Вступительное слово перед родителями и коллегами педагога-психолога Карасевой Галии Джарулловны.
Сегодня мы собрались для участия во внеклассном мероприятии по пропаганде здорового образа жизни. Мы с первых дней обучаем пятиклассников навыкам общения и самовыражения, преодоления неуверенности в себе, стремлению участвовать в жизнедеятельности классного коллектива и школы, ведению здорового образа жизни.
Цель сегодняшнего мероприятия: обучить здоровому образу жизни, способствовать сплочению ребят из разных классов, научить вести групповую дискуссию и открыто говорить о том, что они думают и знают.
По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов.
Пятиклассники, пришедшие к нам из разных школ поселка, особенно нуждаются в помощи и поддержке. Для них это не только переход от одной ступени обучения к другой, но и смена учебного заведения, класса, учителей. Возможность успешного продвижения пятиклассника на этом этапе зависит от его способности адаптироваться к изменениям условий обучения. Важно научить детей жить вместе, воспитывая в себе принятие и понимание другого человека.
Нам, учителям и родителям, необходимо создать условия для саморазвития, что позволит ребенку быть автором своей судьбы.
Именно в этом сложном возрастном периоде дети впервые знакомятся с табакокурением, а иногда и с другими психоактивными веществами (ПАВ).
Для успешного применения обучения здоровому образу жизни необходимо наличие трех обязательных факторов:
- Нетрадиционной роли учителя.
- Положительной психологической атмосферы.
- Использования группового метода.
Учитель не всегда является экспертом в жизненных ситуациях. Он не должен задавать вопросов, требующих конкретных ответов о семейной жизни; не должен обсуждать то, что происходит в семьях, а говорить только о том, что должно быть.
Каждое высказанное учениками мнение принято считать имеющим право на существование. Нам необходимо решить следующие задачи:
- побудить детей делиться своими знаниями и мнениями;
- задавать «открытые» вопросы, допускающие множество ответов;
- говорить на «открытом» языке;
- вести групповую дискуссию;
- обобщать и комментировать высказывания.
Если дети смогут задавать любые вопросы, быть не только выслушаны, но и услышаны, просить о помощи и получать ее, открыто говорить о том, что они думают и знают, то в будущем они попросят помощи в трудную минуту, увидят ошибки и постараются исправить их. Если учитель и родитель соблюдает права детей, они учатся уважать свои права и права друг друга. Право выбора − право, имеющее прямое отношение к предупреждению употребления ПАВ.
Учитель может многому научиться у своих учеников, если он открыт к восприятию того, что говорят дети.
Положительная психологическая атмосфера достигается при выполнении четырех правил:
- Внимательно слушай говорящего.
- Не критикуй его, что бы он ни сказал.
- Если не хочешь говорить, то можешь промолчать.
- Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.
Отсутствие оценок знаний на таких мероприятиях способствует созданию положительной, психологической атмосферы.
В качестве учебных пособий мы используем «Полезные привычки» и «Полезные навыки», а также дополнительные наглядные пособия и технические средства (большие листы бумаги и фломастеры, краски, репродукции, слайды, плакаты, книжки, диски и др.).
Для лучшего усвоения материала применяем традиционные и групповые методы. Выступление обучающегося в роли - позволяет усвоить 90 % информации, в ролевых играх - 70%, при обсуждении в группах – 50% и лишь 10% при чтении и прослушивании лекции. Преимуществом обучения в группе является: обмен информацией друг с другом и возможность выражать свое личное мнение; возможность говорить, слушать и быть услышанным; возможность принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.
Одной из форм групповой работы является проведение марафонов. Итак, сегодня мы проведем «Марафон здоровья». 5 «А» и 5 «Б» объединяем и делим на три группы. Раздаем маршрутные листы. Каждая группа отправляется по своему маршруту: станция «Информационная» (кабинет информатики), станция «Творческая» (кабинет технологии) и станция «Естествоиспытателей» (кабинет химии), по прохождении маршрутов группы встречаются на последней станции «Музыкальная» (актовый зал). (Приложение 1)
1 станция «Творческая»
Учитель изобразительного искусства Беляева Лария Алиевна.
Тема: «Марафон здоровья. Мы за здоровый образ жизни».
Цель:
- Сформировать навыки рисования по представлению, памяти, воображению.
- Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.
- Воспитывать позитивное отношение к свободе выбора здорового образа жизни.
Оборудование и материалы:
- Плакаты, рисунки и фотографии с изображением здорового образа жизни.
- Пословицы и поговорки:
- «В здоровом теле здоровый дух»;
- «Береги платье снову, а здоровье смолоду»;
- «Здоров будешь – все добудешь»;
- «Здоровому врач не надобен»;
- «Здоровому все здорово»;
- «Здоровье дороже богатства»;
- Здоровье не купишь – его разум дарит».
- Музыкальный ряд: Штраус и звуки океана.
План занятия:
- Беседа о свободе выбора образа своей жизни.
- Постановка художественной задачи.
- Практическое выполнение задания.
- Подведение итогов и анализ работ.
Ход занятия
1. Беседа о свободе выбора образа своей жизни
Все живое на земле стремиться к свободе. Едва зародившаяся былинка ломает асфальт, устремляясь к солнцу. Птица в клетке бьется до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек – венец творения – едва встав на ноги, требует для себя свободы. У каждого из нас есть свобода выбора образа своей жизни. Один из них – это здоровый образ жизни, другой – нездоровый.
– Что значит нездоровый образ жизни? Как вы это понимаете? (ответы учащихся)
– К чему это приводит? (ответы учащихся)
Обобщающий вывод учителя:
«Верно, ребята, если человек ведет нездоровый образ жизни, то разрушается не только его здоровье, но и рушится вся жизнь. Кроме того, что этот человек становится больным и несчастным, его короткая жизнь может закончиться в полном одиночестве».
– А что значит, вести здоровый образ жизни? (ответы учащихся).
Правильно, если мы будем каждый день делать зарядку, заниматься физкультурой и спортом, кататься на роликах, на коньках, на лыжах, на санках, на велосипеде, играть в футбол, волейбол, баскетбол и другие игры, ходить в походы, гулять на свежем воздухе, купаться и загорать, то мы будем здоровыми, счастливыми и богатыми.
Об этом очень хорошо сказано в пословицах и поговорках, которые сложил народ в результате своего жизненного опыта и мудрости.
Чтение пословиц учащимися.
2. Постановка художественной задачи.
– Ваша задача на сегодняшнем уроке - в своих рисунках изобразить здоровый образ жизни.
Итак, что вы можете нарисовать? (ответы учащихся).
Я очень рада, что вы все правильно поняли.
А теперь я включаю музыку, а вы закрываете глазки и можете представить себе на минуту все то, что вы сегодня нарисуете.
3. Практическое выполнение задания.
Выполнение рисунков простым карандашом.
Цветовое решение работы.
4. Подведение итогов урока.
Все учащиеся вышли к доске со своими работами и в соответствие со своим рисунком сделали вывод: вести здоровый образ жизни это значит...
В конце урока я всех хочу поблагодарить за отличные работы.
Полный текст статьи представлен в Приложении 7.
Полная статья сопровождается следующими приложениями:
- Презентация «Курить или не курить» – Приложение 2;
- Презентация «Мы за здоровый образ жизни» – Приложение 3;
- Программа «Раскрась-ка» – Приложение 4 у автора;
- Мультфильм «Ну, погоди!» – Приложение 5, Приложение 6.