Цели:
- Образовательная:
- повторение и совершенствование знаний об имени существительном и имени прилагательном;
- формирование умения находить орфограмму в слове и объяснять её написание;
- познакомить с именем числительным как частью речи.
- Развивающая:
- формировать каллиграфические навыки: пополнять словарный запас;
- развивать орфографическую зоркость;
- навыки, связанные с употреблением числительных в речи
- умение анализировать текст.
- Воспитательная:
- воспитание культуры речи учащихся;
- чувства патриотизма, любви и гордости за родной язык.
Оборудование: картина «Семья»; тест для чтения и анализа; перфокарта; плакат «Имя числительное».
Ход урока
I. Организация.
– Ребята, прочитайте эпиграф нашего урока.
Учите русский – годы к ряду.
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда в нём самом.
– Как вы поняли смысл прочитанного? Почему русский язык надо учить с душой, с усердием, с умом? (Только живя в родной стране и зная свой язык, можно считать себя истинным гражданином своей Родины).
– А теперь обратите внимание на слова 1 столбика: дедушка, бабушка, папа, мама, брат, сестра. Каким словом можно объединить эти слова? (семья).
– Читаем слова 2 столбика: Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение. Что называют эти слова? (части речи).
– А чем похожи эти группы слов? Что у них общего? Каждый член семьи имеет имя.
Это сходство с нашей речью. Ведь наша речь, как и семья, состоит из отдельных частей, то есть из слов. Эти слова имеют свои названия.
И мы сегодня с вами повторим уже известные вам части речи и познакомимся с новой.
II. Лексическая работа.
– Кто сможет объяснить лексическое значение слова семья? (Семья – это ячейка общества. Это группа людей, живущих вместе и связанных родственными узами).
III. Минутка чистописания.
– Откройте тетради, проверьте сегодняшнее число, месяц и слова «Классная работа». (Дети каллиграфически сделали запись дома).
– Запишите предложение: Наша семья большая и дружная.
IV. Повторение пройденного.
– Мы с вами сейчас вспомним уже известные нам части речи.
У всех у вас на парте есть текст. Прочтите его про себя.
Тихая моя родина.
Новый забор перед школою,
Тот же зелёный простор.
Словно ворона весёлая,
Сяду опять на забор!
Школа моя деревянная.
Время придёт уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
Н. Рубцов
– О чём это стихотворение? (О родине).
– Почему слово родина с маленькой буквы? (Малая родина).
– С чем связывает автор свою малую родину? (Со школой).
– Как вы думаете, автор наш современник или жил в другое время?
– Докажите это.
– Самостоятельная работа . Как называется наша малая родина? А страна, в которой мы живём? Напишите предложение о школе. Разберите его по членам.
– Выписать из данного текста имена существительные и имена прилагательные.
Обосновать свой выбор.
Забор | тихая | |
Родина | новый | |
Школа | зелёный | |
Простор | весёлая | |
Ворона | деревянная | |
Время | туманная | |
речка |
– Объяснить встретившиеся орфограммы.(Деревянная, туманная, речка, ворона, зелёный, весёлая).
V. Новый материал.
– А теперь приготовились слушать внимательно-внимательно. Сейчас мы пополним семью «Части речи» ещё одним членом.
На доске: девятый, девяносто, девять, девяностый.
– Прочитать. Объяснить значение слов ( обозначают число).
– Это числительные. Давайте определим способ образования этого слова. Числительное – числитель – число.
– На какие вопросы отвечают данные слова? (Сколько? Какой?)
– Что же такое числительное? (Часть речи, которая обозначает число, количество предметов и их порядковый номер и отвечает на вопросы какой? сколько? называется числительным.)
– Как вы думаете, в какой науке чаще всего встречается числительное? Но, оказывается, без чисел немыслима и морфология, и история, и география, т. е. в каждой науке она в какой-то мере присутствует.
VI. Закрепление.
1. Работа с учебником. Открываем учебники. Стр. 138. правило стр.139
Работа по вариантам: Семь, семидесятый; два, второй; Сто, сотый; три, тринадцатый; один, первый.
2. Словарная работа (индивидуальная)
– Какое сейчас время года? Месяц?
– Каким по счёту является месяц зимы – февраль? (Последний или третий).
– Какие части речи мы употребили? ( Прилагательное и числительное).
– Что у них общего? (Отвечают на один и тот же вопрос).
У доски слабый ученик работает с перфокартой. «Снеговик принёс нам много зимних слов. Вставить пропущенную букву ».
– Ребята, вспомните пословицы, поговорки и загадки, где встречаются числительные.
Один ум хорошо, а два лучше. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Четыре братца под одной крышей. Два братца через дорогу живут.
– Проверяем работу у доски. К какой части речи относятся записанные слова? Какое слово лишнее?
VII. Итог урока.
– С какой частью речи мы сегодня познакомились?
– Обратите внимание на плакат. Давайте сделаем вывод.
– Приведите примеры числительных.
Оценки. Дома: пункт 59, упр. 345.