Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока:
- повторение и систематизация изученного о причастии;
- знакомство с образованием и правописанием страдательных причастий   настоящего времени,  формирование навыка правописания данной морфемы;
- работа над развитием устной и письменной связной речи.

Оборудование: таблица,  карточки, приложение, рабочий лист учащегося,
Учебники:   Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д Русский язык. Теория 5-9 кл –М.Дрофа, 2008;    
Русский язык. Практика. 7 класс. Под редакцией Пименовой С.Н. – М.;Дрофа,2009

Ход урока.

1. Организационный момент. (Приложение, слайд № 2)

2.1Вводная часть. Повторение и систематизация изученного.(Приложение, слайд №  3)

- что изучает морфология?
-какие части речи нам известны?
-что же мы знаем о причастии?
- расскажите о причастном обороте.
-от чего зависит орфограмма – гласная в суффиксе действительного причастия?

2.2Индивидуальные задания по карточкам
Карточки  № 1,2 (Приложение, слайд № 4, 5 )

2.3  Проверка домашнего задания.
- Из домашнего задания № 125 приведите примеры    действительных причастий настоящего времени, объясняя свой выбор написания гласной в суффиксе.
Начинающиеся    (начинаться -1спр.),   машущая   (махать -1спр.),  
колеблющийся  (колебаться -1спр.),   занимающийся  (заниматься -1 спр.),
строящийся  (строиться -2спр.)

2.4 Словарный диктант  с последующей проверкой.

2.5 -Теперь запишем в тетрадь число и попробуем справиться со словарным диктантом, исправляя допущенные в нём  ошибки. (Приложение, слайд №  8,)
-Проверяем работу (Приложение, слайд №9).
-Если нет ошибок, то мы справились с работой на «5»

2.6.  Проверка работы  по карточкам.
-Посмотрим, как справились ребята с индивидуальными заданиями.
(Приложение, слайд 6,7 )

3.1.   Новая тема. Запись темы:
«Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени»
   Постановка проблемы
- Итак, на предыдущих уроках мы учились образовывать действительные причастия настоящего  времен
-Посмотрите, что надо написать в словах представленных здесь: е или и? Приложение, сайд № 10 )
Увлека… мый бурей
Гон…мый ветром
-Как вы думаете? Почему?

3.2.  Работа  с учебником  «Русский язык. Теория 5-9кл.»
-Давайте попытаемся найти ответ на вопрос в  §137. Делаем для себя пометы.
(Самостоятельное чтение параграфа)
-Итак, к какому выводу вы пришли…  (ответы учащихся)
-Укажите ключевое слово. Так от чего же зависит выбор гласной е или и в суффиксе страдательного  причастия настоящего времени?
-Правильно, от спряжения.

3. 3. Составление алгоритма. Таблица и образец рассуждения
-Эти пометы и эта таблица будут помогать вам весь урок.
(Демонстрируется таблица  «Что нужно для образования и правописания страдательного причастия  настоящего времени?») (Приложение, слайды №11,12,13)
-Итак, сколько действий надо выполнить, чтобы проверить  правильность написания страдательного  причастия настоящего времени?  Перечислите.

3.4.   -Выполните самостоятельно и запишите в тетрадь страдательные причастия настоящего времени  от следующих глаголов (Приложение, слайд №14)

  4.  Самостоятельная работа с учебником «Практика. 7 класс»
4.1.  -А теперь поработаем с учебником «Практика» и выполним  упражнение № 130, проговаривая слова и выбирая нужную букву. (учащиеся подбирают к действительным причастиям настоящего времени страдательные причастия настоящего времени)
Развевающий – развиваемый,
Освещающий – освещаемый
Видящий – видимый
Обрабатывающий – обрабатываемый
- Так как следует действовать, чтобы правильно выбрать букву?

4.2.  Обратим внимание!
- Особое внимание необходимо обратить на написание причастия  движимый.  Так как оно образовалось от старого глагола движити.
Кроме того, нельзя образовать от некоторых переходных глаголов несовершенного вида страдательные причастия настоящего времени: держать, бить, мести, писать и др.
(Приложение, слайд №15)

5.   Закрепление.  Задание выполняется на рабочих листах учащихся
5.1.  -  А теперь выполним  задание, используя раздаточный материал (часть1).
-Вставим пропущенные буквы  в словосочетаниях, затем объясним написание проверочных слов (Рабочий лист учащегося, часть 1)  Отвечают слабые учащиеся.(Приложение. Слайд № 16)

5.2.  –А теперь давайте обратимся к портрету Л.Н.Толстого, который находится у нас в кабинете, и послушаем текст Н.Н.Гусева, личного секретаря писателя. (Текст читает учитель).  (Рабочий лист , часть2, приложение, слайд  № 17).
-Итак, перед нами текст. Докажите.
- какова его тема?
-основная мысль?

5.3.  -Задание: найдите в тексте страдательные причастия настоящего времени и вставьте пропущенные буквы, устраните ошибки, выпишите страдательные причастия настоящего времени. (Приложение. Слайд №  18.)
Проверяем:   излагаемый (1), слышимое (2), рассказываемого (1), видимого (2), узнаваемого (1), подпоясываемого (1)

5.4  Следующее задание, часть 3.
-Поработаем  над речью. Пользуясь опорными словосочетаниями, составьте небольшой отзыв на прослушанный текст:
   С нескрываемым интересом
   Незабываемое впечатление
   Изучаемые произведения
(Приложение, слайд №19 )

6.  Задание на дом:
§  137, упражнение №135,
записать небольшой текст, использую   словосочетания:
Усваиваемое правило,  видимые успехи, получаемые результаты
(Приложение, слайд № 20)

Рабочий лист учащегося

1. Объясни написание следующих слов:

Муч…мый жаждой, рекоменду…мая книга, сжига…мое топливо, уважа…мый всеми, умножа…мое число, вид…мый простым глазом, колебл…мый ветром, взвешива…мый товар, забива…мый в стену гвоздь

 2.  Прочитать, вставить пропущенные буквы

Самой замечательной чертой лица Л.Н.Толстого были его удивительные глаза. Выражение его глаз было чрезвычайно разнообразно. То они глядели спокойно, сосредоточенно, когда он в разговоре был занят какой-либо излага…мой мыслью, поразившей его; то принимали скорбное, страдальческое выражение, когда слыш…мое им было о вопиющей нищете местных крестьян, то загорались негодованием и возмущением от ужаса рассказыва…мого о правительственных жестокостях, то  озарялись ласковой улыбкой, когда он смотрел  на ребёнка или старого друга, пришедшего его навестить, то выражали восторг и умиление, от узнава…мого им поступка деятельной любви и самоотречения.  Человека, вид…мого им впервые, Толстой как бы просверливал своим пронзительным взглядом, пытаясь прощупать всё, что скрыто в его душе хорошего и плохого.
Одежда Толстого была всегда одинакова – блузка, подпоясыва…мая ремнём; зимой –тёмная, летом – белая, парусиновая. Эти блузы шила Толстому его жена и деревенская портниха. В одежде Толстой любил опрятность и чистоту.
(По Н.Н.Гусеву)

3. Используя опорные словосочетания, составить   несколько предложений по прочитанному тексту:

С нескрываемым интересом
Узнаваемый по поступкам
Изучаемые произведения

Карточка №1

Задание. Вставить недостающие буквы и знаки препинания. Выделить причастный оборот.

  1. Дорога огибающая голые скалы вьётся по глубокой л…жбинке.
  2. Далёкий неумолкающий гул моря изредк… пр…рываемый раскатистыми выстрелами в Севастопол… нарушал тишину моря.
  3. Вдруг он вск…чил встревоженный неожиданным нападением волка на стадо огромной стаи волков.

Карточка №2

Задание: 1.На месте каких цифр необходимы запятые?     2. Определить количество грамматических основ в предложении.

Круглые, низкие холмы (1) распаханные и засеянные доверху (2) разбегаются широкими волнами; заросшие кустами (3) овраги (4) вьются между ними; сверкает речка (5) в четыр1х местах перехваченная плотинами.

1) 1,2,3                   3)  1,2,5                                               2.  1)1,   2)2,   3)3,    4)4

2) 1,4,5                   4) 2,3,5