В последнее время всё больше учителей – практиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения, которая способствует совершенствованию и ускорению учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей школьников. Моя роль на модульном уроке - управление работой учащихся, где я имею возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных. Проводить модульные уроки, а главное – готовить их, конечно же, непросто. Требуется большая предварительная работа.
Во-первых, необходимо тщательно проработать весь учебный материал темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи и сформировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т.д.
Во–вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы учащихся.
В–третьих, подобрать дополнительный материал (например, для лекции), соответствующие наглядные пособия, ТСО, а также задания, тесты, графические диктанты, кроссворды для школьников. Домашнее задание зависит от качества работы на уроке. Если ученик отработал все учебные элементы и набрал максимальное количество баллов, то для него домашнего задания нет. Если же в ходе классной работы допускались ошибки, то рекомендуется повторить тот или иной учебный материал. Модульное обучение активизирует ребят, а потому желающим предлагается задания творческого характера, за выполнение этой работы оценку выставляю в журнал.
Рассмотрим использование данной технологии на примере изучения темы « Кровь. Кровообращение» в разделе «Человек». Тема включает в себя четыре блока:
- Тема 1: «Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Иммунитет». Он состоит из двух модулей.
- Тема 2. «Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы и крови по сосудам».
- Тема 3. «Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов».
- Тема 4. «Первая помощь при кровотечениях».
Вниманию учителей предлагается разработка первого блока, изучение которого осуществляется на сдвоенном уроке». Учитель объявляет тему и задачи урока; обращает внимание на требования к знаниям и умениям (они записаны на классной доске), которыми должны овладеть школьники в ходе урока.
Комплексная дидактическая цель: В результате овладения содержанием обоих модулей учащиеся должны:
- знать о составе внутренней среды организма;
- продолжить развивать навык оформления лабораторных работ;
- выяснить значение крови в целом и отдельных элементов
- показать, что внутренняя среда организма, состоящая из крови, тканевой жидкости и лимфы представляет собой единую систему; дать определение иммунитета и видов иммунитета
- иметь представление о функциях клеточного и гуморального иммунитета;
- познакомиться работами Л.Пастера, Э.Дженнера, И.Мечникова
Учащиеся должны уметь: работать с текстом учебника, дидактическими материалами, таблицами; проводить самоконтроль и оценку знаний.
Модуль 1. Тема «Внутренняя среда. Значение крови и её состав»