Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Что такое склонение? Три склонения имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Программа: «Школа 2100».

Учебник: Русский язык Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-исследование

Форма организации учебно-воспитательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая

Приемы ТРКМ: «Верные и неверные утверждения»,«Бортовой журнал», «Кластер».

Цели:

  1. Дать понятие о трех типах склонения имен существительных в ед. числе
  2. Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду.
  3. Стимулировать самостоятельную поисковую деятельность
  4. Учить учащихся обнаруживать и формулировать проблему, искать пути решения проблемы.
  5. Учить учащихся строить в устной речи логически обоснованные умозаключения.
  6. Воспитывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимовыручку.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Психологический настрой детей.

На доске три облачка: бледно-голубое, голубое, серо-голубое.

– Ребята, посмотрите внимательно на облачка. Какое настроение вам больше нравится?

Учащиеся прикрепляют своих смайликов ниже облачков.

Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение.

2. Мозговая гимнастика.

«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия, речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

«Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.

Сегодня на уроке я желаю вам быть мудрыми, внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать.

А сейчас я предлагаю поработать в парах.

II. Стадия вызова.

1. Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения»

У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Цифрами указан № вопроса. Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет спор, то обведите этот номер в кружок.

  • Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что?
  • Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа?
  • Верите ли Вы, что род- это непостоянный признак?
  • Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей?
  • Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога?
  • Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется?
  • Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения?
  • Верите ли Вы, что склонение-это постоянный признак имени существительного?

– Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему?

Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном.

К таблице и этому высказыванию мы вернемся позже.

  • Значение, какого слова вам не совсем понятно?
  • Попробуйте подобрать однокоренные слова.
  • Значит, имя существительное может склоняться. Что это значит?

Попробуем сегодня ответить на эти вопросы.

Сформулируйте тему урока.

2. Постановка проблемы

Прочитайте предложение, записанное на доске.

Книги учат нас смелост... и дружб... .

  • Найдите однородные члены в этом предложении. Определите их род и падеж.
  • Что можно сказать об окончаниях? Какие они?

Теперь прочитайте предложение без пропусков.

Книги учат нас смелости и дружбе.

  • Что заметили?
  • Какие вопросы возникают?

(Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?)

Чтобы ответить на этот вопрос мы с вами разделимся на группы, и каждая научная группа проведет исследование.

3. Прием ТРКМ «Бортовой журнал»

Учащиеся делятся на три группы в соответствии с имеющимися жетонами на столах.

А как вы знаете, в ходе исследования ученые ведут журналы наблюдений. Давайте и мы с вами наши предположения запишем в левую колонку. ( На столах заготовки «бортовых журналов»)

III. Стадия осмысления.

1. Решение проблемы

Идет работа в группах.

Итак, перед вами встала проблема: «Почему разные окончания?» Свои предположения вы записали, а теперь попробуем подтвердить или опровергнуть их.

Каждая группа ученых получает конверт с заданием.

Это трудное заданье.
Проявите-ка старанье.
Вы особенность ищите
Ничего не проглядите.

Работаем по плану. (План на слайде)

  1. Просклонять предложенные существительные.
  2. Для проверки взять любое существительное того же рода и изменить по падежам.
  3. Сравнить окончания этих существительных и узнать, что общего и чем отличаются.
  4. Сделать вывод.

Представители научных групп получают конверт с заданием. Приложение

Задание группы выполняют на демонстрационных листах.

После выполнения идет коллективная проверка итогов работы. Представитель от каждой группы представляет свои наблюдения и выводы.

Сколько же всего в русском языке групп имен существительных, у которых однотипные окончания?

2. Чтение правила в учебнике.

Сравним наши выводы с выводами авторов учебника на стр. 123-124

Учащиеся читают правило, отвечают на вопросы после правила и составляют кластер.

3. Прием ТРКМ «Составление кластера»

  • Сколько склонений у имен существительных?
  • Что нужно сделать, чтобы определить к какому склонению относится существительное?

Вернемся к той проблеме, которая была поставлена в начале урока.

Книги учат нас смелости и дружбе.

  • Почему в словах смелости и дружбе – разные окончания?
  • С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных?
  • Какую новую информацию мы можем записать в правую колонку «Бортового журнала»? (Завершение работы с таблицей «бортовой журнал»)

4. Первичное закрепление.

а) Практическая работа № 159

Упражнение выполняется коллективно

Задание: определить склонение существительных и записать в з столбика.

б) Игра «Третье лишнее»

Идет работа в группах.

Каждая группа получает конверт с заданием.

Задание: определить склонение существительных и в каждом ряду убрать лишнее слово.

Весна, река, стекло.
Стена, сверло, озеро.
Скворец, гора, звонок.
Вьюга, ласточка,рысь.
Дочь, конь, ночь.

Проверка: учащиеся называют лишние слова и доказывают свою точку зрения.

в) Отгадывание загадок.

Самостоятельная работа в тетрадях.

Задание: отгадать загадки, записать отгадки и определить склонение.

  • Семь одежек,
    Все без застежек. (Капуста)

  • Белая вата
    Поплыла куда-то. (облако)

  • Зимой спит,
    Летом ульи ворошит. (медведь)

  • Что же это за девица –
    Не швея, не мастерица,
    Ничего сама не шьет,
    А в иголках круглый год. (ель)

  • И железные рога,
    И железная нога,
    На цепи на дно пойдет-
    Остановит пароход. (Якорь)

Контроль: взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют по образцу.

IV. Стадия рефлексии.

1. Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения»

А сейчас давайте вернемся к нашему первому заданию «Верите ли вы...» и проверим, все ли верно.

Учитель читает вопросы, ученики проверяют ответы со слайдов.

  • В каких высказываниях у вас возник спор?
  • Узнали ответы на этот вопросы?
  • Что такое склонение?
  • Сколько склонений у имен существительных?
  • Склонение – это постоянный признак?

Вот и подошла к концу наша исследовательская работа.

  • Что больше всего понравилось на уроке?
  • С какими трудностями столкнулись?
  • Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
  • Все ли имена существительные склоняются?

Значит, мы еще знаем не все об именах существительных. И на этот вопрос попытаемся ответить на следующих уроках.

2. Выставление оценок.

Наш урок подошел к концу
И умный вид вам всем к лицу,
Все вы милы и симпатичны
И отвечали на «отлично».

V. Домашняя работа.

Написать эссе по опорным словам

Опорные слова: существительное, склонение, род, падеж, окончание.