Методические рекомендации по организации внеклассной работы по русскому языку и литературе в общеобразовательной школе

Разделы: Внеклассная работа


Важнейшая задача, стоящая перед учителем– предметником, – это создание образовательной среды в классе и школе. Каковы возможные пути решения данной проблемы? Как нам видится, исключительную роль в создании образовательного пространства играет внеклассная работа по предмету.

Во внеурочной деятельности учащихся МОУ СОШ №1 г. Нижний Ломов Пензенской области определенное место занимает литературное объединение “Искатель”. На каждый учебный год составляется учебная программа.

В ходе реализации намеченной программы объединения решаются важнейшие задачи, стоящие перед современной школой:

  • создание условий, воспитательной среды для формирования гражданина и патриота своей Родины;
  • становление всесторонне развитой личности, обладающей высоким интеллектуальным и культурным потенциалом;
  • пробуждение интереса к историко-литературному наследию, традициям, прошлому и настоящему родного края и страны;
  • приобщение учащихся к изучению гуманитарных предметов через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности;
  • предоставление возможности реализовать свой интерес к предмету через участие в научно-исследовательской работе, деятельности лаборатории юного филолога;
  • расширение литературного кругозора, эрудиции учащихся через привлечение к массовой деятельности ( посещение историко-литературных мест, встречи с учеными, поэтами и писателями).

Учебная программа предусматривает деятельность как индивидуальную, так и массовую.

I. Массовая деятельность

За последние два года члены литературного объединения посетили музей– заповедник “Болдино” в Нижегородской области, музей– заповедник С.А.Есенина в Рязанской области, Музей одной картины в г.Пензе, Пензенскую картинную галерею имени К.А. Савицкого, Пензенский областной краеведческий музей.

Назовем основные этапы проведения экскурсии:

  1. Подготовка к экскурсии, включающая определение ее тематики, выделение узловых проблем, повторение изученного ранее материала, задания по прочтению художественных произведений писателя и литературы о нем.
  2. Прослушивание экскурсии и осмотр экспозиций.
  3. Вопросы экскурсоводу и полученные ответы.
  4. Ознакомление с литературой о музее и ее приобретение.
  5. Обсуждение экскурсии в школе. Устные сообщения учащихся и доклады.
  6. Выполнение индивидуальных письменных заданий ( написание сочинений – эссе, отзывов и т.д.).

II. Индивидуальная деятельность

Успешно функционировала при литературном объединении лаборатория юного филолога, где разрабатывалась тематика исследовательских и творческих работ, намечались основные этапы работы и наиболее эффективные способы реализации задуманного. Ряд учащихся (1–2) работают по индивидуальным программам.

Дети принимают участие во Всероссийском конкурсе

“Познание и творчество”, номинации “Я знаю русский язык”, “Лингвистическая археология”, конкурсе “Интеллект-экспресс”, номинация “Тайны русского языка”

Учебный год Конкурс Количество участников Результаты
2008–2009 “Познание и творчество”, номинация “Я знаю русский язык”. 16 Три призера (3-е место), тринадцать лауреатов.
2009–2010 “Познание и творчество”, номинация “Я знаю русский язык”. 9 Семь призеров (2-е место), два лауреата.
  “Интеллект-экспресс”, номинация “Тайна русского языка”. 3 Три победителя (1-е место).

Результативным было участие в Международной игре-конкурсе “Русский медвежонок– языкознание для всех”.

Учебный год Количество учащихся Результаты
2008–2009 20 Три диплома по Пензенской области.
2009–2010 20 Диплом победителя (1 место) по Пензенской области.

В 2008–2009 учебном году четверо учащихся награждены Дипломами Фестиваля исследовательских и творческих работ “Портфолио”.

Работы размещены на сайте фестиваля.

Таковы, на наш взгляд, возможные решения создания образовательной среды в классе и школе, где каждый учащийся имеет возможность проявить свои способности.