строиться -2спр.)
2.4 Словарный диктант с последующей проверкой.
2.5 -Теперь запишем в тетрадь число и попробуем справиться со словарным диктантом, исправляя допущенные в нём ошибки. (Приложение, слайд № 8,)
-Проверяем работу (Приложение, слайд №9).
-Если нет ошибок, то мы справились с работой на «5»
2.6. Проверка работы по карточкам.
-Посмотрим, как справились ребята с индивидуальными заданиями.
(Приложение, слайд 6,7 )
3.1. Новая тема. Запись темы:
«Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени»
Постановка проблемы
- Итак, на предыдущих уроках мы учились образовывать действительные причастия настоящего времен
-Посмотрите, что надо написать в словах представленных здесь: е или и? Приложение, сайд № 10 )
Увлека… мый бурей
Гон…мый ветром
-Как вы думаете? Почему?
3.2. Работа с учебником «Русский язык. Теория 5-9кл.»
-Давайте попытаемся найти ответ на вопрос в §137. Делаем для себя пометы.
(Самостоятельное чтение параграфа)
-Итак, к какому выводу вы пришли… (ответы учащихся)
-Укажите ключевое слово. Так от чего же зависит выбор гласной е или и в суффиксе страдательного причастия настоящего времени?
-Правильно, от спряжения.
3. 3. Составление алгоритма. Таблица и образец рассуждения
-Эти пометы и эта таблица будут помогать вам весь урок.
(Демонстрируется таблица «Что нужно для образования и правописания страдательного причастия настоящего времени?») (Приложение, слайды №11,12,13)
-Итак, сколько действий надо выполнить, чтобы проверить правильность написания страдательного причастия настоящего времени? Перечислите.
3.4. -Выполните самостоятельно и запишите в тетрадь страдательные причастия настоящего времени от следующих глаголов (Приложение, слайд №14)
4. Самостоятельная работа с учебником «Практика. 7 класс»
4.1. -А теперь поработаем с учебником «Практика» и выполним упражнение № 130, проговаривая слова и выбирая нужную букву. (учащиеся подбирают к действительным причастиям настоящего времени страдательные причастия настоящего времени)
Развевающий – развиваемый,
Освещающий – освещаемый
Видящий – видимый
Обрабатывающий – обрабатываемый
- Так как следует действовать, чтобы правильно выбрать букву?
4.2. Обратим внимание!
- Особое внимание необходимо обратить на написание причастия движимый. Так как оно образовалось от старого глагола движити.
Кроме того, нельзя образовать от некоторых переходных глаголов несовершенного вида страдательные причастия настоящего времени: держать, бить, мести, писать и др.
(Приложение, слайд №15)
5. Закрепление. Задание выполняется на рабочих листах учащихся
5.1. - А теперь выполним задание, используя раздаточный материал (часть1).
-Вставим пропущенные буквы в словосочетаниях, затем объясним написание проверочных слов (Рабочий лист учащегося, часть 1) Отвечают слабые учащиеся.(Приложение. Слайд № 16)
5.2. –А теперь давайте обратимся к портрету Л.Н.Толстого, который находится у нас в кабинете, и послушаем текст Н.Н.Гусева, личного секретаря писателя. (Текст читает учитель). (Рабочий лист , часть2, приложение, слайд № 17).
-Итак, перед нами текст. Докажите.
- какова его тема?
-основная мысль?
5.3. -Задание: найдите в тексте страдательные причастия настоящего времени и вставьте пропущенные буквы, устраните ошибки, выпишите страдательные причастия настоящего времени. (Приложение. Слайд № 18.)
Проверяем: излагаемый (1), слышимое (2), рассказываемого (1), видимого (2), узнаваемого (1), подпоясываемого (1)
5.4 Следующее задание, часть 3.
-Поработаем над речью. Пользуясь опорными словосочетаниями, составьте небольшой отзыв на прослушанный текст:
С нескрываемым интересом
Незабываемое впечатление
Изучаемые произведения
(Приложение, слайд №19 )
6. Задание на дом:
§ 137, упражнение №135,
записать небольшой текст, использую словосочетания:
Усваиваемое правило, видимые успехи, получаемые результаты
(Приложение, слайд № 20)
Рабочий лист учащегося
1. Объясни написание следующих слов:
Муч…мый жаждой, рекоменду…мая книга, сжига…мое топливо, уважа…мый всеми, умножа…мое число, вид…мый простым глазом, колебл…мый ветром, взвешива…мый товар, забива…мый в стену гвоздь
2. Прочитать, вставить пропущенные буквы
Самой замечательной чертой лица Л.Н.Толстого были его удивительные глаза. Выражение его глаз было чрезвычайно разнообразно. То они глядели спокойно, сосредоточенно, когда он в разговоре был занят какой-либо излага…мой мыслью, поразившей его; то принимали скорбное, страдальческое выражение, когда слыш…мое им было о вопиющей нищете местных крестьян, то загорались негодованием и возмущением от ужаса рассказыва…мого о правительственных жестокостях, то озарялись ласковой улыбкой, когда он смотрел на ребёнка или старого друга, пришедшего его навестить, то выражали восторг и умиление, от узнава…мого им поступка деятельной любви и самоотречения. Человека, вид…мого им впервые, Толстой как бы просверливал своим пронзительным взглядом, пытаясь прощупать всё, что скрыто в его душе хорошего и плохого.
Одежда Толстого была всегда одинакова – блузка, подпоясыва…мая ремнём; зимой –тёмная, летом – белая, парусиновая. Эти блузы шила Толстому его жена и деревенская портниха. В одежде Толстой любил опрятность и чистоту.
(По Н.Н.Гусеву)
3. Используя опорные словосочетания, составить несколько предложений по прочитанному тексту:
С нескрываемым интересом
Узнаваемый по поступкам
Изучаемые произведения
Карточка №1
Задание. Вставить недостающие буквы и знаки препинания. Выделить причастный оборот.
- Дорога огибающая голые скалы вьётся по глубокой л…жбинке.
- Далёкий неумолкающий гул моря изредк… пр…рываемый раскатистыми выстрелами в Севастопол… нарушал тишину моря.
- Вдруг он вск…чил встревоженный неожиданным нападением волка на стадо огромной стаи волков.
Карточка №2
Задание: 1.На месте каких цифр необходимы запятые? 2. Определить количество грамматических основ в предложении.
Круглые, низкие холмы (1) распаханные и засеянные доверху (2) разбегаются широкими волнами; заросшие кустами (3) овраги (4) вьются между ними; сверкает речка (5) в четыр1х местах перехваченная плотинами.
1) 1,2,3 3) 1,2,5 2. 1)1, 2)2, 3)3, 4)4
2) 1,4,5 4) 2,3,5