Урок по теме "Топливная промышленность России" с использованием исследовательско-проектной работы учащихся

Разделы: Математика, География


Интегрированный урок: география + математика.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели и задачи:

  1. Показать значение ТЭК, сформировать представление о размещении месторождений нефти и газа. Дать понятие о топливно-энергетическом балансе. По­знакомить с проблемами ТЭК. Развивать умение работать с экономическими карта­ми, со статистическим материалом.
  2. Продолжить формирование у школьников представлений и знаний об основных межотраслевых комплексах и отраслях экономики России; развить и углубить знания девятиклассников о топливно-энергетическом комплексе.
  3. Формировать мировоззренческую идею о взаимосвязанности отраслей хозяйства России, о проблемах топливной промышленности, о возможных путях их решения; способствовать развитию мышления учащихся, организуя работу по решению проблем, сравнению и выделению главного в уроке; развивать познавательные интересы, эмоциональную сферу школьника.
  4. Развить умение анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками информации. Выявить возможности применения математических расчетов для оценки территориальной структуры хозяйства НГДУ «Джалильнефть»». Исследовать математическую закономерность и решить задачи.

Учебно- наглядный комплекс: комплексная карта России, карта ТЭК России, карта полезных ископаемых, коллекция горючих полезных ископаемых, картины, таблицы, диаграммы, контурные карты, комплекция «Нефть и про­дукты ее переработки», атласы, картины, политико-административная карта РТ, картосхема поселка Джалиль и «Джалильнефть», статистические данные о предприятии нефтегазодобывающего управления, мультимедийный проектор.

Итоги работы на уроке

  • Учащиеся должны знать: основные месторождения нефти, природного газа, центры их переработки, основные трубопроводы, экологические проблемы в этих отраслях
  • Учащиеся должны уметь показывать: основные месторождения нефти, природного газа, трубопроводы.
  • Учащиеся должны уметь называть/понимать основные экологические проблемы этих отраслей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала:

Учитель географии:

- Сегодня мы начинаем знакомство с межотраслевыми комплексами и отрасля­ми, их составляющими.

План изучения межотраслевого комплекса:

  1. Значение МОК в хозяйстве.
  2. Состав комплекса и роль отраслей, входящих в него.
  3. Факторы размещения отраслей.
  4. Районы размещения производства (базы).
  5. Перспективы и проблемы развития комплекса.

- Первый межотраслевой комплекс, который мы будем изучать - топливно-энергетический - ТЭК. Поскольку 40% экспорта России составляет топливо (нефть, газ, уголь), то изучение мы начнем с «первого этажа» экономики, который базирует­ся на природных ресурсах.

Экономику России - страны с холодной зимой, развитой промышленностью не­возможно представить без топлива и энергии. Задача ТЭК состоит в добыче топлива, производстве электроэнергии и передаче их (транспортировке) потребителю.

На доске и в тетрадях выполняется схема:

Рассмотрим состав ТЭК:

Топливная промышленность - занимается добычей топлива: угля, газа, нефти, сланцев, торфа.

Электроэнергетика - производством энергии на электростанциях. Энергоре­сурсами являются - топливо, энергия воды, энергия ядерного топлива, нетрадици­онные виды энергии (ветер, приливы, энергия Солнца и др.).

Транспортировка топлива и электроэнергии.

Ежегодно в стране составляется топливно-энергетический баланс - это соотно­шение добычи топлива и произведенной энергии (приход) и их использование в хозяйстве страны (расход).

Задание:

- Определите (по уч. Д., с. 88, рис. 33.), из чего складывается приход и расход топлива и энергии? (Приход - составляет добыча и производство топлива, остатки на конец года и импорт. Расход — на производственные нужды, пре­образование в другие виды энергии и экспорт.)

- Задачами ТЭК является не только увеличение добычи топлива и производства электроэнергии, но и экономия энергии, т. к., во-первых, новые месторождения рас­пложены в необжитых, труднодоступных для освоения, районах Севера России; во-вторых, добыча и транспортировка топлива постоянно дорожает; и в-третьих, топливная промышленность и энергетика оказывают отрицательное воздействие на природу.

Вопрос к классу: Как можно экономить энергию каждому жителю России? Как учащиеся школ могут помочь в этом?

- В топливной промышленности ведущее значение принадлежит трем от­раслям: нефтяной, газовой и угольной.

Нефтяная промышленность

1. Способы добычи нефти

Сырая нефть взрывоопасна и почти не используется. Поэтому нефть перераба­тывается в бензин, керосин, соляр, мазут. Из нефти получают пластмассы, полиме­ры, химические волокна и др.

Добычу нефти производят двумя способами: фонтанным и насосным. При фон­танном - нефть, находящаяся под давлением, сама поступает на поверхность. Этот способ дешевле.

Вопрос: Почему происходит снижение добычи нефти? (Истощение месторож­дений, не все скважины эксплуатируются, часть глубоко залегающих пластов не­возможно эксплуатировать из-за отсутствия современного оборудования.)

2. Основные нефтяные месторождения России (нефтяные базы)

По запасам нефти Россия занимает сегодня 2 место в мире после Саудовской Аравии. 70% нефти добывается в Западно-Сибирской базе, месторождения: Самотлор, Мегион и др. Работа с картой:

- Найдите другие месторождения нефти в России. (Волго-Уральская база (25% добычи); крупные месторождения: Ромашкинское, Ишимбаевское, Туймазинское - нефть здесь добывается уже более 40 лет и до 90% запасов уже из­влечено, В перспективе возможна добыча нефти с шельфа Баренцева моря и северо-восточного берега о-ва Сахалин (в Охотском море).)

3. Транспортировка нефти

Транспортировка нефти осуществляется по нефтепроводам. Основное направление потоков нефти - на запад, на НПЗ (нефтеперерабатывающие заводы) и за рубеж (уч. Д. с.93, рис. 38)

НПЗ чаще всего расположены не в местах добычи нефти, а в районах потребления продуктов ее переработки, т. к. сырую нефть транспортировать легче, чем продукты ее переработки. Работа с картой:

Укажите направления, по которым осуществляется транспортировка нефти.

  1. Нефтепровод «Дружба»: от г. Альметьевска (Татарстан) - до г. Бреста и через границу Белоруссии в страны Европы;
  2. Альметьевск - Кириши - Санкт Петербург;
  3. Альметьевск - Новороссийск.

Найдите центры нефтепереработки (города, где имеются НПЗ). (Кириши, Ярославль, Пермь, Уфа, Рязань и др.)

Газовая промышленность

Газ - дешевое и экологически чистое высококалорийное топливо.

По запасам и добыче газа Россия занимает 1 место в мире. В России разведано более 700 месторождений природного газа. Добыча газа стабильна и приносит большие доходы.

1. Основные районы добычи газа

Россия богата месторождениями природного газа, но его добыча зачастую происходит в суровых природных условиях: полярная ночь, вечная мерзлота, сильные ветры при низких температурах воздуха зимой

На Западно-Сибирской базе добывается 92% всей добычи газа в стране. Это ме­сторождения - Уренгойское, Ямбургское, Медвежье и др. Оренбургско-Астраханская база (6% добычи); Тимано-Печорская база (1% добычи).

Работа с картой:

- Найдите на карте основные месторождения природного газа (уч. Д., с. 95, рис. 39).

2. Транспортировка газа

Газ доставляется потребителю по газопроводам. Крупнейшие из них построены от Уренгоя и Оренбурга (Уренгой - Помары - Ужгород). Новые газопроводы «Ямал-Европа» и «Голубой поток» проложены через Черное море в Турцию.

Задания:

Отметить на контурной карте месторождения нефти и газа, а также основные направления нефте- и газопроводов.

Нанесите на карту 10 НПЗ и нефтеэкспортные порты.

Учитель математики:

Использование математики для оценки территориальной структуры хозяйства НГДУ «Джалильнефть»

Задача 1.Если протяженность трубопроводов сначала разделить на 10 и прибавить к произведению 25, затем извлечь квадратный корень и из полученного результата вычесть 3, а затем разделить на 5, то получится 4. Найдите длину (км) протяженности трубопроводов.

Решение

Х-протяженность трубопровода. ( -3):5=4.

Ответ:5040км.

Задача 2. С какой скоростью должна двигаться нефть в трубопроводе сечением 100 см.² чтобы в течение часа протекало 18м³ нефти?

Решение

t = 1ч=3600с; s - путь S-площадь сечения трубы
S=100 см²=0, 01 м²

1 м²=10000 см², V=18 м²; V=Ss ; s=18/0,01=1800 (м); ν=1800м/3600с=0,5м/c

Ответ: 0,5м/c

Задача 3. Протяженность трубопроводов НГДУ 5040 км, а территория деятельности 1370 кв. км. Население Джалиля 14134 человек. Найти коэффициент Энгеля - Юдзуру Като - d, которая показывает территориальную организацию хозяйства.

Решение Коэффициент Энгеля - Юдзуру Като находится по формуле d=L/

d=5040 :=1,145. Ответ: 1,145.

Задача 4. Добыча нефти НГДУ 4505 000тонн. Протяженность трубопроводов НГДУ 5040 км, а территория деятельности 1370 кв. км. Население Джалиля 14134 человек. Найти коэффициент Успенского d1.

Решение: d1= L/=5040:= 0,245 Ответ: 0,245

Учитель географии:

Степень обеспеченности отдельных стран и целых частей света путями сообщения можно характеризовать густотой транспортной сети. Чаще всего применяют два показателя: густоту сети относительно территории (длина путей сообщения в км. на 100 км.² территории) и населения (длина путей сообщения в км. на 10 тыс. жителей). Наряду с этими простыми показателями густоты транспортной сети применяются комплексные: коэффициенты Энгеля – Юдзуру Като и Успенского. Эти показатели позволяют получить более верную характеристику уровня при сравнении обеспеченности путями сообщения разных стран и районов, а также в известной мере соответствие существующей сети потребностям в путях сообщения.

Простое арифметическое суммирование длины путей сообщения разных видов транспорта не дает правильного представления о сравнительной обеспеченности транспортом сопоставляемых территорий, так как пути сообщения разных видов транспорта отнюдь не равноценны. Но можно поступать иначе, а именно пересчитать длину путей сообщения каждого вида транспорта по условным коэффициентам в эквивалентную (равноценную по пропускной и провозной способности) длину железных дорог. Исходя из провозной способности путей сообщения разных видов транспорта и фактической выполняемой работы (в среднем по миру), а также из их значения, можно условно принять, что водные пути в среднем равноценны железным дорогам; 1 км. автодороги с твердым покрытием соответствует 0,15, 1 км. автомагистрали - 0,45, а 1 км. грунтовых дорог – только 0,01 км. железных дорог; 1 км. магистральных трубопроводов для нефти и нефтепродуктов среднего для мировой сети диаметра (12,7 дюйма) можно приравнять к 1км., а 1км. газопроводов - к 0,3 км. железных дорог.

Мы вычислили густоту сети нефтепроводов на территории деятельности НГДУ. Коэффициент Энгеля – Юдзуру Като составляет 1,145. Это больше чем густота железнодорожных путей Канады и Австралии, но меньше чем у США и Японии.

III. Закрепление

Учитель географии: Топливно-энергетический баланс Республики Татарстан состоит из нефтедобычи, добычи попутного газа, электроэнергетики. Нефть в основном вывозится за пределы республики в сыром виде. 20 % электроэнергии экспортируется к соседям. В свою очередь в республику поступает из Западной Сибири и Оренбургской области природный газ. Из Кузбасса ввозят каменный уголь. Сейчас перед вами будут выступать ваши одноклассницы со своей исследовательской работой, а вы должны выполнить практическую работу. Данные будете заносить в таблицу (таблица заранее дается):

Практическая работа №5 Составление характеристики одного бассейна по картам и статистическим материалам.

Цель работы: составить характеристику бассейна; проверить и оценить умение составлять различные формы предъявленного материала (тестовые карты, текст учебника, дополнительная информация, статистические материалы), выбирать главное, делать обобщения, выводы).

Последовательность выполнения работы:

План характеристики нефтегазодобывающего предприятия Краткие записи результатов работы
Название бассейна  
Вид добываемого сырья  
Географическое положение бассейна  
Запасы нефти:а) общегеологическиеб) промышленные  
Условия залегания пластов
а) близко к поверхности или на глубине
б) мощность пластов
 
Объем добычи  
Способ добычи  
Качество добываемой нефти  
Себестоимость добычи нефти  
Направление перевозок нефти  
Эффективность работы предприятия  
Перспективы развития предприятия  

Выступление учащихся, которые провели исследовательскую работу по теме: «Экономико-географическая характеристика предприятия: НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ «ДЖАЛИЛЬНЕФТЬ» и использование математики для оценки территориальной структуры хозяйства НГДУ «Джалильнефть»».

Миляуша. (1 слайд – вид поселка) Полтора года назад начался экономический кризис. С сентября 2008 года до марта 2009 года доллар вырос с 23 рублей до 36 рублей. Почему мы об этом вспомнили, потому что стоимость 1 баррели «черного золота» летом прошлого года было 150 долларов. Страна спокойно дышала, так как нефтедоллары увеличивали доходы бюджета. Но из-за кризиса потребность в нефти уменьшилось, а стоимость нефти стало падать. Слышались прогнозы о том, что стоимость 1 баррели нефти будет 8 долларов. Падение цены на нефть – это проблема не только нефтяных магнатов, это проблема на уровне экономики страны, так как основу доходов нашей страны составляют доходы из продажи нефти в зарубежные страны. Сегодня стоимость 1 баррели нефти 70 долларов. Вот почему мы стали подробно изучать наше нефтегазодобывающее предприятие.

Миляуша. (2 слайд – карта-схема производственных площадей НГДУ) Территория НГДУ «Джалильнефть» самая северная из структурных подразделений ОАО "Татнефть", осваивающих площади Ромашкинского месторождения нефти: Восточно-Сулеевская, Алькеевская, Чишминская, Ташлиярская, Сармановская, а также 2 крупные залежи бобриковского горизонта. Территория его деятельности охватывает четыре административных района Республики Татарстан: Сармановский, Альметьевский, Азнакаевский и Заинский. Одновременно разрабатывается 2 горизонта: 1-ый - высокосернистой нефти на глубине в интервале 700 -1000 метров; 2-ой - девонской нефти 1200 -1600 метров глубины.

Гульназ. (3 слайд - капля нефти) Нефть - это горючая маслянистая жидкость со специфическим запахом, черного или темно-коричневого цвета, распространенная в осадочной оболочке Земли. Различают легкую, среднюю и тяжелую нефть. Качество нефти определяют по содержанию в ней серы и по вязкости, влияющей на качество получаемых из нее нефтепродуктов. Путем перегонки (первичной переработки) из нефти получают бензин, реактивное топливо, керосин, дизельное топливо, мазут. Главная причина бурного развития нефтяной промышленности – высокая прибыльность этой отрасли. А для нас это еще поселкообразующее предприятие.

4 слайд: Производственный процесс добычи нефти - это комплекс следующих разнородных процессов:

  1. монтаж и демонтаж механического и энергетического оборудования;
  2. исследование скважин и пластов;
  3. нагнетание рабочего агента в пласт
  4. добыча нефти;
  5. комплексная подготовка и транспортировка нефти

Гульназ. (5 слайд – функциональная структура производства) Сегодня в организационную структуру НГДУ «Джалильнефть» входят 27 отделов, 16 цехов, в том числе 7 промыслов. В связи с реструктуризацией в "Татнефти" некоторые цеха отделились от НГДУ, как сервисные компании, обслуживающие нефтедобычу: такие как электро и теплоэнергетики, цех автоматизации производства, транспортники, цех капитального ремонта скважин.

Гульназ. (6 слайд – вид на скважину) Общий пробуренный фонд скважин составляет 6685 единиц, из них добывающих 3404, нагнетательных 1645. За полвека НГДУ "Джалильнефть" добыло 540 млн. тонн "черного золота".

Миляуша. (7 слайд – схема добычи и транспортировки: фото – окрестности поселка) Нефть со скважины по нефтепроводу поступает на групповую замерную установку, где по скважину измеряется добытая нефтяная жидкость. Затем нефтяная жидкость поступает в дожимную насосную станцию, в некоторых из которых происходит предварительный сброс воды. Далее нефтяная жидкость поступает в цех для комплексной подготовки и перекачки нефти, что включает в себя отстой от механических примесей, обезвоживание, обессоливание и стабилизация. Оттуда товарная нефть уходит по нефтепроводам покупателям. Подготовленная нефть транспортируется по продуктовым трубопроводам в город Альметьевск на сооружение нефтепроводного управления и дальше в города Татарстана (Нижнекамск), России (Нижний Новгород, Подмосковье), Украины (Кременчуг) в зависимости от договоров на поставку сырья. В связи с трудностями транспортировки и составления выгодных договоров высокосернистой нефти в городе Нижнекамске "Татнефть" начал строительство своего завода по переработке высокосернистой нефти.

Миляуша. (8 слайд – фото - трубопроводы, на них задачи: густота сети нефтепроводов)

Мы вычислили густоту сети нефтепроводов на территории деятельности НГДУ. Коэффициент Энгеля – Юдзуру Като составляет 1,145. Это больше чем густота железнодорожных путей Канады и Австралии, но меньше чем у США и Японии.

Гульназ. (9 слайд – график увеличения и уменьшения нефтедобычи: фото – большие емкости)

В 1977 году был достигнут максимальный уровень добычи "черного золота"- 21,9 млн. тонн, что составило более 20% всей татарстанской нефти. 2008 году годовая добыча нефти составила 4млн.485 тыс. тонн (в 5 раз меньше)

Гульназ. (10 слайд – технологии, увеличивающие нефтеотдачу: фото) Сегодня перед коллективом стоит непростая задача – удерживать добычу на достигнутом уровне, в условиях работы с малодебитным и высоко обводненным фондом скважин.

Изучить закономерности распределения остаточных запасов нефти в пластах и особенности протекания процесса разработки объектов на поздней стадии геологам позволяют геолого-гидродинамические модели. Каждый год внедряются в производство около 50 технологий. Часть из них направлена на увеличение добычи нефти, часть на сокращение эксплуатационных затрат.

Миляуша. (11 слайд – трудовой коллектив: фото, где люди работают) Коллектив НГДУ на начало 2002 года насчитывал в своем составе 4 868 человек. Численность коллектива к концу 2008 года составило 2125 человек, т.е. в два раза меньше. Среднестатистическому джалильскому нефтянику чуть больше 38 лет. Ровно треть коллектива в возрасте 33 лет. Каждый пятый из молодых обладает высшим образованием. Этого требуют особенности производства.

Миляуша. (12 слайд – красивые места поселка Джалиль и окрестностей) "Черное золото" превратило в некогда глубинку в развитый индустриально-аграрный район, который сегодня известен прекрасным поселком Джалиль и благоустроенными селами. Развитие социальной сферы на протяжении всей истории управления входило в число приоритетных направлений. Благодаря нефтяникам Сармановский район стал одним из красивейших уголков Татарстана.

Гульназ. (13 слайд – красивые места) Активно претворяется в жизнь масштабная экологическая программа. На территории деятельности управления расположены 363 родника и три большие реки Мензеля, Мелля, Зай с 26 притоками, за состоянием которых джалильцы заботливо следят. Для предотвращения попадания нефтепродуктов в водоемы функционируют 105 нефтеулавливающих сооружений. Было приведено в порядок 67 источников и были обеспечены чистой родниковой водой 20 деревень.

Работают 7 установок улавливания легких фракций углеводородов, они расположены на товарных парках.

Изучая НГДУ, мы пришли к следующим ВЫВОДАМ (14 слайд – выводы):

  1. Мы научились рассмотреть изучаемый объект с разных сторон и при этом выявлять взаимосвязи и взаимозависимости, научились делать экономический анализ;
  2. Узнали положение нашего поселкообразующего предприятия и нацелены на получение такого образования, которое принесет наибольшую пользу родному краю;
  3. Наш проект может пригодиться как пособие для учителя географии. А для нас этот проект важен, так как мы можем усовершенствовать свои навыки в проектной деятельности, и потому что это связано с нашей будущей профессией.
  4. Мы узнали, что красивые дома, уютные школы, спортивные сооружения и другие социальные объекты создаются такими прибыльными предприятиями как наш НГДУ.
  5. Мы убедились в том, что наша территория развита не меньше чем некоторые развитые страны мира. А это самая большая радость и гордость для нас!
  6. Рассеялись наши детские представления о легкости добычи нефти. Оказалось работа нефтяника очень трудоемкая, ответственная и творческая.
  7. Проект разработки составлен до 2050 года, а запасы извлекаемой нефти составляют примерно 100 млн. тонн и хватит его на 40 лет.

Ученики задают вопросы исследователям.

Итоги урока:

Учитель географии:

Какие отрасли входят в состав топливно-энергетического комплекса?

Какой вид топлива стоит на первом месте в структуре первичных энергоресурсов? (Газ.)

Что такое топливно-энергетический баланс?

Назовите способы добычи нефти. Какой из способов дешевле? (Фонтанный и насосный. Дешевле фонтанный.)

Назовите основные нефтяные базы России. (Западно-Сибирская, Волго-Уральская.)

Почему НПЗ строят не в районах добычи нефти, а в районах потребления? (Для транспортировки нефти нужно построить один нефтепровод, а для транс­портировки продуктов ее переработки несколько: бензопровод, керосинопро­вод и т. д.)

Почему в 90-х годах произошло снижение добычи нефти? (Истощение запасов нефти, изношенность оборудования скважин, низкие темпы разведки и ос­воения новых месторождений.)

В каком направлении транспортируются нефть и газ по трубопроводам? (На запад в европейскую часть России, к западной границе и к морским нефтеэкспортирующим портам.)

Выставление оценок.

Домашнее задание: По учебнику В. П. Дронов, В. Я. Ром: §18 - 19, вопросы на с. 100 (1-5).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. В. П. Дронов, В. Я. Ром. География. Россия. Население и хозяйство.9 кл.: М.: Дрофа, 2008. – 320с.
  2. Жижина Е. А. Универсальные поурочные разработки по географии: 9 класс. – М.:ВАКО, 2007. – 288с.
  3. Годовые и полугодовые отчеты НГДУ «Джалильнефть».
  4. Годовой геологический отчет НГДУ «Джалильнефть».
  5. 45 - возраст зрелости. Дела и люди НГДУ «Джалильнефть». Литературно-художественное издание, 2004 г.
  6. 500 миллионов тонн за полвека. Юбилейный альбом. 2001 г.
  7. Джалильский характер.50-летию НГДУ «Джалильнефть».2009 год. Редколлегия: Каюмов М. Ш., Ахметшин Р. А., Ямалеев Ф. Г., Хузина И. И., Лукашова С. В.,Потемкин А. С., Бурганов А. М. – п.г.т. Джалиль, 2009 г. 248 с.
  8. А. С. Тайсин. География Республики Татарстан. 8-9 классы. Казань, «Магариф», 2004 год, с. 231.
  9. География Татарстана: Пробное учебное пособие для средней школы. / Под ред. Г. П. Бутакова. – Казань: Магариф, 1994. -143 с.
  10. М. Р. Мустафин, Р. Г. Хузеев. Все о Татарстане. (Экономико-географический справочник). - Казань: Татарское книжное издательство, 1994. 164 с.
  11. Каплан Л.С., Ражетдинов У. З. «Введение в технологию и технику нефтедобычи». г.Уфа, 1995 г.