Важнейшая задача, стоящая перед учителем– предметником, – это создание образовательной среды в классе и школе. Каковы возможные пути решения данной проблемы? Как нам видится, исключительную роль в создании образовательного пространства играет внеклассная работа по предмету.
Во внеурочной деятельности учащихся МОУ СОШ №1 г. Нижний Ломов Пензенской области определенное место занимает литературное объединение “Искатель”. На каждый учебный год составляется учебная программа.
В ходе реализации намеченной программы объединения решаются важнейшие задачи, стоящие перед современной школой:
- создание условий, воспитательной среды для формирования гражданина и патриота своей Родины;
- становление всесторонне развитой личности, обладающей высоким интеллектуальным и культурным потенциалом;
- пробуждение интереса к историко-литературному наследию, традициям, прошлому и настоящему родного края и страны;
- приобщение учащихся к изучению гуманитарных предметов через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности;
- предоставление возможности реализовать свой интерес к предмету через участие в научно-исследовательской работе, деятельности лаборатории юного филолога;
- расширение литературного кругозора, эрудиции учащихся через привлечение к массовой деятельности ( посещение историко-литературных мест, встречи с учеными, поэтами и писателями).
Учебная программа предусматривает деятельность как индивидуальную, так и массовую.
I. Массовая деятельность
За последние два года члены литературного объединения посетили музей– заповедник “Болдино” в Нижегородской области, музей– заповедник С.А.Есенина в Рязанской области, Музей одной картины в г.Пензе, Пензенскую картинную галерею имени К.А. Савицкого, Пензенский областной краеведческий музей.
Назовем основные этапы проведения экскурсии:
- Подготовка к экскурсии, включающая определение ее тематики, выделение узловых проблем, повторение изученного ранее материала, задания по прочтению художественных произведений писателя и литературы о нем.
- Прослушивание экскурсии и осмотр экспозиций.
- Вопросы экскурсоводу и полученные ответы.
- Ознакомление с литературой о музее и ее приобретение.
- Обсуждение экскурсии в школе. Устные сообщения учащихся и доклады.
- Выполнение индивидуальных письменных заданий ( написание сочинений – эссе, отзывов и т.д.).
II. Индивидуальная деятельность
Успешно функционировала при литературном объединении лаборатория юного филолога, где разрабатывалась тематика исследовательских и творческих работ, намечались основные этапы работы и наиболее эффективные способы реализации задуманного. Ряд учащихся (1–2) работают по индивидуальным программам.
Дети принимают участие во Всероссийском конкурсе
“Познание и творчество”, номинации “Я знаю русский язык”, “Лингвистическая археология”, конкурсе “Интеллект-экспресс”, номинация “Тайны русского языка”
Учебный год | Конкурс | Количество участников | Результаты |
2008–2009 | “Познание и творчество”, номинация “Я знаю русский язык”. | 16 | Три призера (3-е место), тринадцать лауреатов. |
2009–2010 | “Познание и творчество”, номинация “Я знаю русский язык”. | 9 | Семь призеров (2-е место), два лауреата. |
“Интеллект-экспресс”, номинация “Тайна русского языка”. | 3 | Три победителя (1-е место). |
Результативным было участие в Международной игре-конкурсе “Русский медвежонок– языкознание для всех”.
Учебный год | Количество учащихся | Результаты |
2008–2009 | 20 | Три диплома по Пензенской области. |
2009–2010 | 20 | Диплом победителя (1 место) по Пензенской области. |
В 2008–2009 учебном году четверо учащихся награждены Дипломами Фестиваля исследовательских и творческих работ “Портфолио”.
Работы размещены на сайте фестиваля.
Таковы, на наш взгляд, возможные решения создания образовательной среды в классе и школе, где каждый учащийся имеет возможность проявить свои способности.