Интегрированные занятия как средство художественно-эстетического развития младших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста. Явление это не случайное и связано не только с увеличением количества детей младшего дошкольного возраста, но и с пониманием самоценности этого периода детства, значения развития эстетических чувств в младшем возрасте для последующего становления личности ребенка.

Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. Самый эмоциональный вид искусства – музыка. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она было бы неполна, глуха, бедна… любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…» Эти слова крупнейшего композитора современности Д.  Шостаковича как нельзя более полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие ребенка.  Ребенок растет и развивается в определенной музыкальной среде, которая в настоящее время очень противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой – антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких слушателей. Но если взрослый человек, с уже сформировавшейся системой эстетических ценностей, способен ему противостоять,  то ребенок оказывается совершенно беззащитным. В результате многие дошкольники равнодушны к миру звуков, у них слабо развито слуховое внимание и слуховая память, из всего богатства музыки предпочитают современные шлягеры, которые постоянно слышат вокруг. Поэтому главная задача педагогов детского сада, по нашему мнению – научить детей с самого раннего детства воспринимать прекрасное в окружающей жизни и искусстве, способствовать становлению хорошего музыкального вкуса, приобщать к первоначальным исполнительским навыкам, то есть заложить основу, на которой далее развертывалось бы музыкальное творчество детей.

Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном возрасте. Познавая красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга; формируются образные представления, развивается мышление, воображение. Все это вызывает у детей стремление передать воспринимаемую красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые понравились, поделиться своими переживаниями с близкими; у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.

Одним из наиболее эффективных средств художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста, представляются нам интегрированные занятия, цель которых – дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, литература), выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Интеграция в системе специально организованных занятий очень актуальна, так как:

  • Способствует формированию у дошкольников эмоционально – ценностного эстетического отношения к миру;
  • Развивает эмоционально – чувственную сферу ребенка и его художественно – образное мышление как основу развития творческой личности;
  • Способствует развитию у детей способности к восприятию произведений искусства;
  • Воспитывает понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними.

В интеграции не все компоненты включаются в процесс художественного творчества на равных основаниях: что-то всегда выступает  в роли своеобразного стержня. Именно вокруг этого стержня объединяются другие аспекты и виды деятельности, которые должны помогать более глубокому осмыслению художественного образа, усиливать степень его эмоционального восприятия детьми. Применительно к интеграции в работе по художественно-эстетическому  развитию детей младшего дошкольного возраста в качестве таких стержневых содержаний чаще всего выступают музыка, художественная литература, изобразительное искусство (рис.1).

рис.1

Рис. 1. Комплексы, используемые при интегрированной подаче материала

В своей практической деятельности мы опирались на программу «Вдохновение» Н. Корчаловской, Г. Посевиной, которая нацелена на эмоционально – творческое развитие личности каждого дошкольника в условиях интегративного воздействия различных искусств и основывается на процессах сопереживания, сотрудничества, соучастия, сотворчества.

Содержание интегрированных занятий выстраиваю с учетом следующих принципов:

  • принцип гуманизации – принцип, который предполагает ценностное отношение к каждому ребенку, готовность педагога помочь ему. Вводит ребенка в мир музыки с улыбкой, обеспечивает психолого – педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его эмоционально-творческого развития.
  • принцип целостности образа мира – принцип, предусматривающий наличие такого программного материала, который способствует удержанию и воссозданию ребенком целостной картины мира.
  • принцип интегративности – принцип заключается как во взаимодействии различных видов искусства, так и в объединении разнообразной художественно-творческой детской деятельности.

На занятиях используется система общих дидактических методов обучения как традиционных, так и методов, которые способствуют осознанности восприятия, улучшают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают воображение детей:

1. Информационно-рецептивный метод – метод, направленный на организацию и обеспечение восприятия, запоминания детьми готовой информации.

2. Репродуктивный метод – метод, направленный на закрепление, упрочение, углубление знаний, способов оперирования знаниями: усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже известен.

3. Эвристический метод – метод, направленный на операционное или поэтапное обучение элементам и процедурам творческой деятельности.

Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Разнообразие тем занятий охватывает то, что близко и доступно малышу в каждом конкретном возрасте, что окружает его в повседневной жизни (в быту, на улице). Критерием требований к музыкальному материалу (наряду с привлекательностью тем и сюжетов) выступает соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка, его способность сопереживать чувствам, составляющим основу музыкального произведения. Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха, В.А. Моцарта, А. Вивальди, хорошо воспринимают и народную музыку. Так как объем внимания, особенно у младших дошкольников невелик, они могут слушать музыку в течение небольшого отрезка времени (1-2 минуты), поэтому стараюсь подбирать небольшие произведения или яркие фрагменты, увеличивая продолжительность звучания при повторных прослушиваниях. Таким образом, эмоциональный опыт общения с музыкой, сформированный в младшем дошкольном возрасте, становится естественной основой музыкального развития ребенка в старшем возрасте.

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий.

В младшей группе занятия разделены на три основных блока – цикл «Сказки, рассказанные пальчиками», цикл «Сказки, рассказанные кисточкой» и цикл «Разноцветные сказки». Начало учебного года в младшей группе детского сада – один из самых сложных периодов для ребенка, его родителей, педагогов, так как именно в этом возрасте (3 года) детей чаще всего впервые приводят в детский сад. В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта, установление тесного эмоционального контакта воспитателей и музыкального руководителя с каждым ребенком. Вызвать у ребенка радостные эмоции, интерес к играм-забавам, музыке, рисованию, увлечь его значительно важнее, чем обучить каким-либо умениям.  На интегрированных занятиях в младшей группе различные изобразительные материалы, всевозможная бумага инициируют «свободное творчество» детей. Ребенок творит в буквальном смысле слова «своими руками». И только после свободного взаимодействия с материалом, «насытившись» игрой с ним, дети знакомятся и осваивают техники рисования кистью и красками. Наиболее рациональной формой явилось рисование нетрадиционными техниками. Использование нетрадиционных техник рисования (пальцем, ладошкой, тычками) позволило нам научить детей не бояться листа бумаги, располагать изображение на всем листе.

Ребята средней группы более внимательно слушают музыку, уверенно маршируют, легко бегают, выразительно выполняют образные движения. Благодаря использованию на занятиях стихотворных текстов и песен значительно расширился как пассивный, так и активный словарь детей, речевые интонации стали более выразительными и эмоциональными. В средней группе также присутствуют три основных блока занятий. В первом цикле занятий под названием «Мир вокруг тебя» предполагается развитие способности воспринимать язык музыки (темп, динамику, регистр) и живописи (линия, цвет), который основан на контрастности образов природы. Во втором цикле «Ладушки-ладушки» происходит в музыке выход на интонацию, мелодию. В живописи дети используют умение получать цвета путем смешивания основных красок. Третий цикл «Игрушечная сказка» предполагает в большей степени развитие детского творчества, способности с помощью цвета, линии, пластики движения передавать художественный образ. В ходе работы с цветовым пятном у детей обостряется развитие чувственного восприятия живописи. Наряду с иллюстрациями русских народных сказок, использую репродукции картин художников-пейзажистов.

Ярким показателем успешности музыкального развития детей младшего дошкольного возраста является эмоциональность поведения, желание заниматься вместе, умение сосредоточиться на выполнении заданий.           

Технология реализации программы предусматривает проведение занятий один раз в месяц по подгруппам,  что обусловлено необходимостью учета индивидуальных особенностей детей.

Педагогическая ценность интегрированных занятий заключается в том, что они побуждают детей активно и творчески мыслить. Дети младшего дошкольного возраста не способны долго сосредоточиться на какой-либо проблеме. Интегрированные занятия обеспечивают своевременную смену различных видов деятельности, что поддерживает интерес детей к занятиям музыкой и рисованием. Занятия динамичны, часто меняются позы детей, их движения, что отвечает их возрастным потребностям.    

Важную роль в создании положительного эмоционального состояния детей на интегрированных занятиях играет доброжелательный характер общения педагога, его замечания и советы, оптимистический настрой, уверенности в успехе детей.

Подобные формы обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста способствуют развитию эстетического вкуса, формированию музыкальных и художественных предпосылок, на основе которых и рождается творческая, гармонически развитая  личность.

Список используемой литературы

  1. Ветлугина Н.А.  Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985.
  2. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. – М., «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1985.
  3. Комарова Т.С. Программа эстетического воспитания дошкольников. Красота. Радость. Творчество. – М., 2001.
  4. Климова Е.П. Художественно – эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи. – Волгоград: Учитель, 2005.
  5. Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. – Ростов н/Д «Феникс», 2003.